город Ростов-на-Дону |
дело N А32-128/2011 |
04 июля 2011 г. |
15АП-4875/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Л.А. Захаровой, Н.Н. Смотровой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
при участии:
от заявителя: юрисконсульт Жадан Т.Н., по доверенности N 03-2011 от 11.01.2011
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление N 42000
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.04.2011 по делу N А32-128/2011
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" ИНН 2308111927 / ОГРН 1052303701922
к заинтересованному лицу: Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
об оспаривании постановления N 05-04-45-ГН-3 от 23.12.2010 и прекращении производства по делу об административном правонарушении
принятое судьей Гонзус И.П.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - общество, ООО "Краснодар Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Управление, Росприроднадзор) о признании незаконным и отмене постановления Управления N 05-04-45-ГН-3 от 23.12.2010 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 05.04.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано, производство в части требования о прекращении производства по административному делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. Судебный акт мотивирован наличием в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Основными доводами жалобы являются
Жалоба мотивирована тем, что ООО "Краснодар Водоканал" не ведет деятельность, связанную с обезвреживанием отходов, а осуществляет лишь временное накопление и в дальнейшем передает их для утилизации лицензированным организациям.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Росприроднадзор явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, отзыв на жалобу не представил, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель общества не возражал против рассмотрения жалобы в отсутствие представителя управления. Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 2 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя управления.
Представитель общества в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобы доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, распоряжением от 21.09.2010 N 01.04.20/221 Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея проведена внеплановая выездная проверка деятельности общества "Краснодар Водоканал" по вопросу выполнения ранее выданных предписаний в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 01.07.2010 N 05-47-01-ГН-8, от 23.03.2010 NN 05-004-03-ГН-2, 05-004-03-ГН-3,05-004-03-ГН-4, 05-004-03-ГН-5, 05-004-03-ГН-6, 05-004-03-ГН-7, 05-004-03-ГН-9, 05-004-03-ГН-10, 05-004-03-ГН-11, 05-004-03-ГН-13, 05-004-03-ГН-14, 05-004-03-ГН-15, 05-004-03-ГН-16, 05-004-03-ГН-17, 05-004-03-ГН-18, 05-004-03-ГН-19, 05-004-03-ГН-20.
По результатам проверки составлен акт от 12.11.2010 N 05-04-23ГН-1 и протокол об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в которых зафиксированы следующие нарушения:
- на территории производственной базы общества отработанные покрышки размещаются на открытом грунте, на открытой асфальтовой площадке, (место размещения в соответствии с лимитами на размещение отходов ООО "Краснодар Водоканал" крытая бетонированная площадка); тара ЛКМ размещается на открытой асфальтовой площадке, (место размещения в соответствии с лимитами на размещение отходов ООО "Краснодар Водоканал" открытый металлический ящик в помещении);
- на территории ОСК-1 ООО "Краснодар Водоканал" фильтрующие элементы масляных автомобильных фильтров размещается в открытом контейнере с металлоломом (место размещения в соответствии с лимитами на размещение отходов ООО "Краснодар Водоканал" закрытый металлический ящик в помещении);
- в баках ТБО размещается мусор не сортированный, в том числе тара ЛКМ (место
размещения в соответствии с лимитами на размещение отходов ООО "Краснодар Водоканал" открытый металлический ящик в помещении), фильтрующий элемент масляных автомобильных фильтров (место размещения в соответствии с лимитами на размещение отходов ООО "Краснодар Водоканал" закрытый металлический ящик в помещении), лом черных металлов (место размещения в соответствии с лимитами на размещение отходов ООО "Краснодар Водоканал" навалом на открытой асфальтированной площадке); ветошь, загрязненная маслами и обтирочный материал, загрязненный маслами (место хранения в соответствии с лимитами на размещение отходов ООО "Краснодар Водоканал" закрытый металлический контейнер на бетонированной площадке);
- фильтрующие элементы масляных автомобильных фильтров размещаются в контейнере с ТБО (место размещения в соответствии с лимитами на размещение отходов ООО "Краснодар Водоканал" закрытый металлический ящик в помещении);
- фильтрующий элемент масляного автомобильного фильтра размещается на открытом грунте (место размещения в соответствии с лимитами на размещение отходов
ООО "Краснодар Водоканал" закрытый металлический ящик в помещении);
- отходы 1 класса опасности (люминесцентные лампы отработанные и брак) размещаются на стеллажах в производственном помещении и в картонных коробках (место размещения в соответствии с лимитами на размещение отходов ООО "Краснодар Водоканал" производственное помещение герметичный специализированный контейнер);
- отходы 1 класса опасности (люминесцентные лампы отработанные и брак) размещаются в производственном помещении в картонных коробках (место размещения в соответствии с лимитами на размещение отходов ООО "Краснодар Водоканал" производственное помещение герметичный специализированный контейнер). В соответствии с п. 7. "Правил обращения с отходами в части осветительных устройств, электрических ламп " Утвержденных Постановлением правительства РФ от 03.09.2010 N 681 потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару;
- отходы сучьев, ветвей от лесоразработок размещаются навалом на открытом грунте и в яме (место размещения в соответствии с лимитами на размещение отходов ООО "Краснодар Водоканал" открытая асфальтированная площадка); мусор от бытовых помещений и уборки территории размещается в яме (место размещения в соответствии с лимитами на размещение отходов ООО "Краснодар Водоканал" бетонированная площадка в специализированном контейнере ТБО);
- мусор от бытовых помещений и уборки территории размещается на открытом грунте (место размещения в соответствии с лимитами на размещение отходов ООО "Краснодар Водоканал" бетонированная площадка в специализированном контейнере ТБО); тара ЛКМ размещается на открытом грунте, (место размещения в соответствии с лимитами на размещение отходов ООО "Краснодар Водоканал" открытый металлический ящик в помещении); резиновые изделия незагрязненные, потерявшие потребительские свойства (место размещения, в соответствии с лимитами на размещение отходов ООО "Краснодар Водоканал" открытый металлический контейнер ТБО на асфальтированной площадке).
Кроме того, в результате проведенных специалистами ФГУ "ЦЛАТИ по ЮФО" исследований отобранных проб отходов - "осадки при механической и биологической очистке сточных вод" указанные отходы были отнесены к 4 классу опасности для окружающей среды.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя по доверенности - Меркуль К.Ю.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором Управления вынесено постановление N 05.04.45-ГН-3 от 23.12.2010 о привлечении ООО "Краснодар Водоканал" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество обжаловало его в судебном порядке.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии основания для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Статьёй 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) и Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ)
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Обязательным условием деятельности по обращению с отходами является соблюдение индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно статье 1 Федерального закона N 7-ФЗ экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что ООО "Краснодар Водоканал" допускает осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности.
В соответствии с пунктами 3.2, 3.7 СанПина 2.1.7.1322-03 временное складирование отходов производства и потребления допускается, в том числе на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в нарушение вышеуказанных требований на момент проверки размещение отхода - "осадок при механической и биологической очистке сточных вод" производился на открытом грунте.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Имея возможность для соблюдения установленных законодательством требований ООО "Краснодар Водоканал" не обеспечил выполнение возложенной на него обязанности при осуществлении своей уставной деятельности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что общество, осуществляя деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, не соблюдает обязанности, предусмотренные законодательством в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления, и в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Таким образом, судом не установлено нарушений порядка осуществления проверки и привлечения к административной ответственности, которые существенно нарушали бы права заявителя и являлись бы достаточными для признания постановления административного органа незаконным.
При таких обстоятельствах, судом принято законное и обоснованное решение от 05.04.2011 об отказе в удовлетворении требований ООО "Краснодар Водоканал". Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05 апреля 2011 оставить без изменения. В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-128/2011
Истец: ООО "Краснодар Водоканал"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по КК и РА, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4875/11