город Омск
06 июля 2011 г. |
Дело N А75-1406/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4011/2011) межмуниципального отдела внутренних дел "Ханты-Мансийский" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 04.05.2011 по делу N А75-1406/2011 (судья Дроздов А.Н.), по заявлению межмуниципального отдела внутренних дел "Ханты-Мансийский" (далее - административный орган, МОВД "Ханты-Мансийский") к обществу с ограниченной ответственностью "Империя" (ОГРН 1107746622994 , ИНН 7724756394) (далее - ООО "Империя", общество)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО "Империя" - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от МОВД "Ханты-Мансийский" - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:
Решением от 04.05.2010 по делу N А75-1406/2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа отказал в удовлетворении требований МОВД "Ханты-Мансийский" о привлечении ООО "Империя" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на наличие процессуальных нарушений при производстве по административному делу, а именно составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя без его надлежащего уведомления.
В апелляционной жалобе административный орган просит решение суда первой инстанции отменить, принять оп делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса судебное заседание проведено в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания по делу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
МОВД "Ханты-Мансийский" проведена поверка соблюдения Обществом Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) в помещении клуба игорных автоматов, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, улица Шевченко, дом 10 (далее - клуб игровых автоматов).
Сотрудниками МОВД "Ханты-Мансийский" в связи с поступлением сообщения об осуществлении азартных игр осмотрено помещение клуба игорных автоматов, по результатам которого составлен протокол осмотра места происшествия (л.д. 16-24).
28.01.2011 в ходе осмотра помещения клуба обнаружено 12 игровых автоматов, что подтверждается материалами административного дела. Протоколом осмотра зафиксировано отсутствие компьютера оператора, отсутствие модема и выхода в интернет (л.д.16-24).
В ходе проведения административного расследования по делу об административном правонарушении, возбужденного по части 2 статьи 14.1. КоАП РФ в отношении Общества, в МОВД "Ханты-Мансийский" поступило сообщение, согласно которому Общество продолжает вести деятельность по проведению азартных игр.
16.02.2011 по результатам повторной проверки в клубе игровых автоматов обнаружено 23 игровых автомата, что подтверждается материалами административного дела (л.д.31-38).
04.03.2011 МОВД "Ханты-Мансийский" в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.11).
Протокол с материалами проверки в отношении Общества направлены в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении к административной ответственности (л.д.6).
04.05.2011 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа принято обжалуемое решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), признается административным правонарушением.
Согласно статье 4 Федерального закона N 244-ФЗ:
азартная игра это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;
деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры;
разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений;
игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников;
игорное заведение - здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
В силу требований статьи 5 указанного Федерального закона деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 6 Федерального Закона N 244-ФЗ организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
В силу статьи 13 Федерального закона N 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Таким образом, как верно указал суд первой иснатнции при осуществлении деятельности по организации азартных игр предусмотрено получение специального разрешения.
Из вышеизложенного следует, что действия лиц по организации и проведению азартных игр вне установленных игорных зон без специального разрешения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании представленных доказательств арбитражный суд первой инстанции признал доказанным факт осуществления Обществом деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов без наличия специального разрешения (лицензии), что сторонами не оспаривается.
Между тем судом первой инстанции установлены нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции в данной части.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер процессуальных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения; при составлении протокола указанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем в протоколе делается соответствующая запись (часть 3); ему предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении (часть 4); протокол должен быть подписан законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (часть 5).
Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, а положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника.
Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, протокол об административном правонарушении 25хаN 006913 от 04.03.2011 составлен в присутствии представителя общества Григорьева А.В., действующего по доверенности от 26.12.2010 (л.д. 45), которая является общей и ссылок на представление интересов по конкретному делу об административном правонарушении не имеет. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что как ранее было указано сам факт присутствия представителя по общей доверенности, не свидетельствует о надлежащем уведомлении законного представителя общества о дате и месте составления протокола об административном правонарушении.
В свою очередь в материалах дела имеется уведомление Общества от 21.01.2011 исх. N 48/8-1050 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении - 25.02.2011 в 10 часов 00 минут, однако доказательства направления уведомления в адрес Общества отсутствуют (л.д. 13).
Кроме того, протокол об административном правонарушении составлен не 25.02.2011, как указано в уведомлении, а 04.03.2011, уведомления о составлении протокола в данный день, а также доказательств направления такового уведомления суду представлено не было.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, лицо, привлекаемое к ответственности, не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что является основание для отказа в удовлетворении заявленных требвоаний.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и принял законное и обоснованное решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, у апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения.
Жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 04.05.2011 по делу N А75-1406/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (часть 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-1406/2011
Истец: Межмуниципальный отдел внутренних дел "Ханты-Мансийский", МОВД "Ханты-Мансийский" УВД по ХМАО-Югре
Ответчик: ООО "Империя"
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4011/11