город Омск |
|
11 июля 2011 г. |
Дело N А70-407/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондарь И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4008/2011) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.04.2011 по делу N А70-407/2011 (судья Дылдина Т.А.), принятое по заявлению Оленьковой Нины Васильевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N14 по Тюменской области о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 18.10.2010 N 19982А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Оленьковой Нины Васильевны - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
Оленькова Нина Васильевна (далее по тексту - Оленькова Н.В., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (далее по тексту - налоговый орган, Инспекция, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 18.10.2010 N 19982А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14.04.2011 по делу N А70-407/2011 заявленные Оленьковой Н.В. требования удовлетворены.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что у Инспекции в рассматриваемом случае отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации жилищно-строительного кооператива "Тарманский", так как ошибка в отчестве одного из учредителей (пропущенная "д" в отчестве "Александрович) является устранимой. Суд первой инстанции указал, что указанная ошибка могла быть исправлена путем подачи заявления формы N Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 110).
Не согласившись с указанным судебным актом, Инспекция обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.04.2011 по делу N А70-407/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Оленьковой Н.В.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указал, что судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. В частности, податель жалобы считает, что в представленном на государственную регистрацию заявлении, в пункте 3 листа приложения "Б", содержащего сведения об учредителе - физическом лице, содержалась недостоверная информация, а именно, в отчестве одного из учредителей пропущена "д" в отчестве "Александрович". Указанное обстоятельство, по мнению подателя жалобы, является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.
От Инспекции поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
Оленькова Н.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. Ходатайство об отложении судебного заседания и письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлены.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 21.07.2010 состоялось общее учредительное собрание, на котором принято решение о создании Жилищно-строительного кооператива "Тарманский".
11.10.2010 Оленькова Н.В. обратилась в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р11001 о государственной регистрации юридического лица при создании.
18.10.2010 Инспекцией было принято решение N 19982А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов.
Основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица явилось то, что в представленном на государственную регистрацию заявлении по форме N Р11001 в пункте 3 листа приложения "Б", содержащего сведения об учредителе - физическом лице, неверно прописано отчество Бородина В.А., а именно, прописано: Алексанрович.
В связи с этим, регистрирующий орган, руководствуясь пунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" отказал в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением документов, определенных пунктом "а" статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
Считая, что решение Инспекции от 18.10.2010 N 19982А является незаконным, Оленькова Н.В. обратилась в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле документы, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что у Инспекции отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации юридического лица, в связи с чем, требования заявителя являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции. При этом, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, или иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной деятельности, может признать эти акты недействительными.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как было указано выше, основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в данном случае явилось то, что в представленном на государственную регистрацию заявлении по форме N Р11001 в пункте 3 листа приложения "Б", содержащего сведения об учредителе - физическом лице, неверно прописано отчество Бородина В.А., а именно, прописано: Алексанрович. Регистрирующий орган отказал в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением документов, определенных пунктом "а" статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного Федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (пункт 1 Положения о федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506).
Перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, определенный в статье 12 Закона N 129-ФЗ, является исчерпывающим и включает:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Основания, при наличии которых допускается отказ в государственной регистрации, предусмотрены пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ. При этом их перечень является исчерпывающим.
Так, отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае непредставления определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов (пункт "а" части 1 статьи 12 Закона N 129-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что Оленькова Н.В. представила в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации юридического лица при его создании по форме Р11001, протокол общего собрания учредителей Жилищно-строительного кооператива "Тарманский" от 21.07.2010, устав Жилищно-строительного кооператива "Тарманский", документ об уплате государственной пошлины.
Данное обстоятельство не оспаривается регистрирующим органом, полный перечень документов представлен при регистрации юридического лица, о чем свидетельствует расписка в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица при создании (л.д. 10).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Оленькова Н.В. при обращении в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица представила все необходимые документы, перечень которых определен Законом N 129-ФЗ.
В данном случае регистрирующий орган то обстоятельство, что в заявлении о государственной регистрации юридического лица было неверно прописано отчество одного из учредителей юридического лица Бородина В.А., а именно, прописано: "Алексанрович", расценил как непредставление определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
Между тем, указанный вывод Инспекции является ошибочным.
Суд апелляционной инстанции считает, что не корректное заполнение заявления о государственной регистрации юридического лица, либо наличие в заявлении орфографических ошибок, или наличие в заявлении описок (опечаток), что имеет место в рассматриваемом случае, является устранимым недостатком и не может служить достаточным основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции для исправления ошибок, допущенных заявителем в ранее представленных документах, используется форма N Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 110).
При заполнении формы N Р14001 заявителю необходимо отметить знаком "V" пункты 2.3 и 3.6, заполнить лист 3.
Формой N Р14001 предусмотрено, что при внесении изменений в сведения о юридическом лице в случае ошибок, допущенных заявителем в ранее представленных документах для государственной регистрации юридического лица (за исключением учредительных документов), прикладывается подписанное заявителем соответствующее заявление и листы приложений к заявлению, в которых были допущены ошибки. Заполняются только те разделы, в пунктах которых содержится ошибка.
Указанное подтверждает вывод о том, что ошибка, допущенная при заполнении заявления о государственной регистрации Жилищно-строительного кооператива "Тарманский", является устранимой.
Таким образом, учитывая указанное, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации Жилищно-строительного кооператива "Тарманский".
Суд апелляционной инстанции считает, что налоговым органом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, так как налоговый орган, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.04.2011 по делу N А70-407/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N14 по Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-407/2011
Истец: Оленькова Нина Васильевна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N14 по Тюменской области