город Ростов-на-Дону |
дело N А32-2455/2011 |
06 июля 2011 г. |
15АП-5951/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2011 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л. А.
судей Филимоновой С.С., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "СтройКомпани" - директор - Соловейчик Григорий Михайлович; представитель - Терещенко Максим Александрович, доверенность от 17.06.2011 г. N 115,
от Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю представитель не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройКомпани"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.04.2011 по делу N А32-2455/2011,
принятое в составе судьи Руденко Ф.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройКомпани"
к Управлению Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СтройКомпани" (далее - ООО "СтройКомпани") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю (далее - УФМС по Краснодарскому краю) о признании незаконным и отмене постановления от 26.01.2011 г. о привлечении общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
Решением суда от 20.04.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "СтройКомпани" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 20.04.2011 г. отменить, заявленные требования удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу УФМС России по Краснодарскому краю просит оспариваемое постановление административного органа отменить и прекратить производство по административному делу ввиду исключения из ст. 23 Закона о миграционном учете обязанности принимающей стороны направлять отрывную часть уведомления о прибытии в соответствующий орган миграционного учета.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Пояснил, что на момент вынесения решения судом первой инстанции обязанность принимающей стороны по представлению уведомления об убытии иностранного гражданина в управление отменена. Закон, смягчающий ответственность в силу ч. 2 ст. 7.1 КоАП РФ имеет обратную силу, что свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения УФМС по Краснодарскому краю N 240 от 10.12.2010 г. сотрудниками управления в отношении ООО "СтройКомпани" проведена проверка по контролю за соблюдением режима пребывания иностранных граждан, правил привлечения и использования иностранных работников с целью выявления и пресечения правонарушений в сфере миграционного законодательства.
Проверкой установлен факт неисполнения принимающей стороной (ООО "СтройКомпани") обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, а именно: неснятие обществом с миграционного учета в установленные законом сроки гражданина Таджикистана Шарифова А.Ш.
По результатам проверки в отношении ООО "СтройКомпани" составлен протокол N 347599/47 от 14.01.2011 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
Постановлением ОУФМС России по Краснодарскому краю в г. Новороссийске от 26.01.2011 г. ООО "СтройКомпани" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Указанное постановление обжаловано обществом "СтройКомпани" в судебном порядке.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, составляет неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан встать на миграционный учет по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин подлежит учету по месту пребывания.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в том числе и в случае убытия иностранного гражданина из места пребывания.
В силу части 2 статьи 23 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания должна быть направлена принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на учете у общества "СтройКомпани" состоял иностранный гражданин Шарифов А.Ш. В связи с расторжением трудового договора и увольнением указанный гражданин выбыл из места пребывания.
Обществом как принимающей стороной не исполнена обязанность по уведомлению миграционной службы в установленный срок об убытии иностранного гражданина из места пребывания. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и обществом документально не опровергнуто. В этой связи вывод административного органа о наличии в деянии ООО "СтройКомпани" объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, изложенный в оспариваемом постановлении, является обоснованным.
Вместе с тем, Федеральным законом от 23.12.2010 N 385-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 23 Закона о миграционном учете, вступившие в силу с 15.02.2011 г.. Согласно названной статье в новой редакции снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае постановки иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания; выезда иностранного гражданина из Российской Федерации; смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим. Согласно части 2 названной статьи в зависимости от причины, снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения в установленном порядке сведений о постановке данного иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания, либо после получения сведений о выезде данного иностранного гражданина из Российской Федерации от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, или после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть данного иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании данного иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
Таким образом, в новой редакции статьи 23 Закона о миграционном учете в перечне оснований для снятия с миграционного учета отсутствует такое основание, как убытие иностранного гражданина из места пребывания, и исключена обязанность принимающей стороны направлять отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания в соответствующий орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания, то есть обязанность, нарушение которой вменено в вину обществу, отменена с 15.02.2011 г.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Новая редакция статьи 23 Закона о миграционном учете улучшает положение юридического лица (принимающей стороны), совершившего административное правонарушение, отменяя публичную обязанность, нарушение которой вменено в вину обществу. Постановление о назначении административного наказания не исполнено, что участвующие в деле лица не оспаривают.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что объект противоправного посягательства устранен принятием закона, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.04.2011 по делу N А32-2455/2011 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление ОУФМС России по Краснодарскому краю в г. Новороссийске от 26.01.2011 г.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Л.А. Захарова |
Судьи |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2455/2011
Истец: ООО "СтройКомпани"
Ответчик: Управление Федеральной Миграционной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Управление федеральной миграционной службы РФ по КК
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5951/11