13 июля 2011 г. |
Дело N А55-20470/2010 |
г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Лукьяновой Т.А.,
Судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ионовой О.В.,
с участием:
от истца - Юдина А.В., по доверенности, Сураева Е.В., доверенность N 64/ТО/8/3-2 от 18.01.2011 г. ;
от ответчика - Игнатенко Т.В., доверенность N 30 от 14 января 2011 г.;
от третье лицо - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 6, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 февраля 2011 года по делу N А55-20470/2010 (судья Богданова Р.М.) по иску Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области, г. Самара, к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании права собственности Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском ( с учетом принятых судом первой инстанции уточнений) к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества общей площадью 312,2 кв.м. (1 этаж, комнаты N 1, 2, 2а, 3, 4, 4а, 5, 5', 5а, 6, 15, 18, 25-27, 8а, 16, 17, 19, 19а, 20, 20а, 21а, 21, 22а, 22, 23а, 24, 28) в здании литера С, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Гагарина, д. 9.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 февраля 2011 года по делу N А55-20470/2010 признано право собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества общей площадью 312,2 кв.м. (1 этаж, комнаты N 1, 2, 2а, 3, 4, 4а, 5, 5', 5а, 6, 15, 18, 25-27, 8а, 16, 17, 19, 19а, 20, 20а, 21а, 21, 22а, 22, 23а, 24, 28) в здании литера С, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Гагарина, д. 9..
Не согласившись с вынесенным решением Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара обратился с апелляционной жалобой в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что при вынесении решения судом первой инстанции допущены нарушения материального права.
Представители истца в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании просил решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица в судебное заседание не прибыл, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствии не явившегося лица участвующего в деле, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 25 февраля 2011 года по делу N А55-20470/2010 исходя из нижеследующего.
Как установлено судом первой инстанции и достоверно подтверждается материалами дела, в 1991 г. уголовно-исполнительная инспекция Железнодорожного района входила в состав Отдела внутренних дел Железнодорожного района г.Самара и располагалась в помещении Городского отделения милиции N 7 (ГОМ N 7 Железнодорожного РОВД) по адресу : г.Самара, ул. Гагарина, 9.
Федеральным законом N 117 от 21.07.1998 г. и совместным приказом МВД РФ и МЮ РФ N 561/122 от 11.09.1998 г.."О реорганизации деятельности уголовно-исполнительных инспекций" в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы (УИС) уголовно-исполнительные инспекции были переданы в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции РФ; уголовно-исполнительные инспекции размещаются в помещениях горрайорганов внутренних дел, пользуются их имуществом на праве оперативного управления на безвозмездной основе (п.1.5.приказа).
Между Департаментом управления имуществом г.о. Самара (Ссудодатель) и ГУ ФСИН по Самарской области (Ссудополучатель) 01.12.2006 г. заключен договор N 000384 Л, в соответствии с которым на основании Постановления Главы г.о. Самара от 06.10.2006 г.. N 2382 Ссудодатель передает, а Ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование объект муниципального фонда нежилое помещение общей площадью 45,2 кв. м (1 этаж, комнаты N N 1, 5,.5 ,28) в здании литера С, расположенном по адресу: ул. Гагарина, д. 9, для осуществления деятельности, предусмотренной Положением об Управлении ФСИН по Самарской области.
Впоследствии, между сторонами указанного договора заключены дополнительные соглашения (01.08.2007 г.., 15.10.2007 г.., 25.08.2008 г..),по условиям которых соответственно в состав имущества, переданного в безвозмездное пользование, дополнительно включены нежилые помещения: 1 этаж, комнаты N N 2 , 8а, 16, 19, 19а, 20, 20а, 21а, 21, 22, 22а, 23, 24 общей площадью 85,2 кв.м; 1 этаж, комната N 17 общей площадью 11 кв.м; 1 этаж, комнаты NN 2, 2 , 3, 4, 4а, 5а, 6-15, 18 , 25-27 общей площадью 170,8 кв.м , в здании литера С, расположенном по адресу: ул. Гагарина, д. 9.
В данных помещениях располагалась уголовно-исполнительная инспекция N 12 (Железнодорожного района) ГУ ФСИН России по Самарской области.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации (далее ФСИН МЮ РФ) N 525 от 26.09.2007 г. "Об утверждении Уставов государственных учреждений "Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция N 6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области", "Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция N7 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области" и внесении изменений в учредительные документы учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области" было создано государственное учреждение "Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция N 7 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области" (ГУ МРУИИ N 7 ГУ ФСИН России по Самарской области).
Также из положений ст. 1 Устава ГУ МРУИИ N 7 ГУ ФСИН России по Самарской области следует, что в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ и постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 г.. N 729 "Об утверждении положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности" данное учреждение является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества.
Кроме того, место нахождения ГУ МРУИИ N 7 ГУ ФСИН России по Самарской области" указано как - Россия, 443013 г. Самара, ул. Гагарина, д. 9 (ст. 4 Устава).
В соответствии с п. 28 приказа ФСИН МЮ РФ N 224 от 03.04.2008 г. "О переименовании и внесении изменений в положение о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области, положения и уставы подчиненных ему учреждений" государственное учреждение "Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция N7 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области" переименовано в федеральное бюджетное учреждение "Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция N7 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области" (ФБУ МРУИИ N 7 ГУФСИН России по Самарской области).
Судебная коллегия, проведя анализ доказательств имеющихся в материалах дела, а также принимая во внимание положения Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
В соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее по тексту - постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Разделом II приложения N 1 к постановлению N 3020-1 исключительно к федеральной собственности отнесены объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, в частности органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 07.02.2011) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" имущество уголовно-исполнительной системы находиться в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.
Судебной коллегией не принимается довод апелляционной жалобы, что решением Самарского областного Совета народных депутатов 21 созыва N от 19.11.1991 г. в муниципальную собственность передан жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, расположенный по адресу - г. Самара, ул. Гагарина, д. 9, поскольку как данный довод основан на неправильной трактовке официального текста документа.
В данном документе указывается лишь о том, что в муниципальную собственность Самарского городского Совета народных депутатов закрепляется жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство, а именно Железнодорожный ПЖРТ, без указаний на передачу жилищного фонда, а тем более спорных помещений, доказательств обратного заявитель апелляционной жалобы, в нарушение положений ст. 65 АПК РФ, не представил.
Принимая оспариваемое решение суд первой инстанции обоснованно сослался на положения п. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, в том числе, в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Исходя из указанной нормы суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у ответчика обязанности по передаче спорного объекта недвижимости в федеральную собственность.
Судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы, что суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения неправомерно признал ГУ ФСИН России по Самарской области надлежащим истцом в рамках рассматриваемого гражданского спора.
Из имеющегося в материалах дела письма Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее по тексту - третье лицо), г. Самара исх. N 1955/2011 от 17.02.11 г., направленного в адрес ГУ ФСИН России по Самарской области следует, что третье лицо, представляющие интересы Российской Федерации в отношении спорного имущества, поддержало позицию истца в отношении объекта недвижимого имущества, кроме того ,третьим лицо в материалы дела представлен отзыв на иск.
При таких обстоятельствах ГУ ФСИН России по Самарской области вправе обращаться в суд с иском о признании права федеральной собственности на спорный объект недвижимости.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.08.2005 г. N 1206/05 и от 29.09.2009 г. N 6478/09.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции, сделанный с учетом положений ст. 12, п. 1 ст. 196, ст. 208 ГК РФ, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 177-О-О, что срок исковой давности истцом не пропущен.
Иные доводы апелляционной жалобы всесторонне изучены судебной коллегией и не нашли своего подтверждения в материалах дела и в представленных доказательствах.
Таким образом, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель апелляционной жалобы не доказал обстоятельства, на которые он ссылался как на основания своих требований и возражений.
Так как доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к безусловной отмене судебного акта по статье 270 АПК РФ, не установлено, решение Арбитражного суда Самарской области от 25 февраля 2011 года по делу N А55-20470/2010 является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 февраля 2011 года по делу N А55-20470/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Т.А. Лукьянова |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20470/2010
Истец: Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области
Ответчик: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области