г.Москва |
Дело N А40-3884/11-21-40 |
21 июля 2011 г. |
N 09АП-14180/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веклича Б.С.
судей Кольцовой Н.Н., Румянцева П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Торопченковым К.В.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Газпром нефть"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 01.04.2011 по делу N А40-3884/11-21-40, судьи Каменской О.В.
по заявлению ОАО "Газпром нефть"
к Центральной энергетической таможне
о признании незаконным письма
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ильина П.А. по доверенности от 17.05.2011 N НЛ-369;
от ответчика: Гаджиева М.Г. по доверенности от 17.05.2011, Щербакова О.В. по доверенности от 23.12.2010, удостоверение N 289848,
УСТАНОВИЛ
ОАО "Газпром нефть" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании частично незаконным письма Центральной энергетической таможни от 11.10.2010 N 01-21/8562 об отказе в возврате таможенных сборов и обязании ответчика возвратить заявителю денежные средства в размере 6 775 000 руб.
Решением суда от 01.04.2011 заявленное требование в части признания недействительным оспариваемого письма таможенного органа удовлетворено, требование заявителя об обязании ЦЭТ возвратить ОАО "Газпром нефть" денежные средства удовлетворено частично. Суд обязал Центральную энергетическую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем перечисления ОАО "Газпром нефть" 763 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Газпром нефть" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В отзыве и письменных пояснениях на апелляционную жалобу представитель заинтересованного лица с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как видно из материалов дела, ОАО "Газпром нефть" при вызове с таможенной территории Российской Федерации в 2009 году газойлей и топлива дизельного марки Л-0.2-62 ВС, нефти сырой и нефтепродуктов сырых, полученных из битуминозных пород (сибирская, легкая нефть), топлива дизельного Евро, легких дистиллятов, бензина прямой перегонки экспортного, битума нефтяного марки БНД 60/90, топлива жидкого (мазут топочный М-100, бензина автомобильного марки АИ-80ЭК представило в Центральную: энергетическую таможню временные грузовые таможенные декларации (ВГТД), уплатив таможенные сборы за таможенное оформление товаров.
Далее, Общество при подаче полных таможенных деклараций уплатило таможенные сборы на сумму 6 775 000 руб. за таможенное оформление нефти и нефтепродуктов, поставленных в 2009 году. Данный факт подтверждается представленными в материалы дела копиями платежных поручений.
01.09.2010 ОАО "Газпром нефть" направило в Центральную энергетическую таможню заявление N НК-07/21568 о возврате в порядке ст.355 ТК РФ излишне уплаченных денежных средств в размере 12 735 000 руб., ввиду отсутствия установленной законом обязанности по повторной оплате таможенного сбора за таможенное оформление товара при подаче полной грузовой таможенной декларации.
11.10.2010 Центральная энергетическая таможня письмом N 01-21/8562 частично отказала заявителю в удовлетворении данного требования, сославшись при этом на то, что сумма сборов за таможенное оформление в размере 12 635 000 руб. заявлена к возврату необоснованно, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 220 таможенные сборы за таможенное оформление при периодическом временном декларировании уплачиваются как при подаче временной таможенной декларации, так и при подаче полной таможенной декларации. Полные ГТД, перечисленные в заявлении на возврат, были приняты к таможенному оформлению после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 220, то есть после 25.03.2009.
Полагая, что принятое Центральной энергетической таможней решение является незаконным и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.4 ст.198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с п.п.31 п.1 ст.11 Таможенного кодекса РФ таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
Согласно ст.357.1, п.п.1 п.1 ст.357.7 Таможенного кодекса РФ таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров, за таможенное оформление.
Пунктом 1 ст.357.6 Таможенного кодекса РФ установлено, что уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.
На основании п.1 ст.60 Таможенного кодекса РФ, таможенное оформление товаров начинается при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
В соответствии с п.2 ст.60 Таможенного кодекса РФ таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с названным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Согласно ст.138 Таможенного кодекса РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта.
Исходя из изложенного, подача декларантом как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений и возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются его помещением под определенный таможенный режим (экспорта), следовательно, сбор подлежит однократной уплате.
В соответствии с п.2 ст.357.7 ТК РФ уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены Кодексом в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов.
К числу правил, регулирующих уплату таможенных пошлин, относятся нормы п.6 ст.138 ТК РФ, согласно которым вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган.
Согласно названной норме Кодекса, если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин, увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 настоящей статьи, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации.
Следовательно, если в результате уточнения сведений о количестве или таможенной стоимости товаров при их полном таможенном декларировании, увеличивается сумма таможенного сбора за таможенное оформление, уплаченная при подаче временной декларации, то производится доплата суммы сбора.
Как правильно указал суд первой инстанции, пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" по его буквальному смыслу и расположению в нормативном акте исключает уплату таможенного сбора при подаче полной декларации (после представления временной декларации и уплаты сбора), а не предусматривает повторную уплату сбора в том же размере.
По смыслу п.1 ст.137 ТК РФ применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременении и ухудшению положения таких декларантов.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08, в котором указано, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров".
Указанное Постановленное дополнено п.7.1, согласно которому при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего Постановления, при подаче, как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.
Изменения, внесенные в Постановление, вступили в силу с 25.03.2009.
В соответствии с п.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ в возврате таможенных сборов за таможенное оформление товаров, уплаченных обществом в сумме 6 012 000 руб. при подаче полных таможенных деклараций в отношении товаров, вывезенных по временным таможенным декларациям после 25.03.2009, является обоснованным, поскольку определенную в данном пункте ставку таможенных сборов за таможенное оформление товаров, уплачиваемых при подаче как временной, так и полной таможенной декларации, следует считать установленной со дня введения в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220.
Учитывая, что в части ГТД по товарам, вывезенным по временным таможенным декларациям до 25.03.2009, правоотношения по уплате таможенных сборов возникли до введения в действие п.7.1 Постановления N 863, то к данным правоотношениям он не применим.
В связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования лишь в части суммы 763 000 руб.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 01.04.2011 по делу N А40-3884/11-21-40 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-3884/11-21-40
Истец: ОАО "Газпром нефть"
Ответчик: Центральная энергетическая таможня
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14180/11