г. Москва |
|
27.07.2011 г. |
Дело N А40-12334/11-99-55 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.07.2011 г..
Постановление изготовлено в полном объеме 27.07.2011 г..
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи С.Н. Крекотнева,
Судей Н.О. Окуловой, В.Я. Голобородько,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.05.2011 г.
по делу N А40-12334/11-99-55, принятое судьей Карповой Г.А.
по иску (заявлению) ОАО "Верхнечонскнефтегаз" ОГРН (1023801017580), 664050,
Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Байкальская, 295, Б
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 ОГРН (1047702057765),
129223, г. Москва, пр-кт Мира, стр. 194
о признании недействительными решений, об обязании возвратить НДС за 1-й квартал
2008 г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Величковская М.Ю. по дов. N 182 от 10.12.2010
от заинтересованного лица - Лоздовская Е.А. по дов. N 186 от 27.07.2010
УСТАНОВИЛ
ОАО "Верхнечонскнефтегаз" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 08.09.2010 N 52-14-14/1449р об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, N 52-14-14/1450р об отказе в возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению, а также об обязании возвратить НДС за 1-ый квартал 2008 года в размере 1 431 545 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.05.2011 г.. требования общества удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя инспекции, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.04.2010 обществом была подана в инспекцию уточненная налоговая декларация (корректировка N 5) по НДС за 1 квартал 2008 года. Сумма налога, заявленная к возмещению из бюджета по этой уточненной налоговой декларации по сравнению с уточненной налоговой декларации (корректировка N 4) увеличена на 28 478 руб. и составила 379 481 986 руб.
Инспекцией проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации (корректировка N 5), по результатам составлен акт от 04.08.2010 N 52-14-14/1292а и приняты решения от 08.09.2010 N 52-14-14/1449р об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, N 52-14-14/1450р об отказе в возмещении (частично) суммы НДС, заявленной к возмещению.
В порядке ст. 139 Кодекса общество обжаловало решения в вышестоящий налоговой орган. Решением от 29.10.2010 N АС-37-9/14493@ ФНС России оставила решения инспекции без изменения.
В апелляционной жалобе налоговый орган указывает на то, что в соответствии с п. 2 статьи 3 Федерального закона N 119-ФЗ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику с 01.01.2005 до 01.01.2006 подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства и не принятые к вычету в установленном порядке, подлежат вычетам в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам. При этом в случае принятия объекта завершенного капитального строительства на учет в 2006 году или при реализации в 2006 году объекта незавершенного капитального строительства уплаченные суммы налога на добавленную стоимость, не принятые ранее к вычету в порядке, установленном настоящей частью, подлежат вычетам по мере принятия на учет объекта завершенного капитального строительства или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.
Исходя из норм п.1 статьи 3 Федерального закона N 119-ФЗ налогоплательщики имеют право (при соблюдении требований п.1 статьи 172 Кодекса) принимать к вычету суммы НДС при соблюдении следующих условий:
1).суммы НДС должны быть предъявлены подрядными организациями;
2).суммы НДС должны быть уплачены подрядным организациям;
3).товары (работы, услуги) должны быть оприходованы;
4).объекты, завершенные капитальным строительством, должны быть введены в эксплуатацию;
5).объекты, завершенные капитальным строительством, должны быть приняты на учет (п.5 ст. 172 Кодекса).
Налоговый период, в котором совпали во времени перечисленные условия, будет являться соответствующим периодом для заявления вычетов и основанием для включения счетов - фактур в книгу покупок за соответствующий налоговый период.
В ходе проверки у общества истребованы документы, подтверждающие дату ввода объектов, завершенных капитальным строительством в эксплуатацию - форма КС-14 "Акт приемки законченных строительством объектов приемочной комиссией", регистры аналитического учета по счетам 01, 08, а также платежные документы, подтверждающие оплату счетов-фактур выставленных подрядчиками.
Обществом не представлены документы, подтверждающие налоговые вычеты на сумму 1 431 545,17 руб. - акты приемочных комиссий о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов по форме КС-14. Данные документы согласно Указаниям по применению и заполнению форм по учету работ в капитальном строительстве (утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а являются документами по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности.
Также не представлены платежные документы, подтверждающие оплату по счетам-фактурам подрядчика ВолгоУралНИПИгаз от 20.09.2005 N N 452 и 520 по объекту трубопровод от АГЗУ N2 до УПН-1.
В отношении сумм НДС, предъявленных подрядными организациями (заказчиками-застройщиками), следовало руководствоваться положениями п. 2 статьи 3 Федерального закона N 119-ФЗ, согласно которому суммы налога, предъявленные налогоплательщику с 01.01.2005 до 01.01.2006 подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства и не принятые к вычету в установленном порядке, подлежат вычетам в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам.
Согласно оборотной ведомости по объектам капитального строительства за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 выполненные работы по счетам-фактурам от 29.09.2005 N 452 и N 520 приняты к учету в 2007 году.
В соответствии с п. 9 статьи 2 Федерального закона N 119-ФЗ, если до 01.01.2008 налогоплательщик не оплатил суммы налога, предъявленные ему продавцами товаров (работ, услуг), которые были приняты им на учет до 1 января 2006 года, налоговые вычеты таких сумм налога производятся в первом налоговом периоде 2008 года.
Инспекция считает, что обществом не соблюдено условие принятия на учет работ до 1 января 2006 года (в рамках норм п. 9 статьи 2 Федерального закона N 119-ФЗ).
Доводы инспекции судом не принимаются по следующим основаниям.
П. 1 ст. 2 Федерального закона N 119-ФЗ предусмотрено, что по состоянию на 01.01.2006 налогоплательщики НДС обязаны провести инвентаризацию кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2005. По результатам инвентаризации определяется кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), принятые к счету до 01.01.2006, в составе которой имеются суммы НДС, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг) и имущественных прав и подлежащие налоговому вычету в соответствии с гл. 21 Кодекса.
Спорные счета-фактуры были учтены заявителем в результатах инвентаризации, проведенной в соответствии с названной нормой Федерального закона N 119-ФЗ, что подтверждается актом инвентаризации N00000001 от 31.12.2005 (п.п. 68, 69).
В соответствии с п.п. 8 и 9 ст. 2 Федерального закона N 119-ФЗ налогоплательщики налога на добавленную стоимость, указанные в п. 2 настоящей статьи (определяющие момент определения налоговой базы как день оплаты), по товарам, работам, услугам, принятым на учет до вступления в силу настоящего Федерального закона (01.01.2006), производят налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, в порядке, установленном ст. 172 Кодекса, при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость.
Если до 01.01.2008 налогоплательщик не оплатил суммы налога, предъявленные ему продавцами товаров, которые были приняты им на учет до 01.01.2006, налоговые вычеты таких сумм налога производятся в первом налоговом периоде 2008 года.
Налоговый орган неправомерно не учел довод общества о том, что АГЗУ 2 до УПН-1 в бухгалтерском учете не является самостоятельным инвентарным объектом, а входит в состав нефтесборного коллектора от куста скважин N 3 до УПН-1, что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью по счету 08, которая включает в себя затраты по двум заказам 804200005207 и 804200005208.
Номера этих заказов указаны в акте N 12 от 12.09.2008 приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме КС-14 в разделе "Код объекта", согласно которому стоимость объекта на дату ввода составляет 116 833 370 руб. оборотно-сальдовой ведомости, а также в акте ОС-1 N131 от 30.12.2008 по данному объекту.
С возражениями на акт камеральной проверки обществом представлялись акт инвентаризации кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2005 N 00000001, акт N 12 от 12.09.2008 приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме КС- 14; акт ОС-1 N 131 от 30.12.2008.
Выполненные ООО "ВолгоУралНИПИгаз" работы, по которым выставлены счета-фактуры от 29.09.2005 N 520 и N 452, не были оплачены до 01.01.2008.
Данные работы были приняты обществом на учет до 01.01.2006 - в сентябре 2005 года, что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью по счету 08.3 за сентябрь 2005 года и карточкой счета 08.3 за сентябрь 2005 года.
Вывод налогового органа о принятии к учету работ только в 2007 году, сделанный на основании представленной в рамках камеральной налоговой проверки оборотно-сальдовой ведомости за декабрь 2007 года, судом не принимается, поскольку, как пояснили представители общества, данная оборотно-сальдовая ведомость отражает не момент принятия работ к учету, а момент перекачки остатков бухгалтерских данных в программу SAP-R3 (по состоянию на 31.12.2007) в связи с переходом общества с 01.01.2008 на обслуживание в ООО "ТНК-ВР Бизнессервис".
Таким образом, обществом соблюдены предусмотренные п. 9 ст. 2 Федерального закона N 119-ФЗ условия, согласно которым если до 01.01.2008 налогоплательщик не оплатил суммы налога, предъявленные ему продавцами товаров (работ, услуг), которые были приняты им на учет до 01.01.2006, налоговые вычеты таких сумм налога производятся в первом налоговом периоде 2008 года, а потому налоговым органом было необоснованно отказано в возмещении суммы НДС в размере 1 431 545 руб.
Задолженность по платежам в федеральный бюджет у общества отсутствует, согласно справке о состоянии расчетов с бюджетом имеется переплата.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что требование заявителя об обязании возместить налог путем возврата подлежит удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Поскольку в силу п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ) налоговые органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.05.2011 г. по делу N А40-12334/11-99-55 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий: |
С.Н. Крекотнев |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-12334/11-99-55
Истец: ОАО "Верхнечонскнефтегаз"
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15092/11