г. Вологда
05 июля 2011 г. |
Дело N А52-198/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от таможни Алексеева А.В. по доверенности от 28.02.2011 N 02-15/3943, Николаевой Н.А. по доверенности от 17.12.2010 N 02-15/25746,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Псковской области апелляционную жалобу Себежской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 19 апреля 2011 года по делу N А52-198/2011 (судья Циттель С.Г.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Форс Трейд" (далее - общество, ООО "Форс Трейд") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Себежской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10225040/251110/0004640, восстановлении нарушенного права путем возврата незаконно взысканной суммы корректировки таможенной стоимости, пеней в размере 294 239 руб. 04 коп. и взыскании 23 600 руб. судебных расходов.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 19 апреля 2011 года оспариваемые действия признаны незаконными, на таможню возложена обязанность возвратить излишне взысканные с общества таможенные платежи в сумме 294 239 руб. 04 коп. Кроме того, с таможни взысканы судебные расходы общества в сумме 10 000 руб., в том числе 8000 руб. - на оплату услуг представителя, 2000 руб. - на уплату госпошлины.
Таможня с таким решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении требований общества - отказать. Указывает, что представление декларантом предусмотренных законодательством документов не является основанием для принятия таможенным органом заявленной таможенной стоимости товара, если предоставленной обществом информации недостаточно либо если в указанных документах имеются противоречия и расхождения. Также считает законным использование имеющейся в распоряжении таможни ценовой информации по однородным товарам. В судебном заседании представители таможни поддержали доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей таможни, исследовав письменные доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании контракта от 26.10.2009 N ATG/2610-1, заключенного с фирмой "Advanced Technology GmdH" (Содружество Доминики), общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - кондитерские изделия в ассортименте (страна происхождения - Бельгия) на условиях поставки CPT - пункт назначения (г. Москва). Данный товар оформлен по ГТД N 10225040/251110/0004640.
При таможенном оформлении товара общество уплатило таможенные платежи, рассчитанные исходя из таможенной стоимости товара, определенной путем применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Посчитав, что представленных обществом документов недостаточно для подтверждения заявленной таможенной стоимости, таможенный орган решением от 26.11.2010 N 1 о проведении дополнительной проверки запросил у общества дополнительные документы (т.1, л. 30-32).
При этом таможня указала, что для осуществления выпуска товара необходимо в срок до 17.11.2010 представить документы, сведения и пояснения согласно вышеуказанному решению.
Кроме того, обществу предложено в срок до 26.11.2010 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин в размере 290 635 руб. 16 коп. Источником ценовой информации при этом послужили сведения ГТД N 10209090/231110/0009737, 10226020/020910/0026408, 10126010/101110/0017322, 10126081/131010/0006228, 10110110/271010/0012196 (т.1, л. 33-37).
По заявлению общества (т.1, л.72) 26.11.2010 товары выпущены в заявленном таможенном режиме под обеспечение уплаты таможенных платежей на основании таможенной расписки N ТР-3167168 (т.1, л. 71).
Обществом 29.11.2010 представлены пояснения и дополнительно запрошенные документы (т.1, л. 38-42).
Таможней 16.12.2010 принято окончательное решение о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10225040/251110/0004640, с указанием причины неправильного выбора способа определения таможенной стоимости товаров (по стоимости сделки). Обществу предложена таможенную стоимость товара по статье 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение) и установлен срок для осуществления корректировки таможенной стоимости (т.1, л. 46-48).
Обществом 20.12.2010 в таможенный орган представлено заявление о несогласии с корректировкой таможенной стоимости, декларация таможенной стоимости формы ДТС-2, корректировка таможенной стоимости.
Корректировка таможенной стоимости осуществлена таможней 23.12.2010 путем оформления декларации таможенной стоимости формы ДТС-2, что повлекло увеличение таможенных платежей на 290 635 руб. 16 коп. Таможенная стоимость товара определена с использованием ценовой информации, примененной при расчете размера обеспечения (т.1, л. 142-144).
Таможенным органом 13.01.2010 в адрес ООО "Форс Трейд" направлено письмо N 16-12/321 о принятии решении N 5 о зачете денежного залога в счет уплаты таможенных платежей по ГТД N 10225040/251110/0004640 в сумме 290 635 руб. 77 коп. (т.2, л. 24).
Обществу 14.01.2010 выслано требование от 13.01.2010 N 10 об уплате пеней в сумме 3603 руб. 88 коп. за невыполнение обязанности по уплате в установленный срок таможенных платежей по вышеуказанной ГТД.
ООО "Форс Трейд" не согласилось с такими действиями таможни и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество при таможенном оформлении спорного товара в подтверждение заявленной таможенной стоимости представило в таможенный орган все предусмотренные документы.
Апелляционная инстанция считает данный вывод правильным по следующим основаниям.
Пунктом 12 статьи 183 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) предусмотрено, что в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
В силу пункта 2 статьи 65 указанного Кодекса декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
На основании пункта 3 названной статьи ТК ТС сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
Пунктом 1 статьи 64 Кодекса определено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Таким договором является Соглашение, устанавливающее единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения единого таможенного тарифа таможенного союза, а также иных мер, отличных от таможенно-тарифного регулирования, которые вводятся (могут вводиться) для регулирования товарооборота таможенного союза.
В силу пункта 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном статьей 4 настоящего Соглашения.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения определено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения. Данной нормой установлены также ограничения для применения основного метода определения таможенной стоимости по цене сделки (подпункты 1 - 4).
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
На основании пункта 3 статьи 2 Соглашения и пункта 4 статьи 65 ТК ТС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Статьей 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого в соответствии со статьей 67 ТК ТС таможенный орган выносит решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 69 ТК ТС). Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 настоящего Кодекса.
Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены (пункт 3 статьи 69 ТК ТС).
Пунктом 1 статьи 68 данного Кодекса предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение должно содержать обоснование и срок его исполнения.
При этом в силу пункта 3 статьи 69 ТК ТС декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами в сочетании с условиями о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, отражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
При применении приведенного основания в качестве причины отказа в использовании метода по цене сделки с ввозимыми товарами таможенный орган обязан указать, каким образом та или иная неточность (расхождение сведений), отсутствие какого-либо запрета влияют на определение таможенной стоимости и размера таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 3 решения Комиссии Таможенного союза Евразийского Экономического Сообщества от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" до вступления в силу документов, указанных в пункте 2 настоящего решения, применяется законодательство государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Согласно пункту 2 названного решения порядок декларирования таможенной стоимости товаров и порядок корректировки таможенной стоимости товаров вступают в силу с 1 января 2011 года.
Следовательно, до 01.01.2011 в части порядка определения и подтверждения таможенной стоимости применяется законодательство Российской Федерации.
Перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленной при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, установлен приказом Федеральной таможенной службы от 25.04.2007 N 536 (далее - Перечень).
Как следует из материалов дела, для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров общество представило все необходимые документы, предусмотренные статьями 183 - 184 ТК ТС и вышеуказанным Перечнем, содержащие количественно определенную и достаточную информацию о стоимости сделки, в том числе внешнеторговый контракт от 26.10.2009 N ATG 2610-1, дополнительное соглашение, спецификации, инвойс, транспортные документы.
В соответствии с контрактом от 26.10.2009 N ATG 2610-1 стороны договорились о поставке следующих товаров: продуктов питания, товаров народного потребления - согласно спецификации, которая является неотъемлемой частью контракта, на условиях СРТ-г.Москва.
Дополнительным соглашением от 01.12.2009 N 1 определено, что цена товара, поставляемого на условиях СРТ - г.Москва, включает в себя стоимость товара, погрузочно-разгрузочных работ, укладки в контейнеры, вагоны или автофургоны, упаковки, маркировки, доставки и все остальные расходы, связанные с транспортировкой товара до пункта назначения. Данная цена указывается в евро и складывается из цены производителя или продавца (указанной в инвойсе поставки) и дополнительных 10 % от этой цены. Стоимость товара, указанная в инвойсе от 19.11.2010 N 201.011.213, соответствует стоимости, согласованной сторонами в спецификации к контракту, как при расчете за 1 килограмм, так и при расчете за 1 штуку. Условия поставки подтверждаются отгрузочными документами.
По Международным правилам толкования торговых терминов "ИНКОТЕРМС", термин СРТ ("Поставка на границе") означает, что продавец осуществляет поставку товара с момента предоставления его в распоряжение покупателя неразгруженным на прибывшем транспортном средстве, прошедшего таможенную очистку, необходимую для вывоза товара, но не прошедшего таможенную очистку, необходимую для ввоза товара, в согласованном пункте или месте на границе, то есть четко определяет, какие затраты включены в стоимость. Кроме того, согласно термину CPT на продавца возлагается выполнение таможенных формальностей, необходимых при вывозе товара.
В спорной ГТД имеются ссылки на контракт и иные документы. Противоречий и несоответствий в представленных обществом документах судом не установлено.
Невозможность использования документов, представленных обществом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом не подтверждена.
Непредставление либо неполное представление в таможню дополнительных документов не может служить основанием для корректировки таможенной стоимости ввозимого товара, а отсутствие у декларанта каких-либо документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются иными документами.
Различие цены сделки и ценовой информации, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, само по себе не может рассматриваться как доказательство недостоверности сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения определенных обстоятельств, истребования у общества соответствующих документов и объяснений.
Таможенным органом не доказано, что используемая им информация подтверждает цены, сложившиеся на рынке при коммерческих условиях, сопоставимых с условиями контракта, заключенного обществом.
Таможней не доказана обоснованность использования указанной ценовой информации при корректировке таможенной стоимости по спорной ГТД.
Доказательств наличия предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Соглашения оснований, препятствующих применению метода оценки таможенной стоимости товаров по стоимости сделки, таможенный орган в нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ не представил.
Апелляционная коллегия считает, что таможенный орган не доказал невозможность использования цены сделки в качестве основы для определения таможенной стоимости и не опроверг достоверность сведений, содержащихся в представленных декларантом документах; не доказал обоснованность применения иного, избранного таможней, метода, поскольку ценовая информация, использованная таможенным органом при корректировке таможенной стоимости товара, не была сопоставлена с конкретными условиями осуществленной сделки.
Следовательно, выводы суда первой инстанции о неправомерности действий таможни по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по вышеназванной ГТД, и о возврате обществу 294 239 руб. 04 коп. излишне взысканной таможенной пошлины являются правомерными.
Кроме того, суд первой инстанции, принимая во внимание сложность дела, категорию спора, наличие судебной практики, количество представленных в суд заявлений в рамках исполнения указанного контракта и объем исследованных правовых актов, обоснованно пришел к выводу о том, что адекватным возмещением судебных расходов ООО "Форс Трейд" по данному делу является сумма в размере 8000 руб. из 23 600 руб., заявленных обществом.
Таким образом, апелляционная инстанция находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не усматривает.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 19 апреля 2011 года по делу N А52-198/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Себежской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-198/2011
Истец: ООО "Форс Трейд"
Ответчик: Себежская таможня
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3536/11