город Ростов-на-Дону |
дело N А32-23306/2010 |
11 июля 2011 г. |
15АП-4450/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Захаровой Л.А., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
при участии:
от заявителя: директор Гакаме А.У., приказ от 01.07.2010 г.,
от заинтересованного лица: ведущий специалист-эксперт Анищик Д.В. по доверенности от 17.01.2011 г.,
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Экс"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2011 по делу N А32-23306/201032-23306/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй-Экс"
к заинтересованному лицу Кубанскому Бассейновому Водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы)
при участии третьего лица Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея
о признании недействительным отказа,
принятое в составе судьи Гонзуса И.П.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строй-Экс" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Кубанскому бассейновому водному Управлению Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы):
- о признании недействительным отказа в государственной регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование, выраженного в отказах Отдела водных ресурсов по Республике Адыгея Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) в государственной регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование от 17.07.09 N 461, от 16.12.09 N 633, а также Кубанского бассейнового водного управления от 06.05.10 N 02-11/1665,
- об обязании ответчика зарегистрировать решение о предоставлении водного объекта в пользование государственном водном реестре (с учетом измененных требований).
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея.
Решением суда от 28.02.2011 г. в части требований о признании недействительным отказа в государственной регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование, выраженного в отказе в государственной регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование N 02-11/1665 от 06.06.10 производство по делу прекращено. В остальной части заявленных требований отказано.
Судебный акт в части отказа в удовлетворении заявленных требований мотивирован тем, что решение о предоставлении обществу водного объекта в пользование не соответствует по форме и содержанию требованиям Правил и Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 14.03.207 г. N 56, в связи с чем отказы в его регистрации правомерны, кроме того, обществом пропущен срок для заявления требования о признании недействительными соответствующих отказов. Прекращая производство по требованию о признании недействительным отказа в государственной регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование, выраженного в отказе в государственной регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование N 02-11/1665 от 06.06.10, суд указал, что данное письмо Кубанского бассейнового водного управления не является ненормативным актом, который может быть обжалован в арбитражный суд.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Строй-Экс" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что предоставление в пользование части реки Белая как водного объекта, находящегося в федеральной собственности, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта РФ, а не Федерального агентства водных ресурсов в лице его территориальных органов; отказ Отдела водных ресурсов не мотивирован, Отдел не может оценивать правомерность решения о предоставлении водного объекта в пользование.
В отзыве на апелляционную жалобу Кубанское бассейновое водное управление просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что оспариваемый обществом отказ в виде письма N 02-11/1665 от 06.05.2010 г. носит информативный характер, не влечет юридических последствий, не затрагивает прав общества, и не является ненормативным актом; выполнение заявленных обществом работ приведет к изменению направления руслового потока, решение о предоставлении водного объекта в пользование выдано с нарушением законодательства РФ.
Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что Управлением было принято решение о предоставлении водного объекта в пользование ООО "Срой-Экс" для заявленных целей, однако данное решение не вступило в законную силу, так как не было зарегистрировано в государственном водном реестре.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее. Представитель третьего лица, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в отзыве Управление ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено, дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Администрация Красногвардейского района Республики Адыгея обратилась к обществу "Строй-Экс" с письмом от 22.02.07 N 311 о проведении руслоисправительных и берегоукрепительных работ в русловой части реки Белой в районе аула Бжедугхабль на расстоянии от 2300 метров до 3900 метров по течению ниже моста через реку Белая, с попутной добычей песчано-гравийной смеси.
Постановлением главы Красногвардейского района Республики Адыгея от 05.03.07 N 90 утвержден акт выбора земельного участка, свободного от третьих лиц, находящегося к категории "земли водного фонда", ориентировочной площадью 39 га, расположенного в русловой части реки Белой в районе с. Садового, испрашиваемого обществом для руслоисправительных работ.
Постановлением главы Красногвардейского района Республики Адыгея от 29.10.08 N 576 обществу разрешено проектирование объекта "Русловыправительные работы на реке Белой, для защиты паводков земель лесного фонда на кварталах 57 и 58 Красногвардейского лесхоза в районе с. Садовое. На основании данного постановления заявитель обязан заказать проектно-сметную документацию для проектирования объекта "русловыправительные работы на реке Белой, для защиты от паводков земель лесного фонда на кварталах 57 и 58, Красногвардейского лесхоза в районе с. Садовое, Красногвардейского района Республики Адыгея" и согласовать ее в установленном порядке.
Распоряжением Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от 16.06.09 N 7-п обществу предоставлено право пользования недрами на участке площадью 39,9 га сроком на 3 года для попутной добычи песчано-гравийной смеси при выполнении русловыправительных работ на реке Белая в районе с. Садовое Красногвардейского района Республики Адыгея.
Общество обратилось в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея с заявлением о предоставлении в пользование водного объекта, а именно участка русла реки Белой в районе с. Садовое Красногвардейского района Республики Адыгея для использования без забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, с целью проведения дноуглубительных работ связанных с изменением дна и берегов водного объекта, в соответствии с разработанным рабочим проектом "Русловыправительные работы на реке Белой для защиты от паводков земель лесного фонда на кварталах 57 и 58 Красногвардейского лесхоза в районе с. Садовое Красногвардейского района", сроком с 10.06.09 по 10.06.14. К указанному заявлению были приложены документы, предусмотренные действующим законодательством для предоставления водного объекта в пользование.
Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея подготовило проект решения без номера и даты о предоставлении водного объекта в пользование, согласно которому заявителю в пользование предоставляется водный объект - река Белая в районе с. Садовое муниципального образования Красногвардейский район Республики Адыгея. В проекте решения не установлены сроки водопользования.
С целью регистрации вышеуказанного решения в государственном водном реестре, заявитель обратился в Отдел водных ресурсов по Республике Адыгея Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) с соответствующими заявлениями с приложением предусмотренных законодательством документов.
Письмами от 17.07.09 N 461, от 16.12.09 N 633 Отдел водных ресурсов по Республике Адыгея Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) отказал в регистрации решения в государственном водном реестре в связи с несоответствием рабочего проекта пункту 17 статьи 24 Водного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации, а также в связи с невыполнением требований начальника Управления лесами Республики Адыгея, указанных в согласовании условий водопользования от 22.04.09 N 422. Кроме того, в письме от 16.12.09 N 633 указано, что Управление лесами Республики Адыгея, ведении, которого находятся земли лесного фонда Красногвардейского лесхоза, не обращалось в уполномоченные органы государственной власти с проблемой необходимости защиты указанных территории от негативного воздействия вод реки Белой.
Общество обратилось с запросом в Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) о регистрации решения о предоставления водного объекта в пользование.
В письме от 06.05.10 N 02-11/1665 Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) разъяснило, что обращение общества о регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование в государственном водном реестре не может быть удовлетворено, поскольку выполнение руслоформирующих работ может привести к негативным последствиям в районе с. Садовое, а именно к разрушению дамбы.
Не согласившись с вышеуказанными отказами в регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование в государственном водном реестре, общество "Строй-Экс" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленного обществом требования о признании недействительными отказов Отдела водных ресурсов по Республике Адыгея Кубанского бассейнового водного управления.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 23 Водного кодекса Российской Федерации физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 данного Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 данного Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
В течение тридцати дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование либо отказывает в предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование (часть 2 статьи 23 Водного кодекса Российской Федерации).
В части 5 статьи 23 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о предоставлении водного объекта или его части в соответствии с частью 1 данной статьи в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Водного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844 утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее - Правила), в пунктах 9 - 11 которых установлены не только требования к заявлению и перечень документов, прилагаемых к заявлению.
Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах. В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (части 1, 2 и 3 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 5.5.1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 г.. N 282, и постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 г.. N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра" уполномоченным органом на ведение государственного водного реестра и государственную регистрацию в нем договоров водопользования и решений утверждено Федеральное агентство водных ресурсов, территориальным органом которого является Кубанское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов, в состав которого входит Отдел водных ресурсов по Республике Адыгея.
В соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 г.. N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра", в реестре осуществляется государственная регистрация, в том числе, решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Согласно пункту 5 Положения ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством.
Правила оформления государственной регистрации и Административный регламент (пункты 42 - 56) определяют последовательность действий Федерального агентства водных ресурсов и его территориальных органов при оформлении государственной регистрации в государственном водном реестре, в том числе, решений о предоставлении водного объекта в пользование.
Согласно пункту 51 Административного регламента регистратор в течение шести рабочих дней осуществляет рассмотрение документов, поступивших на государственную регистрацию, на соответствие требованиям законодательства путем проверки: полномочий органа, принявшего решение о предоставлении водного объекта в пользование, и полномочий лиц, подписавших договор водопользования, договор о передаче прав и обязанностей по договору водопользования путем проверки полномочий, определенных в предоставленных документах, на соответствие статьям 24 - 27 Водного кодекса Российской Федерации; возможности использования водного объекта под заявленные цели путем проверки целей, заявленных в документах на соответствие статьям 43 - 54 Водного кодекса Российской Федерации, а также нормам, предусмотренным законодательством; параметров водопользования путем проверки: 1) возможности использования акватории водного объекта под заявленные цели (соблюдение законных прав и интересов третьих лиц); 2) наличия свободного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, сброса сточных и (или) дренажных вод, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах; 3) возможности установленного использования водного объекта для целей производства электрической энергии; наличия требуемых согласований условий водопользования с территориальными органами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в случаях, установленных законодательством, путем проверки наличия соответствующих документов; расчета платы за пользование водным объектом путем проверки соответствующих расчетов на соответствие установленным ставкам платы за пользование водными объектами и порядку ее расчета.
Таким образом, исходя из положений административного регламента регистратор - Федеральное агентство водных ресурсов в лице своих территориальных органов осуществляет рассмотрение документов, поступивших на государственную регистрацию, на соответствие требованиям законодательства.
В силу пунктов 23-24 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого исполнительным органом или органом местного самоуправления, разрабатывается и утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать:
а) сведения о водопользователе;
б) цель, виды и условия использования водного объекта (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов);
в) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, в пределах которых разрешается осуществлять водопользование;
г) срок водопользования.
Материалы дела свидетельствуют о том, что представленное обществом на регистрацию решение о предоставление водного объекта в пользование не соответствовало предъявляемым к нему приведенным выше нормативным актом требованиям - не содержало дату и номер, а также срок водопользования.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности отказа Отдела водных ресурсов в регистрации соответствующего решения. Доводы апелляционной жалобы об обратном судом отклоняются как необоснованные.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о пропуске заявителем предусмотренного ст. 198 АПК РФ трехмесячного срока на обращение в суд с требованием о признании недействительными отказов Отдела водных ресурсов от 17.07.09 N 461, от 16.12.09 N 633. Общество ходатайства о восстановлении данного срока не заявило, вместе с тем, исходя из положений ч.4 ст. 198 АПК РФ пропуск соответствующего срока является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Прекращая производство по требованию о признании недействительным отказа в государственной регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование, выраженного в письме Кубанского бассейнового водного управления N 02-11/1665 от 06.06.10, суд первой инстанции правильно исходил из того, что данное письмо содержит информацию разъяснительного характера, не порождает прав и обязанностей у заявителя, а потому по своему существу не является ненормативным актом, возможность обжалования которого в арбитражный суд предусмотрена статьей 198 АПК РФ. Доводов, опровергающих законность решения в части прекращения производства по указанному требованию обществом в апелляционной жалобе не заявлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований к его отмене не установлено.
Госпошлина по апелляционной жалобе относится на основании ст. 110 АПК РФ на заявителя жалобы. При этом учитывая, что исходя из категории настоящего спора, с учетом положений ст. 333.21 НК РФ, размер госпошлины по настоящей апелляционной жалобе составляет 1000 рублей, излишне уплаченная обществом госпошлина подлежит возврату ООО "Строй-Экс" из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28 февраля 2011 года оставить без изменения. В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Строй-Экс" (в лице Гакаме Адама Улагаевича) из федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей, уплаченную по квитанции от 23.03.2011 г.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23306/2010
Истец: ООО "Строй-Экс"
Ответчик: Кубанское Бассейновое Водное Управление Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы), Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства выодных ресурсов "Росводресурсы"
Третье лицо: Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея, Республика Адыгея, ООО "Строй-Экс"
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2011 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7098/11
05.10.2011 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6584/11
11.07.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4450/11