г. Владимир |
|
13 июля 2011 г. |
Дело N А38-4633/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.07.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Урлекова В.Н., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район"
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.05.2011
по делу N А38-4633/2010,
принятое судьей Коноваловым И.М.
по заявлению Регионального отделения по Республике Марий Эл Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество спасения на водах" (ОГРН 1081200000144, ИНН 1215130410, г. Йошкар-Ола, ул. Пушкина, д. 7. кв. 1)
о признании недействительным решения администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район", изложенного в письме от 19.10.2010 N 2733, об отказе в предоставлении в аренду земельного участка,
при участии:
от Регионального отделения по Республике Марий Эл Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество спасения на водах" - Ишалева С.С. по доверенности от 21.12.2010;
от администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" - Засорина Н.Н. по доверенности от 11.01.2011 N 7, Пипикиной И.В. по доверенности от 31.12.2010 N 3541,
и установил:
Региональное отделение по Республике Марий Эл Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество спасения на водах" (далее - Организация, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным решения администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" (далее - администрация), оформленного письмом от 19.10.2010 N 2733, об отказе Организация в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1500 кв.м с кадастровым номером 12:05:2101001:1260, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, с. Кокшайск, в юго-восточной части кадастрового квартала 12:05:2101001, под размещение на его территории оборудованной базы, и об обязании администрации предоставить Организации указанный земельный участок в аренду.
Решением от 10.05.2011 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил требования Организации.
Администрация не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, письмо от 19.10.2010 N 2733, признанное Организацией решением об отказе в предоставлении земельного участка, не является ненормативным правовым актом, поскольку не оформлено в виде постановления, как это установлено в Положении о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности или ведении муниципального образования "Звениговский муниципальный район", утвержденном решением Собрания депутатов Звениговского муниципального района от 25.03.2009 N 534.
Администрация считает, что данное письмо не является отказом в предоставлении земельного участка, а носит информационный характер, потому не может быть предметом обжалования.
Кроме того, администрация полагает, что с ее стороны имело место бездействие по непредоставлению земельного участка Организации, которое началось с 19.03.2010, в связи с чем указывает на пропуск заявителем срока для обращения в арбитражный суд, предусмотренного пунктом 4 части 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители администрации в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, а также указали, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта в форме постановления не принималось, в связи с чем у администрации отсутствовали основания для предоставления земельного участка.
Представитель Организации в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.05.2011 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.08.2007 Организация обратилась в администрацию муниципального образования "Кокшайское сельское поселение", входящего в состав муниципального образования "Звениговский муниципальный район", с заявлением, в котором просило произвести выбор земельного участка и предварительно согласовать место размещения объекта - базы ВОСВОД по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, с. Кокшайск, и предоставить в аренду выбранный земельный участок примерной площадью 1000-1500 кв.м.
Письмом от 29.08.2007 N 323а администрация муниципального образования "Кокшайское сельское поселение" предложила Организации произвести все необходимые действия по выбору, формированию и кадастровому учету испрашиваемого земельного участка.
Впоследствии заявление Организации от 24.08.2007 было передано по компетенции в администрацию муниципального образования "Звениговский муниципальный район".
Комиссией администрации был выбран земельный участок примерным размером и площадью 1000 кв.м для размещения объекта - базы ВОСВОД по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, с. Кокшайск, участок примыкает с северной стороны к д. 1 по ул. Приволжская.
Постановлением администрации от 25.10.2007 N 727 утвержден акт выбора и предварительного согласования места размещения объекта строительства от 25.10.2007 N 64. Пунктом 2 данного постановления застройщику предложено обеспечить разработку проектно-сметной документации строительства объекта, провести экспертизу проекта с прохождением всех процедур согласования и получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
В связи с этим Организацией проведены землеустроительные работы, сформирован земельный участок общей площадью 1500 кв.м и поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 12:05:2101001:1260.
17.02.2010 Организация обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении указанного земельного участка на праве аренды под размещение на его территории оборудованной базы, приложив кадастровый паспорт с указанием в нем разрешенного использования - для размещения объекта (база ВОСВОД по Республике Марий Эл).
Письмом от 19.03.2010 N 629 администрация сообщила о том, что ведется подготовка документов для проведения конкурса (аукциона) по продаже испрашиваемого земельного участка.
16.09.2010 и 06.10.2010 Организация повторно обращалась в администрацию с просьбой предоставить земельный участок в аренду.
В ответ на эти обращения администрация письмом от 19.10.2010 N 2733 сообщила о том, что на заседании Градостроительного совета 27.09.2010 Организации отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения базы ВОСВОД и принято решение о его выставлении на аукцион.
Посчитав решение администрации об отказе в предоставлении земельного участка в аренду не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Организация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 уточнено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно статье 29 Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 30 Кодекса.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1).
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 3).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (пункт 5).
Согласно пункту 1 статьи 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 данной нормы предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Кодекса результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Кодекса).
В силу пункта 8 статьи 31 Кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно части 2 статьи 32 Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, заявление Организации о проведении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта соответствовало требованиям пункта 1 статьи 31 Кодекса: указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, ориентировочный размер земельного участка, запрашиваемое право на земельный участок.
По результатам осуществленного 25.10.2007 выбора земельного участка составлен акт о выборе земельного участка и предварительном согласования места размещения объекта строительства N 64, который утвержден постановлением администрации от 25.10.2007 N 727.
Суд первой инстанции с учетом анализа вышеприведенных норм Кодекса правомерно расценил постановление администрации от 25.10.2007 N 727 именно как решение уполномоченного органа о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, поскольку Кодекс не содержит правила о вынесении решения об утверждении акта выбора земельного участка отдельно от принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Иная позиция администрации на этот счет основана на неверном толковании норм права.
После утверждения акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта Организацией проведены землеустроительные работы, по результатам которых сформировано землеустроительное дело 07-11 N 808 по установлению в натуре границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта (база ВОСВОД по Республике Марий Эл), составлен акт согласования границ земельного участка, подписанный начальником отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами муниципального образования "Звениговский муниципальный район", а по итогам землеустроительных работ сформирован земельный участок общей площадью 1500 кв.м и получен кадастровый паспорт на указанный земельный участок, который был приложен Организацией при обращении в администрацию к заявлению о предоставлении земельного участка в аренду.
С указанным заявлением Организация обратилась до истечения трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные доказательства, правильно оценив обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у администрации отсутствовали правовые основания для отказа Организации в предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве аренды.
Утверждение администрации о том, что ее письмо от 19.10.2010 N 2733 не является отказом в предоставлении земельного участка, признается несостоятельным.
Поскольку в указанном письме, составленном на бланке администрации, содержится властное указание органа местного самоуправления, выраженное в отказе заявителю в предоставлении спорного земельного участка, которое влечет для него соответствующие правовые последствия, суд первой инстанции правомерно признал данный отказ решением уполномоченного органа, отвечающего признакам ненормативного акта.
При этом указанное решение об отказе в предоставлении земельного участка не может быть лишено статуса ненормативного акта только по тому основанию, что оно, как считает администрация, не оформлено в виде постановления, предусмотренного Положением о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности или ведении муниципального образования "Звениговский муниципальный район", утвержденном решением Собрания депутатов Звениговского муниципального района от 25.03.2009 N 534.
Кроме того, заявителем указанное решение расценено именно как отказ уполномоченного органа в предоставлении ему в аренду земельного участка.
В свою очередь суд апелляционной инстанции считает, что со стороны администрации имело место фактическое уклонение от совершения действий, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, выраженное в отказе Организации в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1500 кв.м с кадастровым номером 12:05:2101001:1260, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, с. Кокшайск, в юго-восточной части кадастрового квартала 12:05:2101001, под размещение на его территории оборудованной базы, при отсутствии законных оснований.
Более того, исследовав выписку из протокола заседания Градостроительного совета от 27.09.2010 N 6, положенного в основу решения администрации об отказе в предоставлении Организации в аренду земельного участка, суд апелляционной инстанции считает, что данный протокол не может быть расценен как надлежащее тому обоснование, поскольку администрацией в материалы дела не представлены какие-либо доказательства, послужившие основанием для принятия Градостроительным советом такого решения.
Принятие же решения о выставлении на аукцион сформированного специально для заявителя земельного участка с разрешенным использованием - для размещения объекта (база ВОСВОД по Республике Марий Эл) по истечении почти трех лет с момента принятия решения об утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (постановление администрации от 25.10.2007 N 727) в данном случае влечет нестабильность гражданско-правовых и публично-правовых отношений и нарушает баланс частных и публичных интересов.
С учетом изложенного оспариваемое решение администрации противоречит действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы Организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Иное в нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрацией не доказано.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Организации, а в качестве способа восстановления его нарушенных прав обязал администрацию направить заявителю проект договора аренды земельного участка с предложением о его заключении.
Довод администрации о пропуске Организацией процессуального срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку предметом спора в рассматриваемом случае являлось именно решение администрации от 19.10.2010, с заявлением о признании незаконным которого Организация обратилась в арбитражный суд 23.12.2010, то есть в установленной данной нормой срок.
Арбитражный суд Республики Марий Эл в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Управления по приведенным в ней доводам, противоречащим нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.05.2011 по делу N А38-4633/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-4633/2010
Истец: Региональное отделение по Республике Марий Эл Общероссийской общественной организации Всероссийское общество спасенния на водах, РО по Республике Марий Эл Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество спасения на водах"
Ответчик: Администрация МО "Звениговский муниципальный район"
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3666/11