г. Санкт-Петербург
07 июля 2011 г. |
Дело N А42-8446/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Кашиной Т.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Четвериковым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3854/2011) ОАО "Сбербанк России" - Мурманское отделение N 8627
на решение Арбитражного суда Мурманской области
от 12.01.2011 по делу N А42-8446/2010(судья Ярец Н.Н.), принятое
по иску Прокуратуры Мурманской области
к 1) Управлению Федерального казначейства по Мурманской области,
2) Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации
в лице Мурманского отделения N 8627
3-и лица: 1) Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления
по Мурманской области
2) Центральный банк Российской Федерации в лице Полевого учреждения Полярное
о признании недействительным государственного контракта
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика:1) не явился, извещен,
2) Левин К.Г., доверенность N 01-1/278-2153 от 09.11.2010,
от 3-го лица: не явились, извещены,
установил:
Заместитель прокурора Мурманской области (далее - Прокуратура, истец) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к Управлению Федерального казначейства по Мурманской области (далее- ответчик 1, Управление) и Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации в лице Мурманского отделения N 8627(далее - ответчик 2, Мурманское отделение N 8627 Сбербанка России) о признании недействительным государственного контракта N 01-05ОА на оказание финансовых услуг по открытию и ведению банковских счетов от 11.01.2010.
Решением от 19.01.2011 года суд исковые требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе ответчик 2 просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование жалобы ссылается на то, что суд не установил все обстоятельства по делу и неправильно применил нормы материального права.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель подателя жалобы в судебном заседании поддержал правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Истец, ответчик 1 и третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в заседание представителей не направили. Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Прокуратурой проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства при обслуживании счетов бюджетов, в ходе которой установлено, что по результатам открытого аукциона между Управлением (Заказчик) и Мурманским отделением N 8627 Сбербанка России (Банк) заключен государственный контракт N 01-050А от 11.01.2010 на оказание финансовых услуг по открытию и ведению банковских счетов.
Согласно пункту 1.1 предметом государственного контракта являлось оказание банком собственными силами и средствами или через свои филиалы (отделения) финансовых услуг по открытию и ведению банковских счетов Отделению по г.Снежногорску Управления Федерального казначейства по Мурманской области на балансовом счете N 40116 "Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям" для осуществления операций с наличными деньгами получателей бюджетных средств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, а также условиями контракта.
Услуга оказывается безвозмездно (пункт 1.2 государственного контракта).
Место оказания услуг: Дополнительный офис N 8627/01712 Мурманского ОСБ N 8627 Сбербанка России ОАО, ул. П.Степлина, д. 2/3, г. Снежногорск - 2 Мурманской области (пункт 1.3 государственного контракта).
Объем, оказываемых услуг: совершение всех операций, предусмотренных для счета данного вида нормативными актами Банка России и Минфина России (пункт 1.4 государственного контракта).
Срок оказания услуг с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года.
Полагая, что государственный контракт заключен с нарушением бюджетного законодательства и является недействительной сделкой, Прокуратура обратилась с соответствующим исковым заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив правомерность заявленных требований, обоснованно удовлетворил их
Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене судебного акта.
В соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджет исполняется на основе единства кассы. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке Российской Федерации счета, через которые осуществляются все кассовые операции по исполнению бюджетов.
В силу пункта 2 статьи 155 БК РФ Центральный банк Российской Федерации обслуживает счета бюджетов.
Пунктом 2 статьи 156 БК РФ предусмотрено, что кредитные организации выполняют функции, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 Кодекса, в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации" (далее - Закон о ЦБ) ЦБ РФ осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.09.2004 N 85н, операции по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства, а также по взносу ими наличных денег учитываются на счетах органов Федерального казначейства, открытых в подразделениях расчетной сети Центрального банка Российской Федерации.
В настоящий момент соответствующая норма содержится в пункте 2.1 Правил обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.09.2008 N 89н.
В пункте 3 мотивировочной части постановления от 17.06.2004 N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что в пункте 2 статьи 156 БК РФ под "соответствующей территорией" понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территория определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих территориальных границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).
Положение о "невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов" - в отсутствие нормативной конкретизации его содержания непосредственно в законе - должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из нормативных правовых актов, и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов.
Суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод суда о том, что у Казначейства не имелось оснований для заключения договора на расчетно-кассовое обслуживание с кредитной организацией, а не с Банком России.
Из имеющегося в материалах дела письма Главного управления Банка России от 21.10.2009 (исх. N 8-1-2009) следует, что при главном управлении действуют три расчетно-кассовых центра: Головной расчетно-кассовый центр г. Мурманска, расчетно-кассовый центр г.Апатиты и расчетно-кассовый центр г. Мончегорск, которые выполняют
установленные статьей 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации статьей 48 Закона о Центральном банке полномочия Банка России по обслуживанию счетов бюджетов.
Кроме того, на территории Мурманской области функционирует ряд полевых учреждений Банка России, которые, согласно статьей 86 Закона о Центральном банке осуществляют банковские операции в соответствии с нормами законодательства и нормативными актами Банка России.
Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму Полевого учреждения Полярное Центрального банка Российской Федерации от 18.12.2009 (исх. N 85-1-24/1300) Отделение Управления Федерального казначейства по г.Снежногорску в учреждение по вопросу обеспечения наличными средствами бюджетополучателей г.Снежногорска не обращалось.
Полевое учреждение Банка России Полярное имеет фактическую возможность расчетно-кассового обслуживания 43-х бюджетополучателей г. Снежногорска. Объективных причин, которые препятствуют полевому учреждению Банка России Полярное в расчетно-кассовом обслуживании государственных и муниципальных учреждений нет.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что расчетно-кассовые центры имеются не во всех муниципальных образованиях Мурманской области, является необоснованным с учетом толкования статьи 156 БК РФ, данного в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П.
Действующим законодательством не установлены нормативы предельных расстояний места нахождения получателя бюджетных средств и управлений Федерального казначейства.
Поскольку совершать операции, предусмотренные Государственным контрактом, в отношении получателей бюджетных средств в Мурманской области вправе только подразделения ЦБ РФ, заключение договора о выполнении таких операций коммерческим банком противоречит закону.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о недействительности государственного контракта N 01-05ОА на оказание финансовых услуг по открытию и ведению банковских счетов от 11.01.2010 , в связи с чем обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.01.2011 по делу N А42-8446/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8446/2010
Истец: Прокуратура Мурманской области
Ответчик: АК Сберегательный банк РФ, АК Сберегательный банк РФ Мурманское отделение N 8627, ОАО "Сбербанк России" в лице Мурманского отделения N 8627, Управление Федерального Казначейства по Мурманской области
Третье лицо: Главное управление ЦБ РФ по Мурманской области, Полевое учреждение Полярное, Центральный банк РФ, Центральный Банк РФ в лице Полевое учреждение Банка России Полярное, Центральный банк РФ Главное управление по Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3854/11