г. Владимир |
|
05 июля 2011 г. |
Дело N А43-27886/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 05.07.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Кирилловой М.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.03.2011 по делу NА43-27886/2010, принятое судьей Мукабеновым И.Ю. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная ярмарка" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N13 по Нижегородской области от 25.08.2010.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Нижегородской области, общество с ограниченной ответственностью "Строительная ярмарка", надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная ярмарка" (далее по тексту - ООО "Строительная ярмарка", общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция, заявитель, регистрирующий орган) от 25.08.2010 об отказе в государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Строительная ярмарка" и об обязании инспекции произвести государственную регистрацию ликвидации.
Решением от 14.03.2011 суд удовлетворил заявленные обществом требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Инспекция указала, что основанием к принятию оспариваемого решения послужило представление обществом на государственную регистрацию ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения относительно задолженности по налогам в сумме 1 821 000 рублей. Кроме того, ликвидационный баланс представлен в непрошитом и непронумерованном виде.
Заявитель полагает, что неотражение в ликвидационном балансе на конец отчетного периода задолженности после направления в адрес Общества требования N 2686 об уплате налога, пени, штрафа при отсутствии доказательств ее уплаты свидетельствует о том, что заявителю было известно о его недостоверности. Кроме того, указанная задолженность была отражена в промежуточном ликвидационном балансе, представленном регистрирующему органу, как на начало, так и на конец отчетного периода.
Заявитель в судебное заседание представителя не направил.
Общество отзыв на апелляционную жалобу суду не представило. В судебное заседание представитель общества также не явился.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что 09.12.2009 единственным участником ООО "Строительная ярмарка" было принято решение N 10 о ликвидации общества и назначении его ликвидатором Филиппову О.С. (л.д.28).
В Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) инспекцией на основании соответствующего уведомления была внесена запись ГРН 2095235032627 о принятии уполномоченным лицом общества решения о его ликвидации (л.д. 29-38).
27.01.2010 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 3 (259) (л.д. 13, 14) было опубликовано сообщение о принятии решения о ликвидации ООО "Строительная ярмарка" и возможности предъявления кредиторами требований в течение двух месяцев с момента публикации этого сообщения по месту нахождения общества.
Инспекцией 19.05.2010 в ЕГРЮЛ была внесена запись ГРН 2105235010384 о составлении обществом промежуточного ликвидационного баланса, о чем выдано свидетельство серии 52 N 004559964 (л.д. 39).
ООО "Строительная ярмарка" 18.08.2010 в лице Филипповой О.С. обратилось к регистрирующему органу с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по установленной форме N Р16001.
25.08.2010 Инспекцией по указанному заявлению общества было вынесено решение об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица, в связи с непредставлением определенных Федеральным законом то 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" документов, необходимых для государственной регистрации.
В качестве основания к отказу в государственной регистрации в оспариваемом решении указано, что среди представленных для регистрации документов отсутствует ликвидационный баланс.
Общество, посчитав решение инспекции незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Нижегородской области подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспариваемые ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц могут быть признаны недействительными (незаконными) при совокупности двух условий: если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок ликвидации юридического лица и порядок его государственной регистрации в связи с ликвидацией определены в статьях 61 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2, 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Судом первой инстанции установлено, и указанное не противоречит материалам дела, что ликвидация юридического лица осуществлена в соответствии с требованиями статей 63 - 64 ГК РФ.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в пункте 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ, к которым в том числе относится ликвидационный баланс.
Таким образом, ликвидационный баланс является документом, представление которого обязательно для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Согласно статье 49 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации.
Вместе с тем доказательства направления инспекцией как кредитором Общества требований к ликвидационной комиссии ликвидируемого юридического лица в период с даты опубликования сообщения о принятом решении о ликвидации ООО "Строительная ярмарка" (27.01.2010) до окончания срока предъявления кредиторами требований (27.03.2010) в материалы дела не представлены.
Из материалов дела усматривается, что регистрирующему органу было известно о принятом решении о ликвидации ООО "Строительная ярмарка", что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 17.12.2009 (л.д.29-38), промежуточным ликвидационным балансом, представленным в Инспекцию 05.05.2010 (л.д.22-24), свидетельством о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N Р50003 (л.д.39).
После окончания срока предъявления требований кредиторов Общество составило промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы и обратилось в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации ликвидации юридического лица, представив в числе необходимых документов ликвидационный баланс.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что Общество обоснованно не включило в ликвидационный баланс сведения о кредиторской задолженности по налогам и сборам, соответствует нормам права и материалам дела.
Представленный обществом ликвидационный баланс соответствует требованиям законодательства, поэтому у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Регистрирующим органом в данном случае не представлено доказательств отражения обществом в ликвидационном балансе недостоверных сведений,
Оценив представленные в деле доказательства, суд первой инстанции обоснованно указал, что инспекция не представила доказательства предъявления обществу требований кредитора в процессе осуществления ликвидационных процедур.
Не реализовав свое право на предъявление к обществу требований о погашении кредиторской задолженности в установленном законом порядке, налоговый орган не вправе осуществлять его при государственной регистрации прекращение деятельности юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Законом необходимых документов для государственной регистрации (статья 23 Федерального закона N 129-ФЗ).
Довод заявителя о том, что в адрес ООО "Строительная ярмарка" направлялось требование N 2686 об уплате задолженности перед бюджетом по состоянию на 30.12.2009 и, следовательно, общество знало об этой задолженности и должно было включить ее в реестр требований кредиторов, судом апелляционной инстанции отклоняется, так как требования об уплате пеней, принятые по ним решения о взыскании, а также акты сверки расчетов по налогам, сборам, штрафам, на которые ссылается налоговый орган, доказательствами предъявления требований в установленном законом порядке не являются.
Таким образом, следует считать, что обществом в инспекцию представлены все документы, предусмотренные статьей 21 Федерального закона N 129-ФЗ, в связи с чем у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Исходя из положений ГК РФ, инспекция в случае наличия за обществом задолженности по обязательным платежам должна была в течение двух месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации общества предъявить соответствующие требования. Только в случае предъявления таких требований регистрирующим органом как кредитором общества его ликвидатор был бы обязан составить ликвидационный баланс с отражением названной задолженности.
Суд первой инстанции верно указал, что факт направления акта сверки задолженности, а равно и наличие решений (требований) о взыскании недоимки (штрафных санкций), в адрес общества до публикации сообщения в официальном издании сам по себе не свидетельствует о предъявлении соответствующих претензий в установленном гражданским законодательством порядке.
Более того, акт сверки обществом не подписывался, решение о взыскании недоимки обществом оспаривалось, а промежуточный ликвидационный баланс был принят инспекцией.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу о несоответствии решения налогового органа нормам действующего законодательства Российской Федерации в сфере государственной регистрации юридических лиц. Решение инспекции создает препятствия и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, лишая его возможности произвести ликвидацию.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Нижегородской области обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования, признав решение инспекции от 25.08.2010 об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО "Строительная ярмарка" незаконным, и обязал инспекцию произвести соответствующую государственную регистрацию.
Изложенным опровергаются доводы апелляционной жалобы.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.03.2011 по делу N А43-27886/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-27886/2010
Истец: ООО "Строительная ярмарка", ООО Строительная ярмарка г. Шахунья
Ответчик: МИФНС N13 по Нижегородской области, МРИ ФНС России N13 по Нижегородской области, г. Урень