г. Санкт-Петербург
06 июля 2011 г. |
Дело N А56-8689/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.,
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Алыбиной Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9211/2011) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2011 по делу N А56-8689/2011 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по иску (заявлению) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области
к ОАО "АК "ТРАНСАЭРО"
3-е лицо: Зотов Никита Юрьевич
о прекращении производства по делу
при участии:
от истца (заявителя): Губернаторовой М.В. по доверенности от 11.01.2011 N 15/27-02;
от ответчика (должника): извещен, не явился;
от 3-го лица: извещен, не явился;
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (далее - управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" (далее - общество) по необеспечению условий работы комиссии по расследованию хронического профессионального заболевания и об обязании общества обеспечить работу комиссии и подготовить для утверждения руководителю Управления акт о случае профессионального заболевания Зотова Никиты Юрьевича.
Определением суда первой инстанции от 07.04.2011 производство по заявлению управления прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Не согласившись с определением суда, управление подало апелляционную жалобу, в которой просило определение суда от 07.04.2011 отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы указывает на то, что в настоящем случае суд первой инстанции сделал неправильный вывод, что заявление подано к обществу как к участнику трудовых правоотношений (работодателю). В настоящем споре общество выступает в качестве субъекта предпринимательской или иной экономической деятельности и допускает бездействие в соблюдении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в неподготовке акта о случае профессионального заболевания, отсутствие которого не позволило главному государственному санитарному врачу по Московской области включить установленный случай профессионального заболевания в отчетную форму N 24 "Сведения о числе лиц с впервые установленными профессиональными заболеваниями (отравлениями) за 2010 год".
Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель общества, извещенного о времени и месте рассмотрения спора, в суд не явился, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в его отсутствие.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что заявитель в соответствии с пунктом 8.1.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Московской области, утвержденного приказом Федеральной службы от 20.07.2006 N 201, в пределах своей компетенции осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за условиями труда, рабочими местами и трудовыми процессами, технологическим оборудованием, организацией рабочих мест, коллективными и индивидуальными средствами защиты работников, режимом труда, отдыха и бытовым обслуживанием работников в целях предупреждения профессиональных заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 967 утверждено Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний (далее - Положение). Положение устанавливает порядок расследования и учета профессиональных заболеваний.
Согласно пункту 8 Положения управление, получив экстренное извещение, в течение суток со дня его получения приступает к выяснению обстоятельств и причин возникновения заболевания, по выяснению которых составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника и направляет ее в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения по месту жительства или по месту прикрепления работника.
После того, как установлен заключительный диагноз профессионального заболевания, работодатель обязан организовать расследование обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания, путем образования в течение 10-ти дней с даты получения извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания комиссии по расследованию профессионального заболевания.
О создании комиссии по расследованию хронического профессионального заболевания работодатель издает приказ на каждого работника в связи с поступившими извещениями.
05.10.2010 в управление поступило извещение от 30.09.2010 N 248 о заключительном диагнозе хронического профессионального заболевания работника общества Зотова Н.Ю.
В связи с получением указанного извещения обществом издан приказ от 14.10.2010 N 3036 о создании комиссии по расследованию случая профессионального заболевания пилота Зотова Н.Ю.
По результатам расследования комиссия составляет акт о случае профессионального заболевания по форме, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 28.05.2001 N 176.
В связи с тем, что обществом надлежащим образом не организована работа комиссии по расследованию случая профессионального заболевания пилота Зотова Н.Ю., не подготовлен акт о случае профессионального заболевания и не представлен на утверждение в административный орган, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Определением от 07.04.2011 суд первой инстанции прекратил производство по делу, поскольку пришел к выводу о том, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя управления, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, что следует из пункта 1 статьи 198 АПК РФ.
Из содержания приведенных статей следует, что главой 24 кодекса не предусмотрена возможность обращения в арбитражный суд государственного органа с заявлением об оспаривании действия (бездействия) юридического лица, не наделенного какими-либо государственными или иными публичными полномочиями.
Более того, данный спор не носит экономического характера и не затрагивает прав сторон в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе обязанность по обеспечению расследования и учета несчастных случаев на производстве, возлагаются на работодателя статьей 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, включенной в главу 34 ТК РФ, регламентирующую требования к охране труда.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бездействие общества, выразившееся в не обеспечении работы комиссии и не подготовке акта о случае профессионального заболевания Зотова Н.Ю., лежит за пределами сферы предпринимательских и иных экономических правоотношений.
Спор между управлением и обществом возник в результате контроля надзорного органа за выполнением работодателем обязанности по созданию комиссии по расследованию профессиональных заболеваний работников, то есть в сфере трудовых правоотношений, в связи с обязанностью работодателя предоставить гарантии и компенсации работнику при профессиональном заболевании. В настоящем случае общество является участником трудовых правоотношений (работодателем) и за невыполнение законных требований государственного органа к нему могут и должны быть применены меры административного характера, а не оспаривание его бездействия в судебном порядке по правилам главы 24 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены определения суда. Апелляционная жалоба управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение А56-8689/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий месяца со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8689/2011
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Московской области
Ответчик: ОАО "АК"ТРАНСАЭРО"
Третье лицо: Зотов Никита Юрьевич