г. Ессентуки |
Дело N А63-1013/2011 |
Регистрационный номер 16АП-1642/11 (1)
резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2011 года.
постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2011 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Марченко О.В.,
судей: Мельникова И.М., Семёнова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д.,
рассмотрев апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "ПАТП N 1" (далее по тексту - предприятие, ИНН 2628002500, ОГРН 1022601321555) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.04.2011 по делу N А63-1013/2011 по заявлению предприятия к Региональной тарифной комиссии по Ставропольскому краю (далее по тексту - тарифная комиссия, ИНН 2635105024, ОГРН 1072635017575) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - Кодекс),
в судебное заседание явились представители:
тарифной комиссии: Куликова Л.С. (по доверенности),
УСТАНОВИЛ
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 34/3 от 20.01.2011 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса и назначении наказания в виде штрафа в размере 100 рублей.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.04.2011 в удовлетворении заявленных требований предприятия отказано.
Предприятие не согласилось с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.04.2011 и подало апелляционную жалобу, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу, тарифная комиссия просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель тарифной комиссии просил решение суда от 05.04.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, выслушав мнение представителя, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном Главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.04.2011 является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что тарифной комиссией проведена внеплановая проверка по соблюдению предприятием предельного максимального уровня тарифа на перевозку автобусами по пригородному (межрайонному) маршруту "Нежинский, АП-Индустрия, АП" N 104 Г.
09.12.2010 по результатам проверки тарифной комиссией составлен акт N 70.
Согласно указанному акту в ходе проведенной проверки установлено, что салоны рейсовых автобусов, выполняющих перевозки по указанному маршруту, снабжены тарифными прейскурантами, содержащими информацию "проезд 10 рублей, за городом 12 рублей".
10.12.2010 тарифной комиссией в отношении общества, с участием его законного представителя (директора предприятия - Алиева Х.К.), составлен протокол об административном правонарушении N 34.
20.01.2011 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, с участием законного представителя предприятия, тарифной комиссий вынесено постановление N 34/3, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 Кодекса, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 рублей.
Согласно части 1 статьи 14.6 Кодекса завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет административную ответственность.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, и установленный порядок ценообразования.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" N 221 от 28.02.1995 Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" N 239 от 07.03.1995 утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с названным Перечнем к числу таких услуг отнесены перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Данным Постановлением (Перечнем услуг) предоставлено право органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в том числе на услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
В соответствии с Постановлением региональной тарифной комиссии Ставропольского края "О предельном максимальном уровне тарифа на перевозку пассажиров автомобильными транспортными средствами категорий "М2" и "МЗ" по пригородным межрайонным маршрутам Ставропольского края" N 13/2 от 29.04.2010 (далее по тексту Постановление N 13/2 от 29.04.2010) установлен предельный максимальный тариф в размере 1,17 рублей за один километр пути.
Как следует из материалов дела, на основании лицензии N АСС-26-80574/7 от 03.04.2003, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, предприятие осуществляет хозяйственную деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
18.12.2009 между Министерством промышленности, энергетики, транспорта и связи Ставропольского края и предприятием заключен договор на осуществление пассажирских перевозок N 129.
В соответствии с данным договором "Перевозчик" в лице директора общества принимает на себя обязательства по выполнению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам: "Благодарный, АВ-Кисловодск, АВ" N 330; "Ставрополь, АС-1-Кисловодск, АВ" N 241; "Нежинский-Индустрия" N 104 Г.
Салоны рейсовых автобусов, выполняющих перевозки по маршруту "Нежинский-Индустрия" N 104 Г снабжены тарифными прейскурантами, содержащими информацию "проезд 10 рублей, за городом 12 рублей".
В материалах дела имеется акт замера протяженности маршрута N 104 Г, утвержденный директором общества Алиевым Х.К., а также приведена таблица расстояния между остановочными пунктами маршрута и номерами поясов, определяющих стоимость проезда и провоза багажа между остановочными пунктами.
Так, расстояние от остановки "Нежинский" до остановки "Дом связи" составляет 8 км., от остановки "Нежинский" до остановки "Гастроном" - 10 км., расстояние между остановкой "Нежинский" и конечной "Индустрия" - 14,3 км.
В соответствии с постановлением N 13/2 от 29.04.2010, плата за проезд в автомобильном транспорте по пригородным межрайонным маршрутам Ставропольского края, должна рассчитываться в соответствии с установленным предельным максимальным тарифом в размере 1,17 рублей за один километр пути.
Вместе с тем, согласно объяснениям директора предприятия плата за проезд определялась согласно постановлению тарифной комиссии N 29/4 от 30.09.2010, а также применением Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденные Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации А.П.Насоновым, 29.09.1997.
При этом, в материалах дела имеется письмо Министерства транспорта Российской Федерации N 03-04/08-14ис от 19.01.2011 которым разъяснено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Одновременно, согласно указанному письму Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденные Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации А.П.Насоновым, 29.09.1997, при формировании оплаты за проезд на пригородных маршрутах Ставропольского края не подлежат применению.
Таким образом, нормативный акт, регламентирующий порядок ценообразования является постановление N 13/2.
Следовательно, суд первой инстанции, при определении стоимости платы за проезд по маршруту "Нежинский-Индустрия" N 104 Г, правомерно пришел к выводу о нарушении обществом не только действующего законодательства в сфере установления тарифов на перевозку пассажиров автомобильными транспортными средствами по пригородным межрайонным маршрутам Ставропольского края, но и утвержденному директором предприятия тарифу.
При изложенных обстоятельствах тарифной комиссией правильно установлено, что имело место превышение предприятием предельного уровня тарифа на перевозку пассажиров, что в свою очередь является нарушением порядка ценообразования в области государственного регулирования тарифов и влечёт за собой наступление ответственности предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает, что административным органом обоснованно назначено наказание в виде штрафа в размере 100 рублей на основании пункта 2 статьи 3.5 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).
В соответствии с пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях" N 60 от 20.11.2008 арбитражным судам в отношении юридического лица требуется лишь установить, имелась ли у соответствующего лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, приняты ли им все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, а также подтверждающих невозможность исполнения обществом требований законодательства, в суд первой и апелляционной инстанции не представлено.
Нарушение порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено, наказание назначено обществу в минимальном размере санкции вмененной статьи, с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств совершения правонарушения.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, в результате чего вынесено законное, обоснованное и мотивированное решение, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 05.04.2011 по делу N А63-1013/2011, не усматривает.
В соответствии с частью 5 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях споры по делам об административных правонарушениях государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.04.2011 по делу N А63-1013/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
И.М.Мельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-1013/2011
Истец: МУП "Пассажирское автотранспортное предприятие N1" города-курорта Кисловодска, МУП "ПАТП N1"
Ответчик: Региональная тарифная комиссия СК
Третье лицо: Региональная тарифная комиссия Ставропольского края
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1642/11