город Москва |
Дело N А40-126809/10-21-786 |
07июля 2011 г. |
N 09АП - 14472/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.06.2011 г..
Постановление изготовлено в полном объеме 07.07.2011 г..
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Н.Н. Кольцовой,
Судей П.В. Румянцева, Б.С. Веклича
при ведении протокола судебного заседания секретарем Торопченковым К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы 09.03.2011 г.
по делу N А40-126809/10-21-786, принятое судьей О.В. Каменской,
по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области (ТФОМС Тюменской области) (ОГРН 1027200832680, 625000, г. Тюмень, ул. Советская, д.65, корп.2)
к Федеральной антимонопольной службе России (ФАС России) (123995, г. Москва, ул. Садовая Кудринская, д.11)
третьи лица: ООО "Медицинская страховая компания "Сана" (ОГРН 1027200857430, 625023, г. Тюмень, ул. Республики 169-37), Правительство Тюменской области, Администрация Тюменской области
о признании незаконными п.1, 3 решения, п.2 предписания
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен;
от ответчика - Романенкова И.И. по дов. от 10.05.2011 N ИА/17905; Акимова И.В. по дов. от 14.02.2011 NИА/4781;
от третьих лиц: ООО "Медицинская страховая компания "Сана" - не явился, извещен; Правительство Тюменской области - не явился, извещен; Администрация Тюменской области - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области (далее - ТФОМС ТО) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным пунктов 1, 3 решения Федеральной антимонопольной службы России от 22.06.2010 г. и пункта 2 предписания т 22.06.2010 г. по делу N 1 15/36-10
Определением от 27.10.2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОАО "Медицинская страховая компания "Сана".
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2010 г. в качестве третьих лиц привлечены Правительство Тюменской области, Администрация Тюменской области.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2011 г. в удовлетворении требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что отказывая ОАО "МСК "Сана" в заключении договора финансирования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области нарушил п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Не согласившись с принятым решением, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Заявитель и третьи лица, извещенные надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области через канцелярию суда представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя.
Федеральная антимонопольная служба России представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения со ссылкой на необоснованное препятствование осуществлению деятельности ОАО "МСК "Сана" на рынке обязательного медицинского страхования.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, основанием для возбуждения дела N 1 15/36-10 послужило заявление ОАО "МСК "САНА" с жалобой на действия ТФОМС ТО в связи с отказом в заключении договора финансирования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
По результатам рассмотрения данного заявления, 22.06.2010 г. комиссией ФАС России было принятой решение по делу N 1 15/36-10, в соответствии с которым Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области признан нарушившим п. 2 ч. 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности ОАО "МСК "Сана" на рынке обязательного медицинского страхования Тюменской области. Полный текст решения изготовлен 06.07.2010 г.
На основании оспариваемого решения заявителю выдано предписание от 22.06.2010 г. N 1 15/36-10, в соответствии с п.2 которого Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тюменской области предписано не допускать отказа страховым медицинским организациям, осуществляющим деятельность на рынке обязательного медицинского страхования Тюменской области, в заключении договора финансирования по основаниям иным, чем предусмотрено Типовыми правилами Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
С учетом п. п. 1, 5.3.1, 5.3.6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г.. N 331, ст. ст. 22, 23, 39 Федерального закона от 26.07.2006 г.. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" апелляционный суд пришел к выводу, что решение принято должностными лицами ФАС России в рамках полномочий, предоставленных им законодательством.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствие с п.2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 26.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключенного между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам ОМС.
На основании ст. 12 Закона о медицинском страховании для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Субъектами медицинского страхования указанные фонды не являются.
Согласно п. 2 ст.3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1993 N 4543-1, территориальный фонд осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщики), заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением Территориального фонда.
Согласно п.4.2 Типовых правилам обязательного медицинского страхования граждан, утвержденным Федеральным фондом ОМС 03.10.2003 N 3856/30-3/и, зарегистрирован в Минюсте России 24.12.2003 N 5359 (в редакции приказа ФОМС от 21.03.2007 N 56) территориальный фонд обязательного медицинского страхования не имеет права отказать страховой медицинской организации (ее филиалу) в заключении договора при наличии у нее заключенных договоров обязательного медицинского страхования со страхователями, договоров на оказание лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг), обеспечивающих реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования в полном объеме.
Как следует из материалов дела, ОАО "МСК "САНА", являющаяся региональной страховой медицинской организацией и имеющей лицензию Росстрахнадзора на осуществление обязательного медицинского страхования на территории Тюменской области от 14.10.2005 N 1790/72, обратилась в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области с заявлением о заключении договора финансирования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Письмом от 07.12.2007 г. N 5374/15 Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области отказал ОАО "МСК "САНА" в заключении договора финансирования со ссылкой на нецелесообразность его заключения в связи с отсутствием утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также на пункт 4.2 Правил обязательного медицинского страхования граждан в Тюменской области, утвержденных Администрацией Тюменской области от 20.12.2004 N 200-пк (т.1 л.д. 35-36).
Письмом от 24.01.2008 г. N 257/15 Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области повторно отказал ОАО "МСК "САНА" в заключении договора финансирования, ссылаясь на положения статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (т.1 л.д. 37-38, 45).
Учитывая, что на момент обращения в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области ОАО "МСК "САНА" имело заключенные договоры ОМС со страхователями и договоры с медицинскими организациями на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии со статьями 4, 15, 27 Закона о медицинском страховании, территориальный фонд не имеет права отказывать страхователю в заключении договора обязательного медицинского страхования и обязана организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи по программам ОМС.
Кроме того, как правильно установлено судом первой инстанции, отказывая ОАО "МСК "САНА" в заключении договора, ТФОМС ТО не убедился в отсутствии у ОАО "МСК "САНА" договоров обязательного медицинского страхования со страхователями и договоров с медицинскими организациями. При этом, указание на отсутствие в представленном ОАО "МСК "САНА" в ТФОМС ТО комплекте документов необходимых договоров обязательного медицинского страхования со страхователями и договоров с медицинскими организациями либо их неполнота в данных письмах не содержится.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что законодательством Российской Федерации не установлена форма заявления (обращения) страховой медицинской организации в ТФОМС в целях заключения договора финансирования, а также перечень документов, которые страховая организация должна приложить к такому заявлению (обращению), следовательно, заявление может быть подано в произвольной форме.
Таким образом, ТФОМС ТО не надлежащим образом выполнил возложенную на него законодательством Российской Федерации обязанность и необоснованно отказал ОАО "МСК "САНА" в заключении договора.
В связи с изложенным является несостоятельным довод заявителя о том, что ОАО "МС "Сана" не представило оформленные с медицинской организацией и страхователем договоры на обязательное медицинское страхование, в связи с чем у ТФОМС ТО отсутствовали правовые основания для заключения договора финансирования.
Довод заявителя в части обоснованности отказа страхователю в заключении договора финансирования, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку, как правильно установлено судом первой инстанции, если к заявлению (обращению) страховой медицинской организации не приложены копии заключенных договоров обязательного медицинского страхования со страхователями, договоров на оказание лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг), ТФОМС должен убедиться в их отсутствии у заявителя.
Принимая во внимание, что Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области при поступлении к нему заявления ОАО "МСК "Сана" о заключении договора финансирования без приложенных копий действующих договоров обязательного медицинского страхования не убедился в их отсутствии, а также учитывая отсутствие законодательно предусмотренных оснований для отказа в заключении договора финансирования, вывод суда первой инстанции о нарушении п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" части необоснованного препятствования осуществлению деятельности ОАО "МСК "Сана" на рынке обязательного медицинского страхования Тюменской области является правомерным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2011 г.. по делу N А40-126809/10-21-786 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тюменской области из Федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 000 рублей по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-126809/10-21-786
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба
Третье лицо: ОАО "Медицинская страховая компания "Сана", Правительство Тюменской области, Администрация Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14472/11