06 июля 2011 г. |
Дело N А55-25939/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Яковенко Т.В., доверенность от 10 февраля 2011 г.;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Найдовский П.Е., доверенность от 24 декабря 2010 г. N 12-7270;
от третьих лиц:
от Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области - извещен, не явился;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 апреля 2011 г.
по делу N А55-25939/2010 (судья Бойко С.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Твин Медиа" (ИНН 6316097783, ОГРН 1056316009254), г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г. Самара,
Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Твин Медиа" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган) с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 28 сентября 2009 г. N 108/09, содержащегося в сообщении от 28 октября 2010 г. N 01/370/2010-083.
При этом Общество просило обязать регистрирующий орган зарегистрировать договор аренды от 28 сентября 2009 г. N 108/09 лесного участка по адресу: Самарская область, Красноглинский район, Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество, квартал 101, выдел N 46, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 апреля 2011 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Росреестра по Самарской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что, учитывая, что лесной участок, являющийся предметом спорного договора аренды, расположен на землях лесного фонда (отнесенных в силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к федеральной собственности), в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 2 ст. 13 Закона о регистрации государственная регистрация договора аренды возможна только при наличии государственной регистрации права собственности Российской Федерации в ЕГРП.
Согласно данным ЕГРП право собственности Российской Федерации на данный земельный участок не зарегистрировано и вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии необходимости в анализируемой ситуации в государственной регистрации первичного права собственности Российской Федерации на спорный участок, является незаконным и необоснованным.
О необходимости представления на регистрацию подлинника протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка прямо указано в п. 17 Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременении) прав на лесные участки и сделок с ним, утвержденных приказом Росрегистрации от 19 ноября 2007 г. N 255.
Однако на государственную регистрацию не был представлен подлинник протокола N 3 заседания аукционной комиссии от 25 сентября 2009 г., на основании которого впоследствии был заключен представленный к регистрации договор аренды, что является препятствием для проведения заявленного регистрационного действия.
Исходя из представленной доверенности, у представителя заявителя отсутствуют полномочия по вопросу государственной регистрации спорного договора аренды.
Полномочиями по предоставлению в собственность спорного земельного участка наделено Министерство имущественных отношений Самарской области.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 10 сентября 2010 г. заявитель обратился в Управление Росреестра по Самарской области для государственной регистрации договора аренды от 28 сентября 2009 г. N 108/09 лесного участка с местоположением: Самарская область, Красноглинский район, Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество, квартал 101, выдел N 46, площадью 0, 40 га, для целей осуществления рекреационной деятельности.
Сообщением от 28 октября 2010 г. N 01/370/2010-083 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации договора аренды лесного участка N 108/09 (т. 1 л.д. 9-14).
Основанием для отказа в регистрации договора аренды явилось отсутствие необходимого в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации) для государственной регистрации пакета документов, а именно: документов, подтверждающих регистрацию права Российской Федерации на участок лесного фонда, и подлинный экземпляр протокола N 3 заседания аукционной комиссии от 25 сентября 2009 г., послуживший основанием для заключения спорного договора.
Кроме того, в качестве оснований для отказа указано отсутствие полномочий представителя по вопросу государственной регистрации спорного договора аренды, а также заключение договора аренды неуполномоченным лицом.
Полагая отказ в государственной регистрации незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 25 сентября 2009 г. ООО ГК "Твин Медиа" признано единственным участником аукциона на право заключения договора аренды, проводимого Министерством природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, по лоту N 12 в отношении лесного участка с номером учетной записи в государственном лесном реестре 218-2009-07 в Задельненском участковом лесничестве, квартал 101, выдел N 46 (т. 1 л.д. 86).
В соответствии с п. 5 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Таким образом, моментом возникновения гражданско-правовых отношений по аренде спорного участка является момент проведения конкурса на заключение договоров аренды.
По результатам аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, 28 сентября 2009 г. Министерством природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области с ООО ГК "Твин Медиа" подписан договор аренды N 108/09 (т. 1 л.д. 102-112).
Результаты проведенного аукциона никем не оспорены и не признаны судом недействительными.
Заявителем лесной участок площадью 4 000 кв.м. сформирован и 29 декабря 2009 г. поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 63:01:0343001:2 (т. 1 л.д. 20).
В соответствии со ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно ст. 2 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самара от 10 июля 2006 г. N 294 (далее - Устав), городской округ Самара является муниципальным образованием и находится на территории Самарской области. В соответствии со ст. 6 Устава в состав городского округа Самара входят город Самара, поселок Козелки, село Ясная Поляна.
В силу п. 3 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Лесной участок является участком лесного фонда категории "городские леса".
В соответствии с п. 1 ст. 8, ст. 83 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и распоряжение такими участками осуществляется Российской Федерацией либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 5.1 Закона Самарской области "О земле" полномочия по распоряжению указанными лесными участками отнесены к Правительству Самарской области или уполномоченному им органу исполнительной власти Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 18 февраля 2009 г. N 34 "О реорганизации Департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении положения о Министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области" осуществление указанных полномочий в Самарской области возложено на министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области.
С учетом изложенного в рассматриваемом случае Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области является органом, уполномоченным на заключение договора аренды лесного участка от имени государства.
В соответствии со ст. 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация:
- о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;
- о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;
- о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах;
- об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий;
- о лесных участках;
- о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;
- об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве;
- о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 83 ЛК РФ установлено, что ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок является лесным участком в составе земель лесного фонда Ново-Буянского лесничества с номером учетной записи в государственном лесном реестре: 218-2009-07.
Отнесение указанного земельного участка к землям лесного фонда подтверждается также:
- материалами лесоустройства Ново-Буянского лесничества (т. 1 л.д. 67);
- свидетельством о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки Ново-Буянского лесничества (т. 1 л.д. 52);
- лесным планом Самарской области, в котором обозначены границы Ново-Буянского лесничества, с указанием на то, что леса, расположенные в границах лесничества, относятся к землям лесного фонда (т. 1 л.д. 56-58).
Согласно ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Судом первой инстанции отклонен довод заинтересованного лица о непредставлении на государственную регистрацию подлинного экземпляра протокола аукционной комиссии Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 25 сентября 2009 г. N 3, исходя при этом из следующего.
Правоустанавливающий документ - договор аренды от 28 сентября 2009 г. N 108/09, а также копия протокола заседания аукционной комиссии от 25 сентября 2009 г. N 3, заверенная Министерством природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, были представлены заявителем на регистрацию.
При этом заявитель представил сведения о том, что оригинал протокола, на основании которого был заключен указанный договор, был им утерян.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод, что у регистрирующего органа была возможность запросить необходимые дополнительные документы в Министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области как у стороны по сделке.
В соответствии со ст. 20 Закона о госрегистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно ст. 17 Закона о госрегистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 данной статьи, если представленные им документы отвечают требованиям, установленным ст. 18 Закона, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Закона о госрегистрации).
Судом первой инстанции признан несостоятельным довод регистрирующего органа об отсутствии у представителя ООО ГК "Твин Медиа" Федотовой Е.В. полномочий по вопросу регистрации спорного договора аренды.
Из материалов регистрационного дела следует, что на государственную регистрацию была представлена доверенность ООО ГК "Твин Медиа" от 24 февраля 2010 г. (т. 1 л.д. 100-101), из содержания которой следует, что Федотовой Е.В. предоставлены полномочия по обращению в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по вопросу государственной регистрации договоров аренды и права аренды по лесным участкам, в том числе по лесному участку по адресу: Самарская область, Красноглинский район, Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество, квартал 101, площадью 0, 4 га. Таким образом, доверенность содержит сведения о лесном участке, достаточные для его идентификации. Лесной участок, являющийся предметом договора аренды от 28 сентября 2009 г. N 108/09, по местоположению и площади подпадает под описание, содержащееся в доверенности.
Таким образом, данная доверенность дает ее обладателю право на обращение с заявлением о государственной регистрации спорного договора.
Указанный вывод суда первой инстанции арбитражный апелляционный суд признает правомерным.
В апелляционной жалобе регистрирующий орган ссылается на отсутствие регистрации права собственности Российской Федерации на предоставленный в аренду лесной участок.
Между тем названный довод подлежит отклонению как не соответствующий материалам дела.
В соответствии со ст. 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о госрегистрации.
На лесные участки, расположенные в 101 квартале Задельненского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества Красноглинского района Самарской области, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 18 ноября 2005 г., представленное в материалы дела (т. 1 л.д. 52).
Согласно названному свидетельству участок лесного фонда, состоящий из 13 участков площадью 11 995, 00 га по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Ново-Буянский лесхоз, Задельненское лесничество, квартала N 1-160, кадастровый номер 63:32:0000000:0905(001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0, зарегистрировано за Российской Федерацией, о чем 17 ноября 2005 г. сделана запись о регистрации.
Материалами дела и кадастровым планом подтверждается, что спорный земельный участок относится к участку лесного фонда, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией согласно указанному свидетельству о регистрации права.
С учетом изложенного довод подателя жалобы о том, что согласно данным ЕГРП право собственности Российской Федерации на данный земельный участок не зарегистрировано, является необоснованным.
В отношении довода о непредставлении подлинника итогового протокола о результатах аукциона арбитражный апелляционный суд считает необходимым указать следующее.
Заявителем на государственную регистрацию была представлена копия данного протокола, заверенная Министерством природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, которое является надлежащим лицом по заверению копий подобного рода документов
Статьей 17 Закона о госрегистрации определено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со ст. 26 Закона о госрегистрации государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. Если в аренду сдается земельный участок (участок недр) или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
Таким образом, правоустанавливающим документом для государственной регистрации в данном случае является договор аренды лесного участка, подлинники которого были представлены в регистрирующий орган. Кроме того, в регистрирующий орган также была представлена заверенная уполномоченным органом (министерством) копия итогового протокола о результатах аукциона.
В случае сомнения Управление Росреестра имело возможность направить соответствующий запрос в Министерство для подтверждения достоверности сведений, представленных заявителем.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования о признании отказа в государственной регистрации незаконным.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 апреля 2011 г. по делу N А55-25939/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-25939/2010
Истец: ООО группа компаний "Твин Медиа"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области