Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2011 г. N А13-13780/2010
г. Вологда |
|
12 июля 2011 года |
Дело N А13-13780/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Зайцевой А.Я., судей Носач Е.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Митягиной Э.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "НИКо" Блиновой Г.А. по доверенности от 09.03.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области (Управление Росприроднадзора по Вологодской области) от 19 мая 2011 года по делу N А13-13780/2010 (судья Лемешов В.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НИКо" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области (Управление Росприроднадзора по Вологодской области) (далее - Управление) о взыскании 41 663 руб. 65 коп., излишне перечисленных в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Определением суда от 13.04.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Северное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Северное Управление).
Решением суда от 19.05.2011 на Управление возложена обязанность возвратить Обществу за счет средств соответствующих бюджетов 41 663 руб. 65 коп., излишне перечисленных в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2007, 2008, 2009 годы, 1, 2, 3 кварталы 2010 года. Производство по делу по исковым требованиям к Северному Управлению прекращено. С Управления в пользу Общества взыскано 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Управление с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить полностью.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что ответчик является лицом, которое осуществляет хранение отходов в специализированных контейнерах на площадках или в специализированных помещениях в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования и обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Заключение со специализированными организациями договоров на оказание услуг по размещению отходов не означает, что и бремя уплаты платежа за негативное воздействие на окружающую среду автоматически переходит на указанные организации.
Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против ее доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителя Общества, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество в спорный период перечислило на счета Северного Управления и Управления плату за размещение отходов производства и потребления в общей сумме 41 663 руб. 65 коп., что подтверждается платежными поручениями от 11.01.2010 N 56, от 20.04.2010 N 797, от 16.07.2010 N 503, от 20.10.2010 N 305.
Претензией от 15.11.2010 истец обратился к Управлению с требованием о возврате уплаченных сумм за негативное воздействие на окружающую среду и принятии уточненных сумм расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2007, 2008, 2009 годы, 1,2, 3 кварталы 2010 года, указав, что не занимается специализированным размещением отходов в специально оборудованных местах.
Письмом от 13.12.2010 Управление не приняло корректирующие расчеты платы и отказало в возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Считая, что в результате удерживания денежных средств, которые ошибочно перечислены истцом, на стороне ответчиков образовалось неосновательное обогащение, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и по размеру, указав, что 41 663 руб. 65 коп. должны быть возмещены Управлением за счет средств соответствующих бюджетов. Производство по делу в части требований к Северному Управлению подлежит прекращению в связи с отказом от иска.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит выводы суда правильными и соответствующими обстоятельствам дела.
Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборочные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий и иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за такие виды вредного воздействия, как выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие вредные воздействия (шум, вибрация и другое).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
Статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Хранение отходов представляет собой их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В силу статьи 12 Закона N 89-ФЗ к объектам размещения отходов предъявляются следующие требования. Их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Суд первой инстанции установил, что основным видом деятельности истца является розничная торговля. Дополнительными видами деятельности: оптовая торговля; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; сдача в наем собственного недвижимого имущества; сдача в наем собственного жилого помещения; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.
Сведений об осуществлении Обществом специализированной деятельности по размещению отходов и об оказании им в процессе осуществляемой предпринимательской деятельности какого-либо иного вредного воздействия на окружающую среду, которое по смыслу Законов N 7-ФЗ и N 89-ФЗ относится к размещению отходов, в материалы дела не представлено.
Таким образом, истец не является плательщиком предъявленной Управлением платы за размещение отходов и потребления. Поэтому уплаченные им платежи за данный вид загрязнения окружающей среды подлежат возврату из бюджета.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 мая 2011 года по делу N А13-13780/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области (Управление Росприроднадзора по Вологодской области) - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Е.В. Носач |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-13780/2010
Истец: ООО "Нико"
Ответчик: Северное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управление Росприроднадзора по Вологодской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области