г. Москва
03.08.2011 г. |
N 09АП-17561 /2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.
судей: Лепихина Д.Е., Мухина С.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Торопченковым К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества Компания "Издательская группа Нью Эра"(ЗАО Компания ("Издательская группа Нью Эра")(ОГРН 1027700028069, 123557, г. Москва, Б.Тишинский пер., 38-509)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.06.2011 г.. по делу N А40-28773/11-2-168, принятое судьей Т.И. Махлаевой,
по заявлению Закрытого акционерного общества Компания"Издательская группа Нью Эра" (ЗАО Компания"Издательская группа Нью Эра")(ОГРН 1027700028069, 123557, г. Москва, Б.Тишинский пер., 38-509)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве (ТУ ФСФБН в г. Москве) (107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 5/7)
о признании незаконным постановления
при участии:
от заявителя: Бугарцева Е.А. по доверенности от 20.04.2011 б/н;
от ответчика: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ЗАО компания "Издательская группа Нью Эра" с заявлением, о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве N 451-11/537М от 15.02.2011 о привлечении ЗАО компания "Издательская группа Нью Эра" к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ с установлением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением суда от 17.06.2011 г. в удовлетворении заявления ЗАО компания "Издательская группа Нью Эра" о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве N 451-11/537М от 15.02.2011 г. о привлечении ЗАО компания "Издательская группа Нью Эра" к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ с установлением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. отказано. При этом суд исходил из того, что на день выявления правонарушения и составления протокола об административном правонарушении не действовала редакция п. 1.2 Положения Центрального Банка России N258-П о сумме контракта не превышающей в эквиваленте 50 000 долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Центральным Банком России. Суд пришел к выводу о том, что заявителем не соблюдены требования п. 2.4 Положения N 258-П, то есть совершено административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
С решением суда не согласился заявитель - ЗАО "Издательская группа Нью Эра" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявления. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что, что на момент рассмотрения дела судом административная ответственность в отношении контракта не превышающего 50 000 долларов США отменена.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 ст. 270 АПК РФ).
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Срок, предусмотренный ч.2 ст.208 АПК РФ, заявителем соблюден.
Как следует из материалов дела постановлением N 451-11/537М от 15.02.2011 ЗАО компания "Издательская группа Нью Эра" было привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ за несоблюдение установленного срока представления форм учета по валютным операциям, к Обществу применено административное наказание в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным Постановлением, ЗАО Компания "Издательская группа Нью Эра" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч.7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Полномочия должностных лиц административного органа, составивших протокол и рассмотревших дело об административном правонарушении, предусмотрены ст.23.8 КоАП РФ, п.п.1, 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 г. N 278, п.5.4 Положения о Территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Минфина РФ от 11.07.2005 г. N 89н, ч.1 ст.23.60 КоАП РФ.
Срок давности привлечения ЗАО Компания "Издательская группа Нью Эра" к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Судом апелляционной инстанции установлено, что протокол об административном правонарушении от 26.01.2011 г. N 10129000-17/2011 составлен с соблюдением ст.ст.25.1, 25.4, 25.5, 28.2 и 29.7 КоАП РФ, а именно без участия законного представителя заявителя, извещенного о дате, месте и времени проведения указанного процессуального действия надлежащим образом, о чем свидетельствует телеграмма, направленная в адрес Общества (л.д.29). Дело об административном правонарушении N 10129000-17/2011 рассмотрено и оспариваемое постановление от 15.02.2011 г. N 451-11/537М о назначении административного наказания вынесено с соблюдением процедуры.
В соответствии с ч.6 ст.15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что ЗАО Компания "Издательская группа Нью Эра" и компанией-нерезидентом "Нью Эра Пабликейшенз Интернешнл АпС" (Дания) 24.05.2010 г. заключен договор купли-продажи N 15 на импортную поставку товаров на общую сумму 7 489,72 долларов США .
На основании договора купли-продажи ЗАО Компания "Издательская группа Нью Эра" в уполномоченном банке - Мещанском отделении N 7811 филиала акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) 09.06.2010 г. был оформлен паспорт сделки N 10060016/1481/0824/2/0.
В ходе исполнения обязательств в рамках указанного договора ЗАО Компания "Издательская группа Нью Эра" на таможенную территорию Российской Федерации ГТД N 10129052/230610/0004515 был осуществлен ввоз товаров, при этом согласно отметке таможенного органа выпуск товаров на таможенную территорию Российской Федерации был осуществлен -23.06.2010 г.
Основанием для вынесения ответчиком оспариваемого Постановления послужило нарушение Обществом сроков предоставления необходимых в соответствии с Положением N 258-П документов, являющихся формой учета и отчетности по валютным операциям.
В данном случае указанные документы должны были быть представлены ЗАО Компания "Издательская группа Нью Эра" в уполномоченный банк не позднее 08.07.2010 г., однако справка о подтверждающих документах в уполномоченный банк была представлена только 28.09.2010 г. то есть с пропуском срока.
Таким образом, ТУ Росфиннадзора в г. Москве пришло к выводу о том, что ЗАО Компания "Издательская группа Нью Эра" не были соблюдены требования, установленные Положением N 258-П, заключающиеся в обязанности резидента представить в уполномоченный банк документы, являющиеся формой учета и отчетности по валютным операциям, к сроку, установленному актом органа валютного регулирования, при этом несоблюдение установленных сроков представления форм учета, к которым в соответствии с Указанием ЦБ от 10.12.2007 г. N 1950-У отнесена и справка о подтверждающих документах, является нарушением установленного порядка представления отчетности по валютным операциям и основанием для привлечения к ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
В соответствии ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст.ст.4, 5 Федерального закона РФ от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 г. N258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" является актом органа валютного регулирования, определяющим обязательный для исполнения резидентами порядок осуществления валютных операций с нерезидентами.
При этом единые правила оформления паспорта сделки предусмотрены Инструкцией Центрального Банка России от 15.06.2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
В соответствии с Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 г. N 258-П резидент в случае проведения валютных операций, связанных с зачислением валюты РФ, поступившей от нерезидента на счет резидента, последний обязан представить в банк справку, содержащую информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств. Справка должна быть представлена в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в котором поступили денежные средства.
На дату осуществления спорных валютных операции Инструкция Центрального банка России от 15.06.2004 г. N 117-И и Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 г. N 258-П действовали в редакциях, в соответствии с которыми оформление паспорта сделки требовалось, а Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 г. N 258-П применялось в отношении валютных операций между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта (кредитного договора) превышала в эквиваленте 5 000 долларов США на дату заключения контракта (п.3.2 Инструкции Центрального банка России от 15.06.2004 г. N 117-И, п.1.2 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 г. N 258-П).
Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля являются Банк России и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ (в настоящее время - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора). Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг; таможенные органы и налоговые органы. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет ЦБ РФ, а валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями или валютными биржами, контролируют федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством. Такие акты не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов (п. п. 3 - 6 ст. 4 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле").
Банк России и Правительство РФ, выступая как органы валютного регулирования, обладают нормотворческой функцией, то есть вправе издавать в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Акты валютного законодательства принимаются Банком России в форме инструкций, положений и указаний, а Правительством РФ - постановлений и распоряжений. Акты валютного законодательства, принимаемые федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, имеют форму приказов, инструкций и положений. Порядок их принятия и регистрации регулируется Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 в редакции от 07.07.2006. Согласно этому документу нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по их инициативе в пределах их компетенции (п. 1). Издаются они в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
В соответствии с положениями ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее - акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами. К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются.
29.12.2010 г. Центральным банком Российской Федерации - Указанием N 2556-У "О внесении изменения в пункт 1.2 Положения Банка России от 1 июня 2004 года N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", зарегистрированным в Минюсте РФ 11.02.2011 г. за N 19820, в абзаце 4 п.1.2 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 г. N 258-П слова "в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта" заменены словами "в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения".
Также 29.12.2010 г. Центральным банком Российской Федерации - Указанием N 2557-У "О внесении изменений в инструкцию Банка России от 15 июня 2004 года N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок", зарегистрированным в Минюсте РФ 08.02.2011 г. N 19730, были внесены аналогичные изменения в Инструкцию Центрального банка России от 15.06.2004 г. N 117-И, а именно, п.3.2 дополнен абзацем следующего содержания: "между нерезидентом и резидентом в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения".
Пунктом 2 Указания Центрального банка Российской Федерации N 2557-У резиденту предоставлено право со дня вступления в силу настоящего Указания "закрыть паспорт сделки, ранее оформленный по внешнеторговому договору (контракту), общая сумма которого на дату вступления в силу Указания N 2557-У не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения...".
Таким образом, согласно Указаниям Банка России, вступившими в силу 27.02.2011 года, действующее валютное законодательство не требует оформления паспорта сделки по контракту, общая сумма которого в эквиваленте не превышает 50 тыс. долларов США, и предоставления в связи с этим иных документов, а по действующим паспортам сделки, согласно п.2 Указания ЦБ РФ от 29.12.2010 года N 2557-У, резидентам предоставлено право закрыть ранее открытые паспорта.
Из материалов дела следует, что общая сумма договора купли-продажи от 24.05.2010 г. N 15 сторонами определена в размере 7 489,72 долларов США, то есть не превышает 50 тысяч долларов США, что ответчиком не оспаривается.
На основании ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Указания Банка России от 29.12.2010 г. N N 2556 и 2557, в соответствии с которыми нормы Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 г. N 258-П не распространяется на валютные операции между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения, вступили в силу 27.02.2011 г.
С учетом изложенного, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тысяч долларов США, то не оформление паспорта сделки, предоставление справки о подтверждающих документах позже срока, установленного валютным законодательством, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
В соответствии с Указанием от 29 декабря 2010 г.. N 2556 валютные сделки, между резидентом и нерезидентом на общую сумму менее 50 тыс. долларов США, не подпадают под действие Положения Банка России от 01.06.2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего спора в суде у резидентов отсутствует обязанность по представлению в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям при исполнении контракта на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 тыс. долларов США.
В соответствии с п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в силу ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Поскольку вступившие в силу Указания Банка России N 2556, 2557 от 29.12.2010 г. улучшают положения лица, привлеченного к административной ответственности, и оспариваемое постановление не исполнено, на момент рассмотрения спора в суде у резидентов отсутствует обязанность по представлению в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям при исполнении контракта на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 тыс. долларов США, в данном случае подлежит применению ч.2 ст. 1.7 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, а требование заявителя о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве от 15.02.2011 N 451-11/537М о назначении административного наказания по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей - удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ч.5.1 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.06.2011 г.. по делу N А40-28773/11-2-168 отменить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве от 15.02.2011 N 451-11/537М о назначении административного наказания по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ
Председательствующий-судья: |
Н.Н.Кольцова |
Судьи |
Д.Е.Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-28773/11-2-168
Истец: ЗАО компания "Издательская группа Нью Эра"
Ответчик: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Территориальное управление по городу Москве
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-17561/11