г. Пермь
29 июня 2011 г. |
Дело N А50-26705/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И.В.
судей Сафоновой С.Н., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.,
при участии:
от истца ИП Шуваева А.Н. (ИНН 591806138053, ОГРН 304591804400088) - не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 6 по Пермскому краю (ИНН 1834030163, ОГРН 1041804000105) - Баева Е.В., доверенность от 11.01.2011 N 04-05/25, предъявлен паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
ИП Шуваева А.Н.
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 15 апреля 2011 года
по делу N А50-26705/2010,
принятое судьей Щеголихиной О.В.
по заявлению ИП Шуваева А.Н.
к Межрайонной ИФНС России N 6 по Пермскому краю
о признании недействительным решения налогового органа,
установил:
ИП Шуваев А.Н. обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 6 по Пермскому краю от 15.07.2010 N 47 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.04.2011 заявленные требования удовлетворены в части: признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Пермскому краю от 15.07.2010 N 47 в части привлечения ИП Шуваева А.Н. к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ в виде штрафов в суммах, превышающих 3000руб. (ЕСН), 6000 руб. (НДФЛ), 15 000 руб. (НДС), как несоответствующее НК РФ. В удовлетворении остальной части требований отказано. На Межрайонную ИФНС России N 6 по Пермскому краю возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов предпринимателя.
Не согласившись с решением суда, ИП Шуваев А.Н. обратился с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, поскольку судом нарушены нормы материального права. Заявитель жалобы полагает, что все необходимые документы были представлении и отражены при ведении бухгалтерского учета, вина ни в форме умысла, ни в форме неосторожности не доказана. Последствия недействительности сделки носят гражданско-правовой характер и сами по себе не могут изменять налоговых правоотношений.
Межрайонной ИФНС России N 6 по Пермскому краю письменный отзыв на жалобу не представлен, представитель в судебном заседании просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку решение суда является законным и обоснованным.
От ИП Шуваева А.Н. поступило ходатайство о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы в связи с несвоевременным получением судебного акта. Ходатайство о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы удовлетворено судом апелляционной инстанции, срок восстановлен в соответствии со ст. 117 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 6 по Пермскому краю по результатам проведенной выездной налоговой проверки ИП Шуваева А.Н. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2007 по 31.12.2008, составлен акт N 46 от 11.06.2010 (л.д. 41-55, т.1) и вынесено решение N 47 от 15.07.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 27-40, т.1).
Названным решением предприниматель привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст. 122, ст. 123 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 78 677,30 руб., предложено уплатить недоимку по налогам в общей сумме 393 386,50 руб., пени в сумме 108 085,90 руб.
Решением УФНС России по Пермскому краю от 24.08.2010 N 18-22/223 указанное решение налогового органа оставлено без изменения, жалоба предпринимателя без удовлетворения (л.д. 106-111, т.1).
Основанием для доначисления НДФЛ в сумме 67 082 руб., ЕСН в сумме 113 905 руб. и НДС в сумме 178 840 руб., соответствующих сумм пени и штрафных санкций, явились выводы проверяющих о неправомерности заявленных расходов и вычетов по сделке с ООО "Форс", поскольку представленные налогоплательщиком документы содержат недостоверные сведения об этой организации и не подтверждают факт оплаты товара и реальность заключенных сделок.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, суд первой инстанции пришел к выводу о законности вынесенного налоговым органом решения. Снижая штрафные санкции по п.1 ст. 122 НК РФ, суд первой инстанции применил положения ст.ст. 112, 114 НК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пп.1 п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу п.3 ст.153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Во втором абзаце данной нормы указано, что вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии со ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 указанной статьи, не может являться основанием для отказа принятия к вычету суммы налога, предъявленной продавцом (п. 2 указанной статьи).
В силу п.1 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ.
На основании п.1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 221 НК РФ налогоплательщики при исчислении налоговой базы по НДФЛ имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения для целей налогообложения, установленному главой НК РФ "Налог на прибыль организаций".
Из п. 1 ст. 252 НК РФ следует, что в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно ст. 237 НК РФ налоговая база по ЕСН определяется аналогично налоговой базе по НДФЛ.
При рассмотрении споров о размере налогооблагаемого дохода на налоговом органе лежит бремя доказывания факта и размера дополнительно вмененного налогоплательщику дохода, а на налогоплательщике - факта и размера понесенных расходов.
Как следует из материалов дела, ИП Шуваевым А.Н. в подтверждение факта несения расходов и заявленных налоговых вычетов по взаимоотношениям с ООО "Форс" представлены договора купли-продажи, счета-фактуры, товарные накладные, акты о приеме-передаче объекта основных средств, инвентарные карточки учета объекта основных средств, квитанции к приходно-кассовым ордерам, кассовые чеки.
В ходе проверки в отношении контрагентов налоговым органом установлено следующее.
ООО "Форс" с ИНН 6664051023 не учете не состоит, сведения о юридическом лице с названием ООО "Форс" отсутствуют, с ИНН 6664051123 на учете с 12.11.1997 г.. состоит Благотворительный фонд помощи семьям военнослужащих, контрольно-кассовая техника с заводским номером 9561094 на учете в инспекции не состоит.
Из пункта 7 ст. 84 НК РФ следует, что каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
То есть, ИНН имеет индивидуальный характер, присваивается лицу единожды.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что данные, полученные инспекцией в ходе проверки об отсутствии государственной регистрации спорного контрагента, подтверждаются материалами дела. Заявителем отсутствие государственной регистрации контрагента не оспаривается.
На основании п. 2 ст. 11 и ст. 143 НК РФ налогоплательщиком признается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно ст. 48-51 Гражданского кодекса Российской Федерации организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособность юридического лица, их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками в соответствии со ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Порядок государственной регистрации регламентирован Федеральным законом от 08.08.2001 г.. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В силу п. 1 ст. 1 названного Закона государственная регистрация представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом.
Отсутствие государственной регистрации контрагента свидетельствует о том, что источник возмещения вычетов по НДС не сформирован, как и не уплачены налоги с доходов от хозяйственных операций с предпринимателем.
При этом следует учитывать, что данные о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя являются открытыми.
Поскольку в силу ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, то при вступлении в гражданские правоотношения субъекты должны проявлять разумную осмотрительность, так как последствия выбора недобросовестного контрагента ложатся на этих субъектов. Налогоплательщик не может считаться добросовестным, если при выборе контрагента он не проявил необходимой меры осторожности и осмотрительности.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание предпринимателя на то, что вступая в обязательственные правоотношения по поставке товара, предприниматель не удостоверился в правоспособности ООО "Форс" и в государственной регистрации этой организации в качестве юридического лица; не запросил правоустанавливающих документов у юридического лица, от имени которого выполнены документы, равно как не воспользовался общедоступной информацией о государственной регистрации контрагента, находящейся на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Предприниматель не предпринял указанных мер и на стадии исполнения сделки, осуществляя оплату приобретаемых товаров наличными денежными средствами. Следовательно, предприниматель действовал без должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента (предполагающих проверку правоспособности, то есть установление юридического статуса, возникновение которого обусловлено государственной регистрацией юридического лица, личности лица, выступающего от имени юридического лица, а также наличия у него соответствующих подтверждаемых документально полномочий на совершение юридически значимых действий).
Доказательств обратного налогоплательщиком не представлено.
В результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств согласно ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции установлено, что спорный контрагент не зарегистрирован в качестве юридического лица в установленном законом порядке, сведения в Едином государственном реестре юридических лиц о них отсутствуют. Предъявленные счета-фактуры содержат недостоверную информацию об ИНН поставщика.
Таким образом, первичные документы по хозяйственным операциям с ООО "Форс" подписаны неустановленными, неуполномоченными лицами, в связи с чем, в рассматриваемых случаях данные о продавце, в представленных предпринимателем документах (счетах-фактурах, накладных, платежных документах), являются заведомо не соответствующими действительности, что в соответствии с положениями ст. 169 НК РФ является безусловным и достаточным основанием для отказа в предоставлении налогового вычета по НДС.
Указанные выводы апелляционного суда соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 17648/10, от 18.11.2008 N 7588/08.
Ссылка предпринимателя на реальность хозяйственной операции по приобретению товара не правомерна, поскольку применение налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ возможно лишь при соблюдении условий, определенных ст. 172 НК РФ и при наличии определенных документов.
При таких обстоятельствах, оценив все указанные обстоятельства во взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в виде отнесения расходов в затраты при совершении операций с обществом, реальность деятельности которой и совершения хозяйственных операций вызывает сомнения.
Доказательств иного суду апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, выводы налогового органа о неправомерном заявлении вычетов по НДС и заявлении расходов по НДФЛ и ЕСН по взаимоотношениям с ООО "Форс" правомерны.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из доказанности налоговых правонарушений, однако, посчитал возможным уменьшить размер штрафа до 3000 руб. по ЕСН, 6000 руб. по НДФЛ, 15 000 руб. по НДС, учитывая смягчающие вину обстоятельства: правонарушение совершено впервые, правонарушение не причинило значительного вреда охраняемым законом интересам, учитывая принцип соразмерности наказания совершенному правонарушению.
В соответствии с п. 4 ст. 112 НК РФ при наложении санкций за налоговые правонарушения суд устанавливает обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика за совершение таких правонарушений, и учитывает эти обстоятельства в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.
В силу п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса РФ.
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, приведен в ст. 112 НК РФ, однако он не является исчерпывающим. В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ суды имеют право признавать смягчающими ответственность налогоплательщика неограниченный круг обстоятельств.
В силу статей 112 и 114 НК РФ, статьи 71 АПК РФ мера ответственности за совершение конкретного правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению, суду предоставлено право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства определяющим ответственность лица.
Судом апелляционной инстанции не установлено обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции в данной части.
При таких обстоятельствах, решение суда не подлежит отмене, жалоба предпринимателя - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15.04.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-26705/2010
Истец: Шуваев А Н
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N6 по ПК