30 июня 2011 г. |
г. Вологда Дело N А52-4740/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Носач Е.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Андриановой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авто-60" на решение Арбитражного суда Псковской области от 15 марта 2011 года по делу N А52-4740/2010 (судья Жупанова Л.В.),
установил
прокурор Псковской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Псковской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Авто-60" (далее - Общество), Комитету по управлению муниципальным имуществом города Пскова (далее - Комитет) о признании недействительным договора аренды земельного участка от 30.07.2010 N 139 и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возложения на Общество обязанности возвратить Комитету арендуемый земельный участок (с учетом изменения иска, принятого судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Пскова (далее - Администрация).
Решением от 15.03.2011 суд признал недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 30.07.2010 N 139, заключенный между Обществом и Комитетом. В удовлетворении остальной части иска отказал. Взыскал с Общества в федеральный бюджет 2000 руб. государственной пошлины.
Общество с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, в иске отказать.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что рассматриваемый договор заключен на основании постановления Администрации от 30.07.2010 N 1671 "О предоставлении ООО "Авто-60" в аренду земельного участка по адресу: город Псков, на пересечении улиц Кузбасской дивизии и Крестки" (далее - Постановление от 30.07.2010 N 1671), а также пункта 2 статьи 22 и статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Договор зарегистрирован в установленном порядке. В то же время, суд, признавая данный договор недействительным (ничтожным), не указал норму материального права, которой он противоречит.
По мнению подателя жалобы, Прокурор не представил доказательства использования земельного участка с опасностью для жизни и здоровья людей и окружающей среды. В то же время, предоставление земельного участка в зоне рекреационных ландшафтов само по себе не может служить основанием для признания договора аренды недействительным.
Прокурор и Комитет в отзывах на жалобу возразили против ее доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзывов на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество (арендатор) и Комитет (арендодатель) подписали договор аренды земельного участка N 139.
В соответствии с пунктом 1.1 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 60:27:080101:50, площадью 4780 кв.м, расположенный по адресу: город Псков, на пересечении улиц Кузбасской дивизии и Крестки, для размещения платной автостоянки.
Договор одновременно является актом приема-передачи.
В пункте 2.1 стороны определили, что участок предоставлен в аренду с 30.07.2010 по 30.07.2015.
В качестве основания предоставления земельного участка в договоре указано Постановление 30.07.2010 N 1671.
Согласно данному постановлению, право аренды на вышеназванный земельный участок предоставлено "в целях обеспечения прав и законных интересов юридических лиц, в соответствии с пунктом 2 статьи 22, статьей 34 ЗК РФ, подпунктом 6.1 пункта 6 статьи 32, подпунктом 5 пункта 1 статьи 34 устава муниципального образования "Город Псков"".
Прокурор направил протест Администрации о несоответствии Постановления от 30.07.2010 N 1671 требованиям закона.
Постановлением Администрации от 07.10.2010 N 2094 требования выполнены - Постановление от 30.07.2010 N 1671 отменено.
Считая, что договор аренды земельного участка от 30.07.2010 N 139 является в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) недействительным (ничтожным), поскольку не соответствует требованиям статей 8, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 1 Закона Псковской области от 29.12.2005 N 518-ОЗ "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений на территории Псковской области" (далее - Закон N 518-ОЗ), статьям 29, 85 ЗК РФ, Прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу пункта 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Из материалов дела видно, что Комитет и Общество 30.07.2010 заключили договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 60:27:080101:50, площадью 4780 кв.м, расположенный по адресу: город Псков, на пересечении улиц Кузбасской дивизии и Крестки, для размещения платной автостоянки
Договор заключен на основании Постановления от 30.07.2010 N 1671, которое отменено постановлением Администрации от 07.10.2010 N 2094.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки поселений.
В статье 30 Правил землепользования и застройки города Пскова на основе правового зонирования территорий, утвержденных постановлением Псковской городской Думы от 08.07.2003 N 112, (далее - Правила) приведена генеральная схема правового зонирования территории города Пскова в границах городской черты.
Статьей 31 Правил определены типы территориальных зон и основные разрешенные виды использования недвижимости, виды использования, сопутствующие основным, и виды использования, требующие специального зонального согласования, допускаемые в зоне рекреационных ландшафтов Р3.
При этом использование земельных участков для размещения автостоянки в зоне Р3 не предусмотрено.
Решением Псковской городской Думы от 19.02.2010 N 1125 утвержден Генеральный план муниципального образования "Город Псков".
Как следует из схемы правового зонирования территории города Пскова и схемы границ функциональных зон (основной чертеж), спорный земельный участок расположен в зоне рекреационных ландшафтов Р3 - зоне насаждений общего пользования.
В соответствии со статьей 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Поскольку земельный участок предоставлен в целях размещения автостоянки с нарушением вышеназванных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд обоснованно указал о его недействительности в силу статей 167 и 168 ГК РФ.
Кроме того, суд установил, что договор аренды земельного участка от 30.07.2010 N 138 заключен Комитетом с превышением полномочий, что также является основанием для признания договора недействительным.
Статья 606 ГК РФ предусматривает, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается, а также определены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
При этом в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
В данном случае объектом аренды выступил земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 60:27:080101:50.
В силу статьи 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со статьей 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также иные лица, которым законом или собственником предоставлены полномочия сдавать имущество в аренду.
Из материалов дела видно, что Обществу спорный земельный участок предоставлен Комитетом на основании постановления от 30.07.2010 N 1671 и договора от 30.07.2010 N 139.
Вместе с тем, Комитет не обладал правом и полномочиями на заключение такого договора и передачу земельного участка в аренду.
Суд первой инстанции установил, что земельный участок с кадастровым номером 60:27:080101:50 является государственной собственностью, что следует из сведений государственного кадастра и кадастрового паспорта. Разрешенное использование такого земельного участка определено как размещение платной автомобильной стоянки. В государственный кадастр 03.07.2010 внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 60:27:080101:50.
В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Город Псков является административным центром Псковской области в соответствии со статьей 14 устава области, принятого областным Собранием депутатов 29.03.2001.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Согласно пункту 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статья 1 Закона N 518-ОЗ устанавливает, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Пскове осуществляется Администрацией области или уполномоченным ею органом исполнительной власти области.
Поскольку со стороны арендодателя договор от 30.07.2010 N 139 заключен неуполномоченным лицом, суд в соответствии со статьей 168 ГК РФ правомерно признал оспариваемый договор недействительной (ничтожной) сделкой.
Из материалов дела видно, что Комитет и Администрация согласны с позицией прокурора и выводами суда первой инстанции относительно оценки договора недействительным (ничтожным).
Ссылка подателя жалобы на предоставление земельного участка на основании Постановления от 30.07.2010 N 1671 является необоснованной, поскольку данное постановление во исполнение протеста Прокурора отменено постановлением Администрации от 07.10.2010 N 2094 (л.д. 27- 29).
Исходя из вышеизложенного апелляционная инстанция считает, что решение суда является законным, а доводы жалобы - необоснованными.
Судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено. В связи с этим правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта не усматривается.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 15 марта 2011 года по делу N А52-4740/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авто-60" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Е.В. Носач |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-4740/2010
Истец: Прокурор Псковской области
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Пскова, ООО "Авто-60"
Третье лицо: Администрация г. Пскова
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2789/11