г. Саратов |
Дело N А57-17025/2010 |
04 июля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кудряшовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития и торговли Саратовской области на решение арбитражного суда Саратовской области от 26 апреля 2011 года по делу N А57-17025/2010, судья Калинина А.В.
по заявлению Министерства экономического развития и торговли Саратовской области
заинтересованное лицо: Счетная палата Саратовской области
третьи лица: Министерство финансов Саратовской области,
Государственное унитарное предприятие Саратовской области "Бизнес-инкубатор Саратовской области"
о признании недействительным предписания Счетной палаты Саратовской области от 22.11.2010 N 03-03/1104 в части нецелевого использования бюджетных средств
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства экономического развития и торговли Саратовской области - Попковой Н.А., по доверенности N 16-6-306/11 от 09.06.2011, Кузиной С.А., по доверенности N 16-10-1220/10 от 07.12.2010, Черемных Л.А., по доверенности N 16-10-448/11 от 08.06.2011
от Счетной палаты Саратовской области - Боткина Д.С., по доверенности от 31.01.2011, Сидоренко И.О., по доверенности от 11.10.2010,
от Министерства финансов Саратовской области - не явился, извещен,
от Государственного унитарного предприятия Саратовской области "Бизнес-инкубатор Саратовской области" - Пискаева К.Н., исполняющего обязанности директора на основании приказа N 259 от 07.03.2008, Осадчего В.В., по доверенности N 3/5 от 11.01.2011
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития и торговли Саратовской области (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Счетной палате по Саратовской области, третьи лица: Министерство финансов Саратовской области, Государственное унитарное предприятие Саратовской области "Бизнес-инкубатор Саратовской области" (далее - ГУП "Бизнес-инкубатор Саратовской области", Бизнес-инкубатор) о признании недействительным предписания Счетной палаты Саратовской области от 22.11.2010 N 03-03/1104 в части нецелевого использования бюджетных средств.
Решением суда первой инстанции от 26.04.2011 в удовлетворении требований министерства отказано в полном объеме.
Министерство экономического развития и торговли Саратовской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 26.04.2011 отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе, министерство указало на то, что субсидии предоставляются не на основании фактических расходов по предоставлению товаров, услуг сторонним организациям, а в соответствии с требованиями постановления Правительства 86-П в целях возмещения затрат или недополученных доходов при оказании областным Бизнес-инкубатором услуг субъектам малого предпринимательства.
В судебном заседании представители министерства экономического развития и торговли Саратовской области поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивают на её удовлетворении.
Представители Счетной палаты возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, считают решение законным и обоснованным, просили решение оставить без изменения.
Представители ГУП "Бизнес-инкубатор" поддержали апелляционную жалобу министерства, считают решение незаконным и необоснованным, просят решение отменить.
Представитель Министерства финансов Саратовской области не явился. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. В соответствии со ст.156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лица, участвующего в деле, извещенного надлежащим образом.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Счетной палатой Саратовской области в соответствии с решением председателя Счетной палаты области и письмом председателя комитета по экономической политике, собственности и земельным отношениям Саратовской областной Думы О.А. Галкина от 02.08.2010 N 15 -298 проведена проверка использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы "Информатизация Саратовской области на 2008-2010 годы" и на обеспечение деятельности Бизнес-инкубаторов в Саратовской области за период с 2008 года по первое полугодие 2010 года в Министерстве экономического развития и торговли Саратовской области.
В ходе проверки Счетной палатой Саратовской области выявлены допущенные министерством нарушения бюджетного законодательства, в том числе, нецелевое использование бюджетных средств, при использовании средств областного бюджета, выделенных на обеспечение деятельности Бизнес - инкубаторов в Саратовской области за период 2008-2009 годы.
По результатам проверки на основании п. "г" ч.1 ст.3 и ч.6 ст.6 Закона Саратовской области от 30 июля 2008 года N 216-ЗСО "О Счетной палате Саратовской области" министерству выдано предписание от 22.11.2010 N 03-03/1104.
Не согласившись с предписанием от 22.11.2010 N 03-03/1104, Министерство экономического развития и торговли Саратовской области обжаловало его в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судами обеих инстанций установлено, что на основании распоряжения Правительства Саратовской области от 14 августа 2007 года N 209-Пр "О создании государственного унитарного предприятия Саратовской области "Бизнес-инкубатор Саратовской области" создано Государственное унитарное предприятие Саратовской области "Бизнес-инкубатор Саратовской области". Бизнес-инкубатор образован в целях создания инфраструктуры для развития и поддержки малого предпринимательства на территории области и получения прибыли.
Бизнес-инкубатор находится в ведомственном подчинении министерства экономического развития и торговли Саратовской области, которое выступает учредителем Бизнес-инкубатора и на которое возложена координация деятельности Бизнес-инкубатора.
Поскольку по организационно-правовой форме ГУП СО "Бизнес-инкубатор" является государственным унитарным предприятием, коммерческой организацией, то следует учитывать особенности получения унитарными предприятиями бюджетных средств. Государственные унитарные предприятия получают бюджетные средства в форме субсидий в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с ч.2 ст. 78 БК РФ субсидии вышеуказанным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта РФ - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Как следует из материалов дела обеспечение деятельности Бизнес-инкубатора осуществлялось в рамках исполнения мероприятий областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы", утвержденной Законом Саратовской области от 1 октября 2007 года N 200-ЗСО (далее - Программа).
Пунктом 17 Перечня мероприятий Программы (Приложение N 1) предусмотрено следующее мероприятие: "Предоставление субсидии в целях возмещения затрат или недополученных доходов при оказании услуг субъектам малого предпринимательства (организация системной целевой поддержки субъектов малого предпринимательства в период становления путем оказания комплекса консалтинговых услуг, предоставления помещений и оборудования на льготных условиях)".
На реализацию указанных целей Программой "Развитие малого и среднего предпринимательства" за счет средств областного бюджета был предусмотрен объем финансирования в следующем размере: 5500,1 тыс. рублей - в 2008 году, 4650,0 тыс. рублей - в 2009 году.
Предоставление субсидии в целях возмещения затрат или недополученных доходов при оказании услуг субъектам малого предпринимательства Бизнес-инкубатору осуществлялось в соответствии с Положением о предоставлении субсидий, утвержденным Постановлением Правительства Саратовской области от 7 марта 2008 года N 86-П "О предоставлении субсидии в целях возмещения затрат или недополученных доходов при оказании областным Бизнес-инкубатором услуг субъектам малого предпринимательства в рамках реализации областной целевой программы "Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы" (с учетом изменений) (далее - Постановление N 86-П), которое предусматривает процедуру предоставления субсидии из областного бюджета на возмещение затрат или недополученных доходов при оказании областным Бизнес-инкубатором услуг субъектам малого предпринимательства в рамках реализации областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008 - 2010 годы", цели, условия предоставления и возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных указанным постановлением.
Согласно указанному Положению, субсидия предоставляется в целях возмещения затрат или недополученных доходов при оказании областным Бизнес-инкубатором следующих услуг субъектам малого предпринимательства: административно-хозяйственные; информационно-консультационные; сопровождающие; сервисные; почтово-секретарские; предоставление в аренду (субаренду) помещений в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2007 г. N 499-П "О ставках арендной платы для субъектов малого предпринимательства" (п.3 Положения).
Субсидия предоставляется при условии оказания услуг, указанных в пункте 3 Положения, субъектам малого предпринимательства в соответствии с действующим законодательством (п.4 Положения).
Субсидия предоставляется на основании соглашения, заключенного между министерством экономического развития и торговли области и областным Бизнес -инкубатором (далее - Соглашение), в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству экономического развития и торговли области (п.5 Положения). Субсидия носит целевой характер и не подлежит направлению на иные цели (п.7 Положения).
Механизм предоставления субсидий предусмотрен в пунктах 8, 9, 10 указанного Положения, утвержденного Постановлением N 86-П.
Для получения субсидии областной Бизнес-инкубатор представляет в Министерство следующие документы: утвержденный прейскурант услуг по форме, установленной в Соглашении; до 10 числа отчетного месяца расчет субсидии по форме, установленной в Соглашении; до 10 числа месяца, следующего за отчетным, отчет о фактически оказанных услугах по форме, установленной в Соглашении; до 10 числа месяца, следующего за отчетным, документы, подтверждающие целевое использование предоставленной субсидии.
Предоставление субсидии осуществляется ежемесячно в два этапа: авансовый платеж в размере 50 процентов от предварительно рассчитанного общего размера субсидии в текущем месяце - в течение 5 (пяти) банковских дней со дня получения расчета субсидии; оставшаяся часть субсидии перечисляется в течение 5 (пяти) банковских дней со дня получения отчета о фактически оказанных услугах в отчетный период за вычетом авансового платежа. В случае, если авансовый платеж превысил размер субсидии, подлежащей перечислению областному Бизнес-инкубатору за фактически оказанные в отчетном месяце услуги, то остаток средств переходит в счет следующего месяца и учитывается при расчете субсидии на следующий месяц.
По итогам финансового года областной Бизнес-инкубатор представляет в Министерство в установленные в Соглашении сроки следующие документы: сводный отчет о фактически оказанных услугах за текущий финансовый год нарастающим итогом, в том числе за декабрь по форме, установленной в Соглашении; документы, подтверждающие целевое использование предоставленной субсидии за декабрь месяц.
Судами обеих инстанций установлено, что между министерством и Бизнес-инкубатором 18.03.2008 заключено Соглашение о предоставлении субсидий (далее - Соглашение 2008 года).
Согласно п. 1.2 Соглашения, субсидия предоставляется в целях возмещения затрат или недополученных доходов при оказании Бизнес - инкубатором следующих услуг субъектам малого предпринимательства:
- административно-хозяйственные; информационно-консультационные; сопровождающие; сервисные; почтово-секретарские. Стоимость данных услуг утверждается по согласованию с Министерством Бизнес-инкубатором в прейскуранте цен безвозмездных услуг.
- предоставление в аренду (субаренду) помещений, оснащенных оргтехникой и мебелью.
Пункт 1.3. Соглашения предусматривает, что субсидия носит целевой характер и не подлежит направлению на иные цели.
Прейскурант на безвозмездные услуги, предоставляемые субъектам малого предпринимательства ГУП СО "Бизнес-инкубатор Саратовской области" утвержден директором Бизнес - инкубатора и согласован с первым заместителем министра экономического развития и торговли Саратовской области А.А. Ульяновым, что подтверждается материалами дела. Указанным Прейскурантом цен на безвозмездные услуги, являющимся приложением к Соглашению 2008 года, предусмотрено включение в состав административно-хозяйственной услуги осуществление технической эксплуатации здания (помещений, офисов) из расчета 172 руб./м2 в месяц.
Стоимость данной услуги (технической эксплуатации здания (помещений, офисов) рассчитана следующим образом:
- электроснабжение 7 тыс. руб./мес. ;
- водопотребление и водоотведение 5 тыс. руб./мес. ;
- отопление и горячая вода 120 тыс. руб. /мес.;
- вывоз мусора 1,5 тыс. руб./мес.
Расчет - (7000+5000+120000+1500)/778,1 м2 общ. пл.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что прейскурантом цен, являющимся приложением к соглашению о предоставлении субсидии от 18 марта 2008 года четко утверждены виды услуг, безвозмездно оказываемых Бизнес - инкубатором субъектам малого предпринимательства, а также их стоимость.
Сумма вышеуказанных расходов (7000+5000+120000+1500=133500) составляет предполагаемые расходы по осуществлению технической эксплуатации здания в месяц. Следовательно, при делении полученной суммы на общую площадь здания (133500/778,1=172) получается стоимость технической эксплуатации здания одного м2.
Согласно представленным по делу доказательствам, в том числе ежемесячным отчетам о фактически оказанных услугах Бизнес-инкубатором расходы по осуществлению технической эксплуатации здания в 2008 году составили 1605,8 тыс. рублей: январь -133822,9 руб., февраль -133822,9 руб., март133816 руб., апрель 133816 руб., май133816 руб., июнь 133816 руб., июль133816 руб., август 133816 руб., сентябрь 133816 руб., октябрь 133816 руб., ноябрь 133816 руб., декабрь133816 руб.
Судами обеих инстанций установлены фактические расходы Бизнес-инкубатора на электроснабжение, водопотребление и водоотведение, отопление и горячую воду, вывоз мусора в 2008 году, которые в совокупности составили 347,6 тыс. рублей, что подтверждается материалами дела.
Как следует из материалов дела, всего в 2008 году Бизнес-инкубатору предоставлена субсидия на возмещение затрат при оказании им административно-хозяйственной услуги - осуществление технической эксплуатации здания (помещений, офисов) в сумме 1605,8 тыс. рублей. В тоже время фактические расходы Бизнес-инкубатора, согласно счетам- фактурам Бизнес-инкубатора, за электроснабжение, водопотребление и водоснабжение, отопление и горячую воду, вывоз мусора за 2008 год составили 347,6 тыс. рублей.
Таким образом, разница между предоставленной Бизнес-инкубатору субсидией за оказание им административно-хозяйственной услуги на осуществление технической эксплуатации здания и фактическими расходами Бизнес-инкубатора на техническую эксплуатацию здания составила 1258,2 тыс. рублей (1605,8-347,6).
Так как субсидия предоставляется за фактически оказанные услуги и министерством не осуществлялась корректировка фактически потребленных Бизнес-инкубатором коммунальных услуг, как этого требует вышеуказанное постановление Правительства области N 86-П и п. 2.2. Соглашения 2008 года, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что субсидия в сумме 1258,2 тыс. рублей израсходована на цели, не соответствующие условиям ее получения.
Статья 289 БК РФ предусматривает, что нецелевое использование бюджетных средств - это направление и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
На основании изложенного, выводы Счетной палаты Саратовской области о нецелевом использовании бюджетных средств основываются на материалах дела.
Довод подателя жалобы о том, что субсидии предоставляются не на основании фактических расходов по предоставлению товаров, услуг сторонним организациям, а в соответствии с требованиями постановления Правительства 86-П в целях возмещения затрат или недополученных доходов при оказании областным Бизнес-инкубатором услуг субъектам малого предпринимательства отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку Соглашением предусмотрено предоставление субсидий за фактически оказанные услуги.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предоставленная в 2008 - 2009 годах министерством субсидия Бизнес-инкубатору в целях возмещения затрат, понесенных в ходе технической эксплуатации помещений, переданных ИП Евстифеевой Т.И. в аренду под буфет, в общей сумме 175,9 тыс. рублей, в том числе 97,4 тыс. рублей - в 2008 году (расходы учтены в сумме нецелевого использования средств областного бюджета указанной в пункте 1 предписания), 78,5 тыс. рублей - в 2009 году, что не соответствует условиям предоставления субсидии и является нецелевым использованием бюджетных средств.
Судами обеих инстанций установлено, что ИП Евстифеева Т.И. не является субъектом малого предпринимательства, которое победило в конкурсе субъектов малого предпринимательства для предоставления нежилых помещений и оказания услуг Бизнес -инкубатора, так как Индивидуальный предприниматель арендует помещение в здании Бизнес-инкубатора на общих основаниях, осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли. Таким образом, расходы на техническую эксплуатацию помещения, занимаемого на праве аренды ИП Евстифеевой Т.И. не подлежат возмещению за счет средств областного бюджета в соответствии с постановлением N 86-П.
В апелляционной жалобе министерство указало на то, что Счетной палатой необоснованно сужается понятие "осуществление технической эксплуатации здания (помещений, офисов)" и необоснованно не включается в данные услуги такие виды услуг, как охрана здания, содержание коммунальных сетей, оплата за услуги телефонной связи, приобретение хозяйственного инвентаря и другие. Министерство считает, что данные услуги учтены в составе такого вида, как "осуществление технической эксплуатации здания (помещений, офисов)". Данный довод отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно прейскуранту цен на безвозмездные услуги, являющимся приложением к Соглашению 2008 года, предусмотрено включение в состав административно-хозяйственной услуги осуществление "технической эксплуатации здания (помещений, офисов)", в которое входят только расходы на: электроснабжение - 7 тыс. руб./мес.; водопотребление и водоотведение - 5 тыс. руб./мес.; отопление и горячая вода - 120 тыс. руб./мес.; вывоз мусора - 1,5 тыс. руб./мес. Оказание каких-либо других услуг, относящихся к технической эксплуатации здания (помещений, офисов) данным прейскурантом цен не предусматривалось.
Кроме того, из отчетов, представляемых в министерство видно, что Бизнес-инкубатором были понесены и другие расходы, не относящиеся к технической эксплуатации здания: на приобретение сидений для унитаза, тачки, рыбацких сапог, в связи с оплатой услуг связи и доступу и "Интернет" и т.д., но возмещенные ему за счет бюджетных средств.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что действия министерства квалифицируются в соответствии со ст. 289 БК РФ как нецелевое использование бюджетных средств, в связи с чем отсутствовали правовые основания для признания недействительным предписания Счетной палаты области от 22.11.2010 N 03-03/1104 в части указания на нецелевое использование бюджетных средств.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу антимонопольного органа следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Саратовской области от 26 апреля 2011 года по делу N А57-17025/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Лыткина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-17025/2010
Истец: Министерство экономического развития и торговли Саратовской области
Ответчик: Счетная палата Саратовской области
Третье лицо: ГУП "Бизнес-инкубатор Саратовской области", Министерство финансов Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4286/11