г. Ессентуки |
Дело N А22-1731/2010 |
30 июня 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2011 г.,
полный текст постановления изготовлен 30 июня 2011 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей Марченко О.В., Фриев А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тохунц О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.04.2011 по делу N А22-1731/2010 по иску открытого акционерного общества "Калмэнергосбыт" (ИНН 0814166090 ОГРН 1050866787982) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, третьи лица - отдел социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по Сарпинскому району, Министерство финансов Республики Калмыкия, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия о взыскании 381536 рублей 48 копеек (судья Ванькаев Б.С.), в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ
открытое акционерное общество "Калмэнергосбыт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением (с учетом уточнения исковых требований 28.09.2010, увеличения исковых требований на сумму судебных издержек от 10.02.2011) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее -Министерство) о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам Сарпинского района Республики Калмыкия в мае, июне, июле 2010 года, в сумме 380 565 рублей 60 копеек, понесенных судебных издержек в сумме 970 рублей 88 копеек, всего 381 536 рублей 48 копеек.
Определением Арбитражного Суда Республики Калмыкия от 07.12.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Отдел социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по Сарпинскому району (далее - отдел), Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Министерство финансов Республики Калмыкия.
Решением от 25.04.2011 исковые требования общества удовлетворены, суд взыскал с Российской Федерации в лице министерства в пользу общества убытки, связанные с предоставлением льгот педагогическим работникам Сарпинского района Республики Калмыкия, по государственному контракту N 23 от 11.01.2010, за май, июнь и июль 2010 года, в сумме 380 565 рублей 60 копейки, судебные издержки в размере 970 рублей 88 копеек, всего 381 536 рублей 48 копеек, взыскал с министерства в пользу общества сумму уплаченной государственной пошлины в размере 7181 рубль 07 копеек.
Не согласившись с принятым решением, Управление Федерального казначейства по Республике Калмыкия (далее - управление) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.04.2011 по делу N А22-1731/2010 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, министерство является ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка в сфере образования относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации. Суд необоснованно удовлетворил требования общества о взыскании с ответчика судебных издержек.
Общество направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.04.2011 по делу N А22-1731/2010 является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между обществом (поставщик), Министерством здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (заказчик) и отделом (плательщик) 11.01.2010 заключен государственный контракт N 23 на возмещение расходов по оплате электроэнергии педагогическим работникам образовательных учреждений (далее - Контракт), по условиям которого плательщик поручил, а поставщик обязался предоставить льготы по оплате электроэнергии, по фактически произведенным расходам электроэнергии подтвержденных сетевой организацией, потребителям, имеющим право на меры социальной поддержки, на основании представленных плательщиком реестром поставщику, в соответствии с нормативно-правовыми актами ( п.1.1 Контракта).
Как следует из материалов дела, общество (Поставщик), Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (Заказчик) и отдел (Плательщик) 11.01.2010 заключен государственный контракт N 23 на возмещение расходов по оплате электроэнергии педагогическим работникам образовательных учреждений (далее - Контракт), по условиям которого плательщик поручил, а поставщик обязался предоставить льготы по оплате электроэнергии, по фактически произведенным расходам электроэнергии подтвержденных сетевой организацией, потребителям, имеющим право на меры социальной поддержки, на основании представленных плательщиком реестром поставщику, в соответствии с нормативно-правовыми актами ( п.1.1 Контракта).
В соответствии с условиями контракта Поставщик принял следующие обязательства: ежемесячно, до 25 числа расчетного месяца, выставлять Плательщику счет-фактуру за предоставленные в расчетном месяце льготы, по оплате электроэнергии, в соответствии с приложенным реестром потребителей, имеющих право на льготу (приложение N 2) и отчетом поставщика о предоставленных льготах за электроэнергию, в расчетном месяце, по форме приложения N 3 к контракту. Расчетным периодом является один календарный месяц; по месту проживания льготника, согласно его регистрации (прописки), предоставлять льготу для расчета за потребленную электроэнергию по одному прибору учета, установленного в жилом помещении, на основании его заявления льготополучателя (п. 2.1.1).
Поставщик обязался предоставлять льготу по месту проживания льготника, по одному прибору учета, установленного в жилом помещении, по месту проживания льготника, на основании его заявления (п.2.1.2 Контракта).
В соответствии с условиями контракта Заказчик принял следующие обязательства: осуществлять распределение и своевременное направление финансовых средств из соответствующего бюджета на исполнение Плательщиком контракта; осуществлять контроль за своевременным перечислением денежных средств Плательщиком на расчетный счет Поставщика (п.2.3).
В соответствии с условиями контракта Плательщик принял следующие обязательства: в 5-дневный срок, со дня выставления счета-фактуры, но не позднее последнего рабочего дня расчетного месяца, перечислить на расчетный счет поставщика сумму возмещения в полном объеме, по предоставленным льготам по оплате за электроэнергию (п.2.4.3 Контракта).
Пунктом 3.1 сумма договора установлена сторонами в размере 1000000 рублей, в пределах тарифов, утвержденных Региональной службой по тарифам Республики Калмыкия, в цену товара включена льгота по оплате за пользование электроэнергией льготной категории граждан, согласно реестра педагогических работников образовательных учреждений Сарпинского района, срок действия договора сторонами оговорен с 01.01.2010 по 31.12.2010, до полного исполнения сторонами своих обязательств. (п. 5.1 Контракта)
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, свои обязательства по государственным контрактам общество исполнило надлежащим образом и выставило отделу для оплаты счета-фактуры N 06/000888 от 31.05.2010 на сумму 149571 рубль 95 копеек(с НДС), N 06/000993 от 30.06.2010 на сумму 135851 рубль 76 копеек( с НДС) и N 06/001257 от 31.07.2010 на сумму 163643 рубля 70 копеек, всего на сумму 449067 руб. 41 коп., что подтверждается подписанным обществом и отделом отчетами о предоставлении льгот за отпущенную электроэнергию льготной категории абонентов за май, июнь, июль 2010 года, списками педагогических работников, с указанием номеров лицевых счетов, и приложением копий заявлений, паспортов и справок с места работы педагогических работников и сторонами оспорены не были.
В связи с отсутствием в бюджете республики достаточных денежных средств на реализацию мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в сельской местности, Министерством здравоохранения и социального развития по Республике Калмыкия задолженность перед обществом в размере 380 565 рублей 60 копеек погашена не была. Сумма убытков правомерно рассчитана истцом с учетом абзаца 3 п.2 ст.154 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд Республики Калмыкия с настоящим иском.
Факт отсутствия в республиканском бюджете необходимых средств, для погашения образовавшейся задолженности, подтверждается приложением N 6 к Закону РК от 25.12.2009 N 161-IV-3 "О республиканском бюджете на 2010 год" о распределении бюджетных ассигнований из республиканского бюджета на 2010 год, расходными расписаниями, заявками на финансирование, отчетами о расходовании средств республиканского бюджета, кассовыми планами исполнения республиканского бюджета.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие финансирования из федерального бюджета расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил следующее. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение такой обязанности на субъект Российской Федерации означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 названного Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Из пункта 19 указанного постановления следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ не предусматривает финансирование спорных льгот за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования.
Судом первой инстанции правильно установлено, что Республике Калмыкия в спорный период из федерального бюджета не выделялись достаточные средства на финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогических работников и работников здравоохранения, проживающих в сельской местности. Действие Закона об образовании не отменялось и не приостанавливалось. Возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений не исключает обязанности Российской Федерации по компенсации выпадающих доходов.
Следовательно, убытки общества связанные с предоставлением мер социальной поддержки педагогически работника должны возмещаться за счет средств казны Российской Федерации.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, правомерно пришел к выводу, что убытки, понесенные обществом в результате предоставления гражданам льгот в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат возмещению Российской Федерации в лице министерства за счет казны Российской Федерации.
Довод о неправомерном взыскании в пользу общества судебных издержек не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку опровергается материалами дела и не соответствует положениям статей 106 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.04.2011 по делу N А22-1731/2010.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.04.2011 по делу N А22-1731/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1731/2010
Истец: ОАО "Калмэнергосбыт"
Ответчик: в лице Министерства финансов Российской Федерации (в лице УФК по РК), Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Министерство здравоохранения и социального развития по РК, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Министерство финансов Республики Калмыкия, Отдел социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития по Сарпинскому району, Отдел социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Кламыкия по Сарпинскому району, Управление Федерального казначейства по Республике Калмыкия
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1562/11