Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 25 апреля 2007 г. N КА-А41/2815-07
(извлечение)
ООО "Альфа-Мобил" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об отмене постановления МРИ ФНС РФ N 17 по Московской области от 05.10.2006 г. N 324/14-308, которым Общество привлечено к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа - 30000 рублей.
Решением от 11 декабря 2006 г. Арбитражного суда Московской области, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2007 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
При этом суды исходили из того, что перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, соответственно она может осуществляться с использованием бланков строгой отчётности (билетов) и без применения контрольно-кассовой техники. Также в оспариваемом постановлении N 324/14-308 нет указания на невыдачу билетов (бланков строгой отчетности); Общество привлечено к ответственности за отсутствие контрольно-кассовой техники; кроме того, в постановлении и в протоколе событие административного правонарушения изложено по разному.
Не согласившись с судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Инспекции доводы кассационной жалобы поддержал, просил судебные акты отменить как неправомерные.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы как неосновательных.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права Арбитражным судом г. Москвы в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
При этом суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Из материалов дела налоговым органом 27.09.2006 г. при проверке автомобиля ГАЗ 33221 гос. N АО518-50 маршрут N 544 м. Выхино - п. Калинина установлено отсутствие контрольно-кассовой техники. У водителя имелась в наличии катушка с контрольными билетами (прилагаются в количестве 2 шт.) При оказании услуги по перевозке пассажиров в количестве 4 человек на общую сумму 68 рублей ККТ не применялась, контрольные билеты не являющиеся бланками строгой отчетности, не применялись. Водитель Б. от объяснений отказался.
28.09.2006 г с участием директора Ж., составлен протокол об административном правонарушении, в котором отражено его событие. Доверенное лицо предпринимателя от объяснений отказался.
Постановлением Межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области от 5 октября 2006 года ООО "Альфа-Мобил" за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением при оказании услуг перевозки пассажиров в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 минимальных размеров оплаты труда, что составило 30000 рублей.
В соответствии со ст. 2 ФЗ N 54-ФЗ от 22.05.2003 г. контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 г. N 171 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), согласно которому к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению; формы бланков утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
Бланк, предназначенный для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования, должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование, шестизначный номер и серия; код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации; наименование организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк; вид транспортного средства, на котором оказывается услуга по перевозке пассажиров; стоимость услуги в денежном выражении.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что из перечисленных норм законодательства следует, что ООО "Альфа-Мобил", при оказании услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси имело право применять бланки строгой отчётности, без применения контрольно-кассовой техники.
Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что для наземного пассажирского транспорта общего пользования допускается использование рулонной формы бланка.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 31.07.03 N 16 также указал на то, что организации на основании п. 2 ст. 2 ФЗ N 54-ФЗ от 22.05.2003 г и в соответствии с порядком, определяемом Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
ООО "Альфа-Мобил" осуществляет услуги по перевозке пассажиров на маршрутном такси по утвержденному в соответствующем порядке маршруту: N 544 от станции метро "Выхино" до остановки "п. Калинина".
Факт невыдачи водителем билетов (бланков строгой отчетности) за проезд не зафиксирован и не указан в постановлении Инспекции N 324/14-308 от 05.10.2006 г.
Напротив, в данном постановлении указано, что ООО "Альфа-Мобил" осуществляет денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой техники ввиду отсутствия контрольно-кассовой машины.
При рассмотрении дела суды правомерно пришли к выводу о том, что факт неприменения водителем Общества бланков строгой отчетности (контрольных билетов) при оказании услуг по перевозке пассажиров не доказан налоговым органом. Кроме того, Обществом представлены: Приказ N 12 от 25.12.2003 г. "О введении бланков строгой отчётности на предприятии"; Приказ от 25.12.2003 г. "О выдаче контрольных билетов"; Правила проезда и провозки багажа в маршрутных автобусах ООО "Альфа-Мобил"; маршрутная ведомость от 27.09.2006 г. маршрут N 544 п. Калинина - м. Выхино; Лицензия N АСС-50-083848 от 01.01.2005 г., выданная Обществу, на осуществление перевозки пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации; а также рулонные контрольные билеты, содержащие следующие реквизиты: наименование, шестизначный номер и серия билета, наименование организации выдавшей бланк, стоимость услуги в денежном выражении (л.д. 24-31).
Указанные документы свидетельствуют, что Общество, осуществляя на основе полученной лицензии, деятельность по перевозке пассажиров маршрутными такси, используя предоставленную законодательством возможность, производила наличные денежные расчёты с клиентами путём выдачи бланков строгой отчётности - контрольных билетов, содержащих все необходимые реквизиты, предусмотренные нормативными правовыми актами для документов подобного типа.
Поскольку перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, она может осуществляться с использованием бланков строгой отчетности (билетов) без применения контрольно-кассовой техники.
Применение бланков строгой отчетности (контрольных билетов) при оказании услуг по перевозке пассажиров, исходя из положений ФЗ N 54-ФЗ от 22.05.2003 г., не зависит от того, являются или нет соответствующие транспортные средства транспортом общего пользования.
Как следует из представленных материалов и установлено судом, водитель Общества выдавал пассажирам рулонные контрольные билеты, содержащие все необходимые реквизиты.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что налоговый орган не представил доказательств того, что применяемые Обществом билеты являются ненадлежащими бланками строгой отчетности и не обеспечивают необходимого учета.
Факт невыдачи водителем пассажирам контрольных билетов на проезд в автобусах не установлен и не вменяется в вину Инспекцией Обществу, что свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения.
Следовательно, привлечение к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники в связи с отсутствием в маршрутном автобусе контрольно-кассовой машины неправомерно.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа, постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 декабря 2006 года и постановление от 21 февраля 2007 г. N 10АП-286/07-АК Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N A4I-K2-21716/06 оставить без изменения, кассационную жалобу МИФНС РФ N 17 по Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 апреля 2007 г. N КА-А41/2815-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании