г. Владивосток |
Дело |
08 июля 2011 г. |
N А59-752/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова
судей Л.Ю. Ротко, К.П. Засорина
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Госпаревич
при участии:
от Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области - представитель не явился;
от Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Сахалинской области - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области
апелляционное производство N 05АП-4188/2011
на решение от 17.05.2011
судьи Н.И. Акининой
по делу N А59-752/2011 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области
к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области
о возмещении в порядке регресса расходов по компенсации стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно неработающим пенсионерам
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области о возмещении в порядке регресса расходов по компенсации стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно неработающим пенсионерам, выплаченных истцом во исполнение судебных решений, в размере 18 647 руб. 40 коп.
Решением от17.05.2011 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области взыскано 18 647 руб. 40 коп.
Не согласившись с решением суда, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное. По мнению заявителя жалобы, обязанность по выплатам указанной выше компенсации в размере, подтвержденной документально, должна быть возложена на органы Пенсионного фонда.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу считает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители истца и ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия рассматривает дело в отсутствие сторон.
Решение проверяется в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением мирового судьи судебного участка N 25 муниципального образования "Город Южно-Сахалинск" от 24 апреля 2007 года по иску прокурора г.Корсакова в интересах Ковтун Л.П., а также решениями мирового судьи судебного участка N 6 Корсаковского района Сахалинской области от 25 сентября 2007 года по иску Мигаловой В.И., от 09 октября 2007 года по иску прокурора г.Корсакова в интересах Закировой Т.Ф. и от 22 ноября 2007 года по иску прокурора г.Корсакова в интересах Ревуновой Р.В., Лаптевой В.Я., с ГУ ОПФ РФ по Сахалинской области в счет компенсации расходов на оплату проезда к месту проведения отпуска и обратно неработающим пенсионерам взыскано 18 647 руб. 40 коп.
Как видено из материалов дела, вышеперечисленные судебные акты были исполнены, а именно: произведены выплаты в размере 18 647 руб. 40 коп. - сумма возмещения расходов по оплате расходов, понесенных в связи с исполнением решений суда.
Производство указанных выплат подтверждается списками единовременных разовых поручений на выплату пенсий и пособий через отделения почтовой связи, платежными поручениями по перечислению взысканных судом сумм получателям на счета в Сбербанке РФ.
В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" пенсионеры по старости, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, и пенсионеры по инвалидности, проживающие и получившие инвалидность в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации.
Статьей 4 Закона N 4520-1 источником финансирования затрат на указанные государственные гарантии назван бюджет Российской Федерации, а для лиц, получающих пенсии - Пенсионный фонд РФ.
Постановлением Верховного Совета РФ от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" на Правительство РФ возложена обязанность до 01.09.1993 привести свои решения в соответствие с названным Законом, разработать и принять вытекающие из него нормативные акты.
Правительством Российской Федерации данные требования в установленный срок не исполнены, порядок компенсации расходов бюджетами разных уровней по рассматриваемым гарантиям принят не был.
Постановлением Правительства РФ N 572 от 11.08.1992, принятым во исполнение постановления 6 Съезда народных депутатов Российской Федерации от 21.04.1992 N 2707-1 "О социально-экономическом положении районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", предусмотрено, что гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест, финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Статьей 7 Федерального закона от 09.07.1999 N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" установлено, что законодательные акты Российской Федерации, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень законодательных актов, признанных утратившими силу в соответствии со статьей 2 этого Закона, действуют в части, не противоречащей Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Бюджетным кодексом Российской Федерации, вступившим в действие с 01.01.2000, не предусмотрен такой уровень бюджета, как бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований.
Таким образом, в данном случае применению подлежит статья 4 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" о том, что источником компенсации расходов по выезду пенсионеров из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является Пенсионный фонд РФ.
В то же время положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, установлено, что Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. Его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Цели, на которые подлежат использованию средства Пенсионного фонда РФ, указаны в п. 6 названного Положения, и не предусматривают компенсацию расходов на оплату выезда к месту отдыха и обратно пенсионеров из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Статьей 18 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение.
Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.
Учитывая, что средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, в частности, федерального бюджета РФ, и направляются на строго определенные цели, то согласно действующему законодательству обеспечение исполнения Федерального закона о льготах для рассматриваемой категории граждан относится к компетенции Российской Федерации.
Поскольку доказательства передачи необходимых денежных средств из федерального бюджета истцу ответчиком не представлены, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что фактически выплаченные пенсионерам истцом денежные средства на основании вступивших в законную силу судебных актов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Доводы ответчика, что пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, расходы по проезду к месту отдыха и обратно должны возмещаться Пенсионным фондом Российской Федерации необоснованны, поскольку такой порядок компенсации установлен Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 только с 01.01.2005. Из вступивших в законную силу указанных выше судебных актов следует, что выезд пенсионеров из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к месту отдыха и обратно, расходы, по компенсации которого заявлены к взысканию, имел место в 2003 - 2004 годах. Доказательств того, что из федерального бюджета профинансированы в бюджет Пенсионного фонда РФ соответствующие расходы за 2003-2004 годы Министерством финансов РФ не представлено.
Кроме того, удовлетворению подлежат требования истца в части взыскания судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением исковых заявлений граждан о взыскании расходов по проезду к месту использования отпуска и обратно неработающих пенсионеров, проживающих в районах, приравненным к районам Крайнего Севера, так как указанные суммы установлены вступившими в законную силу судебными актами, оплачены истцом в полном объеме и являются расходами последнего, понесенными в связи с взысканием с него компенсаций, не профинансированных ответчиком, и на основании ст.ст. 16, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат взысканию.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 17.05.2011 по делу N А59-752/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
Л.Ю. Ротко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-752/2011
Истец: Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области, ГУ ОПФР РФ по Сахалинской области
Ответчик: Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, Управление Федерального казначейства по Сахалинской области
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4188/11