г. Хабаровск
05 июля 2011 г. |
N 06АП-2460/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.
при участии в заседании:
от муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах": представитель не явился
от Отдела надзорной деятельности по Индустриальному району г.Хабаровска Главного управления МЧС по Хабаровскому краю: Бахирева Н.В. по доверенности от 15.01.2010
рассмотрев апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах"
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.05.2011
по делу N А73-3049/2011, принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах"
к Отделу надзорной деятельности по Индустриальному району (Южный округ г.Хабаровска) Главного управления Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю
об оспаривании постановлений 10.03.2011 N N 77/02, 86/02, 87/02, 88/02, 89/02
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах" (далее - МУП "Управляющая организация", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Отдела надзорной деятельности по Индустриальному району г. Хабаровска Главного управления Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (далее - административный орган, отдел) от 10.03.2011 N N 77/02, 86/02, 87/02, 88/02, 89/02, которыми предприятие привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 19.04.2011 г.. производство по делам N N А73-3049/2011, А73-3051/2011, А73-3050/2011, А73-3052/2011, А73-3053/2011 объединено, делу присвоен номер А73-3049/2011.
Решением суда от 11.05.2011 заявленное требование оставлено без удовлетворения по мотиву доказанности факта совершения вмененных административных правонарушениях и вины МУП "Управляющая организация".
Не согласившись с судебным актом, предприятие обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить в части, касающейся постановлений N N 77/02, 86/02, 87/02, заявленные требования удовлетворить. По мнению заявителя, лицом, ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности, в данном случае являются ТСЖ, созданные как объединения собственников для защиты своих прав.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, но извещен надлежащен. Административный орган отзыв не представил, но его представитель в судебном заседании отклонил доводы и требования предприятия.
Исследовав материалы дела, оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, выслушав представителя административного органа, апелляционная инстанция не находит оснований, для отменены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, административным органом в период с 01.02.2011 по 25.02.2011 проведена проверка в отношении МУП "Управляющая организация" по адресам: г. Хабаровск, ул.Краснореченская, 56, ул.Малиновского, 40, ул.Белорусская, 2а, ул.Айвазовского, 4а, проспект 60-летия Октября, 1а, в ходе проведения которой выявлены нарушения Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных МЧС РФ 18.06.2003, а именно: помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией - пункт 3 ППБ 01-03 (таб. 1 НПБ 110-03); помещения не оборудованы системой оповещения людей о пожаре - пункт 3 ППБ 01-03 (таб. 2 НПБ 104-03); внутренний противопожарный водопровод находится в нерабочем состоянии - пункт 89 ППБ 01-03; общежитие не обеспечено индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания - пункт 129 ППБ 01-03; на первом этаже потолок холла отделан горючей пенополистирольной плиткой - пункт 53 ППБ 01-03; в правом крыле здания на первом этаже дверь эвакуационного выхода из здания со стороны лестничной площадки выполнена с открыванием не по ходу эвакуации; в левом крыле здания на первом этаже дверь эвакуационного выхода на лестничную площадку выполнена с открыванием не по ходу эвакуации; дверь эвакуационного выхода из здания на фасад со стороны холла выполнена с открыванием не по ходу эвакуации - пункты 40, 52 ППБ 01-03; люки выхода на кровлю не выполнены противопожарными - пункт 3 ППБ 01-03 (пункт 8.4 СНиП 21-01-97); дверь в помещение электрощитовой не выполнены противопожарной - пункты 57, 3 ППБ 01-03 (пункт 7.4 СНиП 21-01-97); горючие деревянные стропила чердачного помещения повторно не обработаны огнезащитным составом - пункт 36 ППБ 01-03; в правом крыле здания частично допускается прокладка электропроводки с нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике при помощи времянок, жилы электропроводов соединены при помощи скруток; в помещении электрощитовой прокладка силового кабеля выполнена с нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике силовой кабель не закреплен и петлями лежит на полу - пункт 57 ППБ 01-03.
По результатам проверки был составлены акты проверки от 02.03.2011 N N33, 34, 35, 36, 37.
По данному факту 01.03.2011 административным органом составлены протоколы об административных правонарушениях N N 88/02, 87/02, 86/02, 77/02, 89/02 и 10.03.2011 вынесены постановления N NN 88/02, 87/02, 86/02, 77/02, 89/02 о назначении административного наказания по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей по каждому из постановлений, не согласившись с которыми, МУП "Управляющая организация" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что действия предприятия образуют состав административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена вмененной нормой КоАП.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.
Пунктами 3, 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7 утверждены Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", которые устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов (п. 1.1).
На основании исследования представленных в материалы дела доказательств, судебной коллегией установлено, что в проверяемых домах нарушены пункты 3, 36, 40, 52, 53, 57, 89, 129 ППБ 01-03, а также пункты 6.18, 6.28,7.4, 8.4 СНиП 21-01-97*.
Из материалов дела следует, что МУП г.Хабаровска "СЗ по СМО" (в настоящее время - МУП г.Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах") заключены договора управления многоквартирным домом от 05.06.2007, от 01.04.2010, и от 19.06.2007, 29.04.2010 на управление муниципальными общежитиями. В соответствии с условиями этих договоров предприятие, как управляющая организация, обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию, текущему и капитальному ремонту многоквартирных домов, обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания нанимателям жилых помещений.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества. При этом пунктом 2 указанной статьи определено, что собственник вправе по своему усмотрению передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, представлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, предприятие, заключив договор на управление многоквартирным домом и приняв на себя обязательства по его содержанию, обязалось тем самым обеспечивать меры пожарной безопасности.
Отклоняется апелляционной инстанцией ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что он не может рассматриваться в качестве субъекта административного правонарушения по постановлениям N N 77/02, 86/02,87/02 в силу того, что 26.11.2010 по адресу улица Белорусская, 2а и улица Малиновского,40 созданы и зарегистрированы в установленном законом порядке ТСЖ, и которое заключило договор подряды с ООО "ДВ-Союз", и 31.12.2010 по адресу улица Айвазовского, 4а также зарегистрировано ТСЖ,
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанными Правилами также предусмотрена ответственность управляющей организации за ненадлежащее содержание общего имущества (пункт 42).
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией. Управляющие компании и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязанностей и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.
Следовательно, МУП г "Управляющая организация" являлось лицом, ответственным за соблюдение в указанном здании требований Правил пожарной безопасности. Кроме того, спорные проверки проведены в феврале 2011 года, тогда как передача жилых домов по улице Белорусская, 2а и улице Малиновского,40 по актам приема-передачи технической документации на обслуживание ООО "ДВ-Союз" состоялась 01.04.2011, передача по улице Айвазовского, 4а состоялась 01.05.2011.
При наличии таких обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.05.2011 по делу N А73-3049/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3049/2011
Истец: МУП г. Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах", МУП города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности по Индустриальному району г. Хабароска УНД ГУ МЧС РФ по Хабаровскому краю, Отдел надзорной деятельности по Индустриальному району города Хабароска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2460/11