г. Саратов |
Дело N А12-7006/2011 |
"01" июля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "30" июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" июля 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Акимовой М.А., Александровой Л.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области (Волгоградская область, р.п. Городище)
на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 мая 2011 года о принятии обеспечительных мер по делу N А12-7006/2011 (судья Акимова А.Е.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный холдинг "Береславский мясоперерабатывающий комбинат" (Волгоградская область, п.Береславка)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области (Волгоградская область, р.п. Городище)
о признании недействительными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленный холдинг "Береславский мясоперерабатывающий комбинат" (далее - ООО "АХ "Береславский мясоперерабатывающий комбинат", Общество) с заявлением о признании недействительными требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 5 по Волгоградской области) N 11002 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 01.04.2011 и решения N 14/3 от 20.01.2011 о привлечении к ответственности в части:
- привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, начисления пени за несвоевременную уплату налога на прибыль и НДС, начисления пени за несвоевременное перечисление НДФЛ (п.1 и п. 2 резолютивной части решения налогового органа);
- предложения уплатить недоимку по налогу на прибыль и НДС, пени за несвоевременную уплату указанных налогов, пени за несвоевременное перечисление НДФЛ, штрафа за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 резолютивной части решения налогового органа);
- предложения внести необходимые изменения в документы бухгалтерского и налогового учета и уменьшения убытка по налогу на прибыль за 2009 год (пункты 4, 5 резолютивной части решения налогового органа).
Одновременно с подачей заявления ООО "АХ "Береславский мясоперерабатывающий комбинат" обратилось с ходатайством о принятии обеспечительных мер по делу в виде приостановления действия указанных ненормативных правовых актов налогового органа до рассмотрения дела по существу.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 03 мая 2011 года заявление Общества о принятии обеспечительных мер удовлетворено. Суд приостановил действие вышеназванных ненормативных правовых актов налогового органа до рассмотрения спора по существу.
Межрайонная ИФНС России N 5 по Волгоградской области не согласилась с принятым определением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований о принятии обеспечительных мер по основаниям, изложенным в жалобе.
ООО "АХ "Береславский мясоперерабатывающий комбинат" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебное заседание представители Межрайонной ИФНС России N 5 по Волгоградской области и ООО "АХ "Береславский мясоперерабатывающий комбинат" не явились. О времени и месте судебного заседания указанные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается наличием в материалах дела уведомлений N 81520 1, N 81519 5 о вручении почтовой корреспонденции адресатам.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 01.06.2011. Указанные лица имели реальную возможность явиться в суд либо обеспечить явку представителя в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении участников процесса о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "АХ "Береславский мясоперерабатывающий комбинат" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными требования Межрайонной ИФНС России N 5 по Волгоградской области N 11002 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 01.04.2011 и решения N 14/3 от 20.01.2011 о привлечении к ответственности в части:
- привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, начисления пени за несвоевременную уплату налога на прибыль и НДС, начисления пени за несвоевременное перечисление НДФЛ (п.1 и п. 2 резолютивной части решения налогового органа);
- предложения уплатить недоимку по налогу на прибыль и НДС, пени за несвоевременную уплату указанных налогов, пени за несвоевременное перечисление НДФЛ, штрафа за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 резолютивной части решения налогового органа);
- предложения внести необходимые изменения в документы бухгалтерского и налогового учета и уменьшения убытка по налогу на прибыль за 2009 год (пункты 4, 5 резолютивной части решения налогового органа).
В обоснование ходатайства о принятии обеспечительных мер Общество указало, что непринятие обеспечительных мер создает угрозу бесспорного взыскания денежных средств с расчетных счетов Общества, что повлечет за собой причинение ему значительного ущерба, поскольку оспариваемая сумма является для него значительной, её взыскание способно повлиять на хозяйственную деятельность Общества, исполнение договорных обязательств перед контрагентами.
Удовлетворяя заявленное ООО "АХ "Береславский мясоперерабатывающий комбинат" ходатайство о принятии обеспечительных мер, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемые обеспечительные меры связаны с предметом спора и являются обоснованными, направлены на предотвращение возможного причинения значительного ущерба Обществу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены судебного акта, по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании ненормативного правового акта государственного органа по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого решения.
Пунктом 3 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в суд по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Как указано в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года N 82 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены особенности рассмотрения ходатайства о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения. В связи с этим необходимо соблюдать требования главы 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части обоснования причин обращения и оснований применения такой меры.
В соответствии с частью 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечении иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Согласно части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Институт обеспечения иска используется для реализации принятого по делу решения, если обстоятельства дела и документы, обосновывающие исковые требования, свидетельствуют о невозможности исполнения судебного акта в случае непринятия мер по обеспечению иска.
Таким образом, условиями для принятия обеспечительных мер по спору является затруднительность или невозможность исполнения в будущем судебного акта, а также угроза причинения заявителю значительного ущерба. Обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связаны с предметом спора, соразмерны заявленному требованию, необходимы и достаточны для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба.
В соответствии с пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" с учетом содержания части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении арбитражного суда о приостановлении действия оспариваемого акта, решения должны быть приведены мотивы, по которым удовлетворено ходатайство заявителя. Не может быть удовлетворено ходатайство, если заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" приостановление действия оспариваемого решения налогового органа допустимо только при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд, разрешая вопрос о принятии обеспечительных мер, должен учитывать наличие данных, обосновывающих заявленное требование, и исходить из того, что обеспечительные меры применяются с учетом конкретных обстоятельств, когда в этом есть необходимость. Оценка необходимости применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех обстоятельств спора, разумности и обоснованности обеспечительных мер.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Постановления от 09 июля 2003 года N 11, при разрешении вопроса о необходимости принятия обеспечительных мер суд, исходя из предмета заявленного требования и возможного судебного решения по данному заявлению, должен удостовериться в том, что в случае удовлетворения требования заявителя непринятие именно этой меры затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта. Если необходимость принятия обеспечительной меры заявитель обосновывает тем, что в случае непринятия ее судом ему будет причинен значительный ущерб, он также должен обосновать возможность причинения такого ущерба, его значительный размер, связь возможного ущерба с предметом спора, а также необходимость и достаточность для его предотвращения именно данной обеспечительной меры.
Пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" установлено, что обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений между сторонами.
Предметом заявленных требований по настоящему делу является признание недействительным ненормативных правовых актов налогового органа, в связи с чем, мерой, гарантирующей возможность реализовать решение суда по данному делу, является предотвращение неблагоприятных последствий, возникших в результате принятия оспариваемого ненормативных правовых актов и связанных с невозможностью нормального функционирования хозяйствующего субъекта.
Принятие обеспечительных мер по настоящему делу мотивировано судом первой инстанции тем, что оспариваемые ненормативные правовые акты налогового органа создают существенные препятствия в осуществлении хозяйственной деятельности заявителя, в связи с чем, приостановление их действия до вступления в силу решения по существу спора является мерой по предотвращению неблагоприятных последствий, связанных с изъятием из оборота необходимых для нормального функционирования Общества денежных средств.
Положения Налогового кодекса Российской Федерации не содержат запрета на осуществление налоговым органом процедуры бесспорного взыскания сумм налога в случае несогласия налогоплательщика с вынесенным решением инспекции о привлечении его к налоговой ответственности, а также требованиями об уплате налога, направленными на основании этого решения.
Направление (вручение) требования об уплате налога, которое является первым этапом взыскания начисленных сумм налога и пени, произведет их взыскание в безакцептном порядке с расчетных счетов ООО "АХ "Береславский мясоперерабатывающий комбинат".
Указанное обстоятельство повлечет изъятие денежных средств ООО "АХ "Береславский мясоперерабатывающий комбинат", необходимых последнему для нормальной хозяйственной деятельности, а также возможное "блокирование" расчетных счетов налогоплательщика, и как следствие негативные изменения в хозяйственно-экономической деятельности Общества: нарушение стабильности и своевременности выплаты заработной платы работникам, а также окажет влияние на возможность своевременно и в полном объеме выполнять условия хозяйственных договоров, в том числе договора на поставку газа, договора энергоснабжения, договора на отпуск воды и прием сточных вод, что повлечет причинение значительного ущерба заявителю.
Поскольку взыскание налога производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, и в случае отказа в удовлетворении требований заявителя налог будет взыскиваться в установленном законом порядке, принятые обеспечительные меры не нарушают баланс публичных интересов и не могут повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу.
Потери бюджета в связи с принятием обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемых решений налогового органа, в случае отказа в удовлетворении требований заявителя, компенсируются путем взыскания пеней за период неуплаты налога.
Пунктом 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решения суда по делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов (к которым относятся и налоговые органы) подлежат немедленному восстановлению, что означает немедленное восстановление прав и законных интересов налогоплательщика, нарушенных принятием акта, не соответствующего законодательству.
В случае списания денежных средств в бесспорном порядке и последующего удовлетворения требований налогоплательщика, последний будет вынужден принимать определенные меры для возврата незаконно списанных налоговых платежей. Возврат из бюджета необоснованно списанных денежных средств связан с определенными сложностями и продолжителен по времени.
Суд апелляционной инстанции полагает, что указанные обстоятельства будут препятствовать немедленному восстановлению нарушенных прав и законных интересов Общества. Выплата процентов на сумму излишне взысканного налога, пени, штрафа приведет к необоснованным расходам бюджета, что не является оправданным.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что ООО "АХ "Береславский мясоперерабатывающий комбинат" обосновало необходимость применения обеспечительных мер.
Обеспечительные меры, принятые судом первой инстанции, не носят дискриминационного характера и не направлены на ущемление прав той или другой стороны спора, а также прав и законных интересов государства и третьих лиц.
Целесообразность принятия обеспечительных мер рассмотрена судом первой инстанций с установлением соразмерности обеспечительных мер с заявленными требованиями с учетом конкретных обстоятельств по делу, имущественного положения заявителя, возможности причинения неблагоприятных последствий заявителю.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правомерно удовлетворено ходатайство предпринимателя о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия обжалуемого решения налогового органа.
Суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены определения о принятии обеспечительных мер не имеется.
Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 мая 2011 года о принятии обеспечительных мер по делу N А12-7006/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5по Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 188, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий месяца со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-7006/2011
Истец: ООО "Агропромышленный холдинг "Береславский мясоперерабатывающий комбинат"
Ответчик: МИФНС N 5 по Волгоградской области