г. Киров
26 июля 2011 г. |
Дело N А82-14047/2010-18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Губиной Л.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Поляковой С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мезриным Д.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации Ростовского муниципального района Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.04.2011 по делу N А82-14047/2010-18, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р.
по иску главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пупырина Юрия Константиновича (ОГРН 310760918600016, адрес проживания: Ярославская область, Ростовский район, дер. Рюмниково)
к администрации Ростовского муниципального района Ярославской области,
с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области,
о признании недействительным отказа администрации Ростовского муниципального района, оформленного письмом N 934 от 04.04.2011, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 76:13:040401:137, площадью 27139 кв.м., расположенного по адресу: Ярославская область, Ростовский район, с/о Перовский, в соответствии с Законом Ярославской области от 23.10.2003 N55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области",
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Пупырин Юрий Константинович (далее также глава КФХ Пупырин Ю.К., заявитель) обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к администрации Ростовского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация) о признании права собственности на землю в 3 га, в соответствии с Законом Ярославской области от 23.10.2003 N 55-З "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области".
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Администрация, возражая против удовлетворения иска, указала на невозможность предоставления спорного земельного участка заявителю за плату на основании пункта 3 статьи 6.1 Закона Ярославской области N 55-з от 23.03.2003 "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области".
Привлеченное в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - Управление Росреестра по Ярославской области, третье лицо) в письменном отзыве сообщило, что в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Пупырину Ю.К. было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Ярославская область, Ростовский район, Перовский сельский округ, на основании свидетельства о праве владения землей N 255 от 12.04.1993, поскольку документы, представленные на регистрацию, не соответствовали требованиям законодательства.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные им требования: просил признать незаконным отказ Администрации, оформленный письмом N 934 от 04.04.2011, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 76:13:040401:137, площадью 27139 кв.м., расположенного по адресу: Ярославская область, Ростовский район, с/о Перовский, в собственность за плату в соответствии с Законом Ярославской области от 23.10.2003 N55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области".
Дело рассмотрено судом первой инстанции по принятым уточненным требованиям.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 22.04.2011 заявление главы КФХ Пупырина Ю.К. удовлетворено: указанный отказ Администрации признан незаконным. На Администрацию возложена обязанность принять постановление о предоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером 76:13:040401:137, площадью 27139 кв.м., расположенного по адресу: Ярославская область, Ростовский район, с/о Перовский, в собственность за плату в размере 1,5% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в соответствии с Законом Ярославской области от 23.10.2003 N 55-З "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области".
При вынесении данного решения суд первой инстанции исходил из того, что на дату подачи соответствующего заявления в Администрацию у заявителя имелись все предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьей 6.1 Закона Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области" условия для получения испрашиваемого земельного участка в собственность за плату. В частности, на дату подачи заявления Пупырин Ю.К. был зарегистрирован в качестве главы КФХ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) от 26.01.2011, спорный земельный участок находится у заявителя на праве пожизненного наследуемого владения, о чем имеется свидетельство N 255 от 12.04.1993, факт осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством деятельности подтверждается представленными по делу доказательствами. В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Администрации отсутствовали основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность заявителю. При определении цены испрашиваемого земельного участка суд принял во внимание положения пункта 3 статьи 6.1 Закона Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области" и посчитал, что она должна быть определена в размере 1,5% от кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, согласно кадастровому паспорту от 19.03.2010 кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 43965,18 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.04.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований главы КФХ Пупырина Ю.К.
По мнению заявителя жалобы, обжалуемое решение вынесено судом первой инстанции с существенным нарушением норм материального и процессуального прав; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы Администрация указывает, что, несмотря на то, что в силу требований действующего процессуального законодательства одновременное изменение предмета и основания иска запрещено, суд первой инстанции принял к своему рассмотрению одновременное изменение главой КФХ Пупыриным Ю.К. обоих элементов иска. При этом заявитель жалобы указывает, что в данном случае сменился также вид судебного разбирательства с искового на производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Кроме того, по мнению Администрации, дело рассмотрено в нарушение процессуальных норм по новому требованию, которое изначально стороной не заявлялось, что привело к принятию неправильного решения.
Остальные доводы аналогичны доводам, изложенным Администрацией в отзыве на исковое заявление, и сводятся к следующему:
Право пожизненного наследуемого владения за крестьянским хозяйством Пупырина Ю.К. прекратилось в момент исключения соответствующей записи о данном хозяйстве из ЕГРЮЛ. Кроме того, Земельным кодексом Российской Федерации провозглашен принцип деления земель по целевому назначению, подразумевающий, что земли соответствующих категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность. В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, в размере не более 20% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Из приведенных норм Федерального закона следует, что в них установлено обязательное требование к покупателям земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения - таковыми могут быть те юридические лица и предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, которые осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции. Установление законом специального субъектного состава покупателей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения продиктовано и согласуется с целевым назначением земель указанной категории. Нецелевое использование земли противоречит требованиям Земельного кодекса Российской Федерации. Вступившим в законную силу решением мирового судьи установлено, что деятельность Пупырина Ю.К. как главы КФХ прекратилась в 2006 году, а возобновлена в 2010 году. Поскольку законодательством Ярославской области не установлен конкретный срок, в течение которого должно осуществляться сельскохозяйственное производство (в форме предпринимательской деятельности), можно говорить о применении по аналогии пункта 4 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которым установлен трехгодичный срок надлежащего использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения для приобретения его в собственность.
Глава КФХ Пупырин Ю.К. в отзыве (с дополнениями) на апелляционную жалобу отклоняет доводы заявителя, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Третье лицо Управление Росреестра по Ярославской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая, что от лиц, участвующих в деле, данных возражений не поступило, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в рамках заявленных доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, решением исполкома Ростовского районного Совета народных депутатов от 17.05.1991 N 147 "О предоставлении земель для организации крестьянских хозяйств" переданы земли запаса в пожизненное наследуемое владение крестьянским хозяйствам согласно приложению N 2, решено зарегистрировать право владения землей крестьянских хозяйств, в том числе Пупырина Ю.К., установить границы в натуре и выдать документы на право землевладения.
20.05.1991 составлен акт установления (указания) границы крестьянского хозяйства Пупырина Ю.К. в натуре, согласно которому последнему передана земля из земель запаса площадью 4,8 га.
В материалы дела представлена экспликация земель крестьянского хозяйства Пупырина Ю.К. на территории Перовского сельского совета Ростовского района Ярославской области, согласно которой площадь земель в границах землевладения составляет 4,8 га.
В декабре 1992 году крестьянское хозяйство Пупырина Ю.К. зарегистрировано в установленном законом порядке на основании постановления главы администрации Ростовского района N 674 от 14.12.1992, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации предприятия.
Постановлением главы администрации Ростовского района от 23.01.1993 N 95а "О выдаче свидетельств на право владения земельными участками" решено закрепить за крестьянским хозяйством Пупырина Ю.К. земельный участок площадью 4,8 га в Перовском с/с для сельскохозяйственного использования во владение.
На основании данного постановления выдано свидетельство о праве N 255 от 12.04.1993, согласно которому крестьянскому хозяйству Пупырина Ю.К. предоставлен во владение земельный участок площадью 4,8 га.
Постановлением главы Ростовского муниципального округа от 11.03.1998 N 142 разрешено Пупырину Ю.К. строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 0,1 га. При этом в данном постановлении указано, что строительство разрешено на указанном земельном участке, предоставленном Пупырину Ю.К. в собственность для ведения КФХ, Комитету по земельным ресурсам и землеустройству предписано внести изменения в учет земель крестьянского хозяйства Пупырина Ю.К. и выдать документы о праве на землю.
07.07.2006 в ЕГРЮЛ внесены сведения об исключении по решению регистрирующего органа крестьянского хозяйства Пупырина Ю.К. как юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность (в силу статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), о чем свидетельствует выписка из ЕГРЮЛ от 02.04.2008.
Постановлением глава администрации Ростовского муниципального района от 30.09.2008 N 1206 на основании заявления Пупырина Ю.К. внесены изменения в постановление главы администрации Ростовского района от 23.01.1993 N 95а "О выдаче свидетельств на право владения земельными участками": изменена цель использования земельного участка с "сельскохозяйственного использования" на "ведение крестьянского (фермерского) хозяйства".
24.09.2009 мировым судьей судебного участка N 3 Ростовского района Ярославской области по иску Пупырина Ю.К. к администрации Ростовского муниципального района, администрации сельского поселения Перовское о признании права собственности на земельный участок площадью 3 га, ранее переданный ему в пожизненное наследуемое владение, (при этом исковые требования мотивированы тем, что из 4,8 га земли сельхозугодия составляют 3 га, остальные 1,5 га занимают кустарники и болота) за истцом признано право собственности только на земельный участок, необходимый для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 0,4 га в дер. Рюмниково Ростовского района, в удовлетворении остальной части требований Пупырину Ю.К. отказано с указанием на то, что деятельность Пупырина Ю.К. как главы КФХ прекращена 07.07.2006, сельхозпроизводство Пупыриным Ю.К. не ведется, земельный участок используется Пупыриным Ю.К. как придомовой, данные обстоятельства подтверждены актом обследования земельного участка Пупырина Ю.К. от 09.10.2008, доказательств, подтверждающих обратное, истцом не представлено. Данное решение вступило в законную силу 05.03.2010.
В средине марта 2010 года был подготовлен межевой план земельного участка с кадастровым номером 76:13:040401:137, расположенного по адресу: Ярославская область, Ростовский район, Перовский сельский округ, у дер. Рюмниково.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 19.03.2010 в настоящее время на кадастровом учете состоит земельный участок с кадастровым номером 76:13:040401:137, площадью 27139 кв.м.
В июле 2010 года Пупырин Ю.К. зарегистрирован в качестве главы КФХ, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 26.01.2011.
Пупырин Ю.К. с 2008 года неоднократно обращался в различные органы для решения вопроса о передаче в собственность находящегося в его пожизненном наследуемом владении земельного участка.
23.12.2010 глава КФХ Пупырин Ю.К. обратился в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением о признании права собственности на землю в 3 га в соответствии с Законом Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области".
02.03.2011 (после принятия судом первой инстанции указанного искового заявления к своему производству) глава КФХ Пупырин Ю.К. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка 76:13:040401:137, площадью 27139 кв.м., расположенного по адресу: Ярославская область, Ростовский район, с/о Перовский, в собственность за плату в соответствии с пунктом 3 статьи 6.1 Закона Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области" по цене 1,5% от кадастровой стоимости сельхозугодий.
Письмом от 04.04.2011 N 934 Администрация отказала Пупырину Ю.К. в предоставлении указанного земельного участка в установленном вышеназванной статьей Закона Ярославской области от 23.10.2003 N55-з порядке по льготной цене.
В связи с этим 08.04.2011 истец, как уже было отмечено, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные им требования: просил признать незаконным отказ Администрации, оформленный письмом N 934 от 04.04.2011, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 76:13:040401:137, площадью 27139 кв.м., расположенного по адресу: Ярославская область, Ростовский район, с/о Перовский, в собственность за плату в соответствии с Законом Ярославской области от 23.10.2003 N55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
В силу статьи 12 названного Кодекса защита гражданских прав может осуществляться путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
На момент возникновения у Пупырина Ю.К. права пожизненного наследуемого владения на вышеуказанный земельный участок действовал Закон РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно статье 1 данного Закона крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) являлось самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков (в дальнейшем также "крестьянское хозяйство"). Крестьянское хозяйство представляло форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды. Членами КФХ считались трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Главой крестьянского хозяйства являлся один из его дееспособных членов, который представлял интересы КФХ в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами.
В соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имел каждый дееспособный гражданин РСФСР, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедший специальную подготовку.
В силу статьи 5 названного Закона на основании заявления гражданина, изъявившего желание вести крестьянское хозяйство, земельный участок передавался ему в пользование, в том числе аренду, пожизненное наследуемое владение или собственность решением Совета народных депутатов, в ведении которого находился земельный участок. Земельный участок выделялся, как правило, единым массивом. Размер земельного участка для ведения крестьянского хозяйства определялся в каждом конкретном случае Советом народных депутатов, в ведении которого он находился, с учетом количества членов крестьянского хозяйства, его специализации, а также предельных норм, устанавливаемых в республике, крае, области.
Согласно статье 10 указанного Закона гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения или в собственности, предоставлялось право: а) самостоятельно хозяйствовать на земле; б) использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке нерудные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды, а также другие полезные свойства земли; в) возводить жилые, производственные, бытовые и иные строения и сооружения; г) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями; д) обменять земельный участок в установленном порядке через Совет народных депутатов; е) сдать земельный участок или его часть в аренду в случае временной нетрудоспособности, призыва на действительную службу в ряды Вооруженных Сил СССР, поступления на учебу; ж) передать земельный участок по наследству; з) в случае принудительного изъятия земельного участка государством получить возмещение затрат и убытков, включая упущенную выгоду.
В соответствии со статьями 14, 15 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" имущество КФХ составляли насаждения, жилые и хозяйственные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, необходимое для осуществления хозяйственной и иной деятельности. Имущество крестьянского хозяйства принадлежало его членам на правах общей долевой собственности, а при единогласном решении членов крестьянского хозяйства имущество могло находиться в общей совместной собственности. Пользование имуществом КФХ осуществлялось его членами по взаимной договоренности, сделки по распоряжению имуществом осуществлялись главой хозяйства либо доверенным лицом.
Таким образом, в силу требований действующего на момент предоставления в пожизненное наследуемое владение заявителя земельного участка площадью 4,8 га указанное право приобретал гражданин, изъявивший желание вести крестьянское хозяйство, а не КФХ как юридическое лицо, как то полагает Администрация. При этом крестьянское хозяйство создавалось только после предоставления гражданину земельного участка на указанном в законе вещном праве или в аренду. В указанном порядке происходило наделение Пупырина Ю.К. землей для ведения КФХ. Как следует из материалов дела, крестьянское хозяйство было зарегистрировано в качестве юридического лица после предоставления заявителю указанного земельного участка в пожизненное наследуемое владение. Более того, в соответствии с действовавшим на тот период законодательством указанный вид права мог принадлежать только физическим лицам. Само по себе указание в документах от 1991 года на предоставление земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения крестьянскому хозяйству не имеет в силу изложенного правового значения.
Кроме того, согласно Закону РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" права на земельный участок не входили в состав имущества крестьянского хозяйства.
Исходя из изложенного отсутствуют основания считать, что с моментом прекращения в 2006 году деятельности КФХ Пупырина Ю.К. (с момента исключения его регистрирующим органом из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") прекратилось право пожизненного наследуемого владения заявителя на указанный земельный участок.
В соответствии со статьей 21 Земельного кодекса Российской Федерации право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие настоящего Кодекса не допускается. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.
Основания прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком установлены в статье 45 Земельного кодекса Российской Федерации. К ним относятся следующие случаи:
1. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса, т.е. добровольно.
2. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при:
1) использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными статьями 7 и 8 настоящего Кодекса;
2) использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
3) неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:
отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
нарушение установленного соответствующими нормами статей 95 - 100 настоящего Кодекса режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
систематическая неуплата земельного налога;
4) неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
5) изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 55 настоящего Кодекса;
6) реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 51 настоящего Кодекса;
7) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
При этом в силу пункта 3 указанной статьи Кодекса решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, принимается судом в соответствии со статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно статье 54 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса и предоставившего земельный участок. В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении десятидневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статье 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Доказательств того, что право на предоставленный Пупырину Ю.К. в пожизненное наследуемое владение земельный участок было прекращено в установленном законом порядке, в материалы дела не представлено.
В силу изложенного апелляционным судом отклоняется довод Администрации о том, что заявитель более трех лет не использовал указанный земельный участок, как не влияющий на право Пупырина Ю.К. приобрести указанный земельный участок в силу требований действующего законодательства в собственность по льготной цене.
Кроме того, апелляционный суд, как и суд первой инстанции, отмечает, что на дату подачи заявления в Администрацию заявитель был зарегистрирован в качестве главы КФХ, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 26.01.2011. Факт осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством деятельности подтверждается собранными по делу доказательствами: актом обследования земельного участка Пупырина Ю.К. в д.Рюмниково от 09.10.2008, согласно которому часть земельного участка используется под сенокос, 1 га распахан для посева многолетних трав-медоносов; справкой администрации сельского поселения Петровское Ярославской области N 181 от 19.02.2010, из которой следует, что по сведениям похозяйственного учета в похозяйственной книге за 2007-2010 годы по адресному хозяйству, расположенному в д.Рюмниково, д.10, возглавляемому Пупыриным Ю.К., на земельном участке осуществляется засев медоносов, ведется пчеловодство, состоящее из 11 пчелосемей; справкой Управления сельского хозяйства администрации Ростовского муниципального района от 27.01.2011 N 12, в которой указано, что в настоящее время крестьянское хозяйство занимается разведением пчел, выращиванием медоносных трав и уходом за лугами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 20 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Согласно пункту 3 статьи 6.1 Закона Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области" приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене в размере 1,5% процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
При таких обстоятельствах у Администрации отсутствовали основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность заявителю по льготной цене.
Исходя их вышеизложенного апелляционный суд считает, что Администрация не доказала правомерность своих действий по отказу главе КФХ Пупырину Ю.К. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 76:13:040401:137, площадью 27139 кв.м, расположенного по адресу: Ярославская область, Ростовский район, с/о Перовский, в собственность за плату в соответствии с Законом Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области".
Действия уполномоченного органа по отказу заявителю в предоставлении земельного участка противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы Пупырина Ю.К. в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции законно и обоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Вместе с тем апелляционный суд считает необходимым, уточнив абзац третий резолютивной части решения, изложить его в следующей редакции: "Обязать администрацию Ростовского муниципального района предоставить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Пупырину Юрию Константиновичу земельный участок с кадастровым номером 76:13:040401:137, площадью 27139 кв.м., расположенный по адресу: Ярославская область, Ростовский район, с/о Перовский, в собственность за плату в размере 1,5% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в соответствии с Законом Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области".
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы Администрации как несостоятельные.
Ссылку заявителя жалобы на решение мирового судьи судебного участка N 3 Ростовского района Ярославской области от 24.09.2009 отклоняется апелляционным судом исходя из обстоятельств и характера настоящего дела. При этом суд второй инстанции отмечает, что указание в названном решении на то обстоятельство, что деятельность Пупырина Ю.К. как главы КФХ прекратилась в 2006 году, не влияет на право выкупа земельного участка, принадлежащего заявителю на праве пожизненного наследуемого владения.
Доводы относительно нарушения судом первой инстанции процессуальных норм признаются судом апелляционной инстанции как не повлекшие принятие неправильного судебного решения.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, вынесено законное и обоснованное решение.
Правовых оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ярославской области и удовлетворения апелляционной жалобы у суда второй инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
апелляционную жалобу администрации Ростовского муниципального района Ярославской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.04.2011 по делу N А82-14047/2010-18 - без изменения, уточнив абзац третий резолютивной части решения:
"Обязать администрацию Ростовского муниципального района предоставить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Пупырину Юрию Константиновичу земельный участок с кадастровым номером 76:13:040401:137, площадью 27139 кв.м, расположенный по адресу: Ярославская область, Ростовский район, с/о Перовский, в собственность за плату в размере 1,5 процента кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в соответствии с Законом Ярославской области от 23.10.2003 N 55-З "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.В. Губина |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-14047/2010
Истец: КФХ Пупырина Юрия Константиновича, Пупырин Юрий Константинович
Ответчик: Администрация Ростовского муниципального района Ярославской области, Глава администрации Ростовского муниципального района Ярославской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3420/11