г. Томск |
Дело N 07АП-4951/11 |
04 июля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Журавлевой В.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зинченко Ю.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Козловой А.Н. по доверенности от 10.01.2011 года (сроком по 31.12.2011 года),
от заинтересованного лица: Башковой О.В. по доверенности от 01.05.2011 года (сроком на 1 года),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Регион"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 20.05.2011 года по делу N А67-2418/2011 (судья Афанасьева Е.В.)
по заявлению Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Управления внутренних дел по Томской области
к Обществу с ограниченной ответственностью "Регион" (ИНН 7017266594, ОГРН 1107017013674)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ
Центр по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Управления внутренних дел по Томской области (далее по тексту - ЦБПСПР и ИАЗ УВД по Томской области, административный орган) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Регион" (далее по тексту - ООО "Регион", Общество, апеллянт) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) (дело N А67-2418/2011).
Решением Арбитражного суда Томской области от 20.05.2011 года заявление ЦБПСПР и ИАЗ УВД по Томской области удовлетворено, ООО "Регион" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде взыскания штрафа в размере 40 000 рублей с конфискацией 10 системных блоков, изъятых по протоколу от 29.03.2011 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, дополнениями к ней, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить по основаниям недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд первой инстанции посчитал установленными, нарушения норм процессуального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления административного органа.
Подробно доводы ООО "Регион" изложены в апелляционной жалобе.
Административным органом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке представитель Общества подтвердил позицию по делу, изложенную в апелляционной жалобе с учетом дополнений к ней.
Представитель ЦБПСПР и ИАЗ УВД по Томской области возражал против доводов апелляционной жалобы по изложенным в суде первой инстанции основаниям, просит принятый по делу судебный акт оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Томской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, с учетом дополнений к ней, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 29.03.2011 года сотрудниками ЦБПСПР и ИАЗ УВД по Томской области проведена проверка деятельности ООО "Регион" на предмет соблюдения требований Федерального закона 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 244-ФЗ), в ходе которой установлено, что по адресу: г. Асино, ул. Ленина, 17 Обществом осуществлялась деятельность по проведению азартных игр.
В ходе проверки у Общества по протоколу от 29.03.2011 года произведено изъятие, в том числе системных блоков, которые 29.03.2011 года переданы на ответственное хранение старшему инспектору ГБППР и ИАЗ Асиновского РОВД Гореловой Ж.А.
19.04.2011 года в отношении ООО "Регион" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ.
Материалы проверки и протокол об административном правонарушении направлены ЦБПСПР и ИАЗ УВД по Томской области в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Регион" к административной ответственности по указанной статье.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование ЦБПСПР и ИАЗ УВД по Томской области о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, сделал выводы о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения и вины в его совершении.
Выводы Арбитражного суда Томской области являются правильными, основанными на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Под предпринимательской деятельностью понимается деятельность, направленная на извлечение прибыли в качестве основной цели. Однако предоставление права занятия той или иной предпринимательской деятельностью может быть сопряжено с необходимостью получения специального разрешающего документа.
Перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), определяется законом (пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 3 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах; выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
Статьей 4 Закона N 244-ФЗ установлены следующие понятия:
- азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (пункт 1);
- ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 3);
- выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 4);
- деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры (пункт 6);
- участник азартной игры - физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры (пункт 10);
- игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр (пункт 16);
- игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников (пункт 18).
В силу требований, установленных статьей 5 Закона N 244-ФЗ, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Законом N 244-ФЗ.
Игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край, Приморский край, Калининградская область, Краснодарский край и Ростовская область.
Толкование положений Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Закона N 244-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что до июля 2009 года деятельность по организации и проведению азартных игр была возможна при наличии у организатора азартных игр лицензии, а с июля 2009 года организатор игорного заведения вправе продолжить свою деятельность только с получением предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения является нарушением Закона N 244-ФЗ и образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Регион" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Томску 02.08.2010 года.
Общество в помещении Интернет бара, расположенного по адресу: г. Асино, ул. Ленина, 17, имеет 10 компьютеров, один из которых администратора, 9 других установлены в виде самостоятельных пользовательских мест для посетителей, все подключены к сети Интернет.
Материалами дела подтверждается предоставление Обществом посетителям Интернет бара возможности игры на развлекательном оборудовании, последствием которой является выигрыш, определяемый оборудованием, фактически используемое Обществом оборудование само определяет размер выигрыша, который впоследствии переводится в денежные средства и выплачивается посетителю.
Так, в протоколе осмотра помещения, территории от 29.03.2011 года содержатся данные о помещении, в котором он проводился, о рабочих местах сотрудников, об обнаруженном должностным лицом оборудовании (9 компьютеров и компьютер администратора) и иных предметах, о подключении оборудования, операционных системах, истории загрузок программ о выведенных на экраны ярлыках для открытия игр, об уже запущенных играх, об обнаруженных на компьютерах квитанциях, эти данные согласуются с распечатанными с компьютера администратора документами и представленными с протоколом фотоматериалами.
Из содержания указанного протокола и иных материалов следует, что запуск игры осуществлялся путем выполнения требуемых для этого манипуляций непосредственно с самого оборудования, находившегося в рабочем состоянии, на момент проверки данное оборудование было включено, что подтверждается наличием ярлыка на экране, с помощью которого осуществлялся доступ к программе, открывающей игру. Данные обстоятельства указывают на осуществление Обществом в используемом им помещении и на используемом им оборудовании специальных подготовительных действий для доступа посетителей к азартным играм. Кроме допуска посетителей к игре, Общество принимает денежные средства за нее, в последующем производит выплату за выигрыш, что свидетельствует об организации и проведению Обществом деятельности по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше по правилам, установленным организатором азартной игры.
Изложенное оценено судом первой инстанции с учетом объяснений Наумова В.А. от 01.04.2011 года, которые согласуются с объяснениями сотрудников Общества Савицкой А.Н. от 29.03.2011 года, Надымова К.С. от 29.04.2011 года, подтвердивших факт приема 29.03.2011 года в помещении Общества его сотрудником средств за игру, открытие с использованием оборудования Общества игры, выплату выигрыша. Кроме того, Савицкая А.Н. и Надымов К.С. показали, что в рамках обычной деятельности зала неоднократно приходили посетители играть в азартные игры.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в действительности имели место факты заключения Обществом соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) факты организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал, что осуществляемая ООО "Регион" деятельность направлена на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры, имеющееся у Общества оборудование фактическим использовалось им для организации и проведения такой деятельности.
Специального разрешения (лицензии) на организацию азартных игр Общество на момент проверки не имело.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности материалами дела факта осуществления Обществом в нарушение законодательства без выданного в установленном порядке специального разрешения (лицензии) деятельности по организации и проведению азартных игр.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что фактически выигрыш определяется случайным образом с использованием оборудования, специально приспособленного для игорного бизнеса, без участия организатора или его работников, и в последующем вручается клиенту непосредственно владельцем данного оборудования. Риск состоит в том, что игрок может лишиться значительной суммы денежных средств либо увеличить вложенное. Данные действия подпадают под признаки игорного бизнеса.
Доказательств невозможности соблюдения требований Закона N 244-ФЗ в материалы дела не представлено.
Таким образом, в действиях Общества доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Соответствующие доводы апеллянта об отсутствии в его действиях события вменяемого административного правонарушения подлежат отклонению как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений порядка привлечения ООО "Регион" к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Срок давности привлечения Общества к административной ответственности на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не истек.
Судом первой инстанции размер административного наказания определен в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в сумме 40 000 рублей. Конфискация десяти системных блоков осуществлена судом первой инстанции правомерно.
Разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований ЦБПСПР и ИАЗ УВД по Томской области, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Приведенные апеллянтом доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам, предусмотренным частью 4 статьи 208 АПК РФ, апелляционная жалоба на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем уплаченная за рассмотрение апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 2000 рублей по платежному поручению от 27.05.2011 N 10 подлежит возврату ООО "Регион" из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Томской области от 20.05.2011 года по делу N А67-2418/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Регион"- без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Регион" из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы по платежному поручению N 10 от 27.05.2011 года в размере 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-2418/2011
Истец: ЦБПСПР и ИАЗ УВД по Томской области, Центр по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД по Томской области (ЦБПСПР и ИАЗ)
Ответчик: ООО "Регион"
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4951/11