г. Владивосток |
Дело |
08 июля 2011 г. |
N А59-231/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего З.Д. Бац
судей Н.В. Алфёровой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарями судебного заседания А.С. Барановой, Н.В. Ивановой
при участии
от Компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд":
Алексахина Р.А. по доверенности от 29.05.2011 со специальными полномочиями сроком действия до 29.05.2012, Лебедева Ю.А. по доверенности от 29.05.2011 со специальными полномочиями сроком действия до 29.05.2012, Назарчук О.В. по доверенности от 08.04.2011 со специальными полномочиями сроком действия 1 год от Межрайонной ИФНС N 1 по Сахалинской области: Соколов Е.А. по доверенности от 21.06.2011 с ограниченными специальными полномочиями,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд"
апелляционное производство N 05АП-3880/2011
на решение от 27.04.2011
судьи В.С. Орифовой
по делу N А59-231/2011 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд" (ИНН 3303005806)
к МИФНС России N 1 по Сахалинской области
о признании недействительным решения N 11-06/19 от 27.01.2011
УСТАНОВИЛ:
Компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд." (далее - Компания, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области (далее - Инспекция, налоговый орган, налоговая служба) о признании недействительным решения N 11-06/19 от 27.01.2011.
Решением суда от 27.04.2011 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое решение налогового органа соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества. В ходе рассмотрения материалов дела суд пришел к выводу, что поскольку в соответствии с бюджетным законодательством РФ налоговый орган является администратором доходов бюджета в отношении платежей за пользование недрами (роялти), соответственно, инспекция имеет право проводить выездные налоговые проверки по вопросам правильности исчисления и уплаты таких платежей.
Компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд.", не согласившись с решением суда, подала апелляционную жалобу, доводы которой сводятся к тому, что плата за пользование недрами (роялти) не является налоговом, следовательно, не может быть предметом налоговой проверки. Ссылаясь на Федеральный Закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", пункт 15 статьи 346.35 НК РФ, заявитель жалобы указал, что плата за пользование недрами (роялти) является коммерческим платежом, установленным в Соглашении, заключенном между Компанией и Российской Федерацией (СРП "Сахалин-2") от 22.06.1994. По мнению заявителя жалобы, СРП "Сахалин-2" устанавливает как порядок исчисления и уплаты, так порядок проверки и контроля за правильностью определения платы за пользование недрами (роялти) При этом указанный порядок не предусматривает возможность проверки роялти налоговыми органами. В то же время, Компания указала, что Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит указание на то, что налоговые органы как администраторы доходов бюджета вправе проводить контрольные мероприятия по правилам налогового законодательства, в виде проведения выездной налоговой проверки. Заявитель жалобы считает, что осуществление администратором доходов контроля за исчислением, полнотой и своевременностью уплаты регулярных платежей за пользование недрами не регулируется Налоговым законодательством и отличен от выездной налоговой проверки. Кроме того, заявитель жалобы считает, что в нарушение 168, пп.3 части 4 статьи 170 АПК РФ суд, делая вывод о том, что налоговый орган может проводить выездную налоговую проверку платы за пользование недрами (роялти) в рамках полномочий администратора доходов бюджета, в мотивировочной части решения не указал, на основании каких законов и иных нормативных правовых актов, сделал такой вывод.
Представители Компании в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Налоговый орган в судебном заседании и в письменном отзыве с доводами жалобы Компании не согласился, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд." зарегистрировано в качестве юридического лица в Межрайонной инспекцией ФНС России N 1 по Сахалинской области.
Решением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области от 27.01.2011 N 11-06/19 назначена выездная налоговая проверка Компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд.", филиала Компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд." по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты роялти (платы за пользование недрами) за период с 01.01.2008 по 31.12.2010 при исполнении Соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции.
Не согласившись с данным решением, Компания обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Как следует из материалов дела, Компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд." является стороной Соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции от 22.06.1994 (далее - СРП "Сахалин-2", Соглашение) и осуществляет деятельность по разработке и добыче полезных ископаемых в рамках освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа.
Согласно подпункту 4 пункта 2, пункту 1 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции относится к специальным налоговым режимам. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок
определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 15 статьи 346.35 главы 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" НК РФ при выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены указанными соглашениями.
Пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Закон N 225-ФЗ) предусмотрено, что соглашения, заключенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. При этом положения настоящего Федерального закона применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями.
Судом установлено, что 22.06.1994 между Компанией и Российской Федерацией заключено СРП "Сахалин-2", то есть до вступления в силу Закона N 225-ФЗ. Соответственно, условия и порядок направления Российской Федерации платы за пользование недрами (роялти), определенные указанным Соглашением, являются обязательными для сторон.
Согласно пункту 1 СРП "Сахалин-2" Компания направляет Российской Стороне плату за пользование недрами (роялти), которая представляет собой углеводороды и выручку от их реализации, выделяемые Российской Федерацией в качестве платы за пользование недрами.
В соответствии с пунктом 14 РСП "Сахалин-2" плата за пользование недрами (роялти), направляемая Российской Федерации, также как и раздел продукции является составной частью распределения углеводородов.
Суммы платы за пользование недрами определяются в следующем порядке. Суммарный объем Углеводородов, добываемых на лицензионных участках, замеряется у фланца на выходе берегового технологического комплекса, на который они непосредственно поступают после подачи с Лицензионного Участка (пункт (с) статьи 14 СРП "Сахалин-2").
Стоимость всего объема Сырой Нефти, замеренного в этой точке, определяется в соответствии с пунктом 15 (а). Стоимость всего объема Природного газа, замеренного в этой точке, определяется в соответствии с пунктом 15 (b) (ii) при отсутствии экспортных поставок Природного Газа трубопроводным транспортом за пределы Российской Федерации, а в случае наличия таких поставок стоимость всего объема Природного Газа определяется в соответствии с пунктом 15 (b) (iii). Плата за Пользование Недрами составляет 6 процентов от указанной стоимости. Этот объем направляется Российской Стороне с учетом порядка очередности его формирования, определенного в пункте 14 (f).
Исходя из вышеуказанных положений СРП "Сахалин-2" следует, что плата за пользование недрами является коммерческим платежом по данному Соглашению, и представляет собой определенное количество объема углеводородов и выручки от их реализации, то есть является неотъемлемой составной частью процесса распределения углеводородов.
В статье 8 НК РФ дано понятие налога и сбора. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Таким образом, налоги и сборы являются обязательными платежами, подлежащие уплате физическими лицами и организациями в форме денежных средств.
Поскольку плата за пользование недрами (роялти) представляет собой определенное количество объема углеводородов и выручку от их реализации, и имеет иную правовую природу, отличную от налогов и сборов, соответственно, плата за пользование недрами (роялти) не является налоговым платежом.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.02.2009 N 11295/08, виды налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, устанавливаются Кодексом. Из положений главы 2 Кодекса, определяющей систему налогов и сборов в Российской Федерации, не следует, что платежи за пользование недрами относятся к налоговым платежам. Порядок и сроки взимания регулярных платежей за пользование недрами регулируются Законом о недрах.
На основании вышеизложенного, коллегия считает правильным вывод суда о том, что плата за пользование недрами (роялти) не является налогом.
Вместе с тем, коллегия не может согласиться с позицией суда о том, что в соответствии с п. 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральными законами от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", налоговые органы, являясь главным администратором доходов бюджета, в частности, регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции, регулярных платежей за пользование недрами, осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения этих платежей, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что СРП "Сахалин-2" устанавливает порядок проверки и контроля за правильностью определения платы за пользование недрами (роялти).
Так, согласно п. 16 СРП "Сахалин-2" и Положению о распределении углеводородов при исполнении СРП "Сахалин - 2" (Приложение N 8 к Заявлению Компании), утвержденному Наблюдательным Советом (Приложение 9 к Заявлению Компании) текущий контроль и анализ расчетов по распределению углеводородов, включая плату за пользование недрами (роялти) осуществляется Российской стороной на основании представляемой Компанией ежемесячной отчетности (ст. 24 Положения).
Прогнозы распределения углеводородов, выручки от реализации углеводородов и дополнительной выручки направляются Компанией Российской Стороне в лице Министерства энергетики РФ и Администрации Сахалинской области, а также дополнительно в Министерство финансов РФ, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области (пример прогноза за период октябрь - декабрь 2010 г. - Приложение 1 к Объяснениям Компании от 08.04.2011 г.). В налоговый орган указанная отчетность не представляется.
Необходимо отметить, что указанные прогнозы составляются по форме, приведенной в Приложении 1 к Положению о распределении углеводородов. Указанная форма утверждена резолюцией Наблюдательного Совета (Приложение N 9 к Заявлению Компании) и не соответствует ни одной форме налоговой декларации и (или) расчета, включая форму расчета регулярных платежей за пользование недрами, утвержденную приказом МНС РФ от 11.02.2004 N БН-3-21/98@/.
В соответствии со ст.6 (а) Приложения А СРП "Сахалин-2", ежегодная ревизия учетной документации Компании для проверки правильности распределения Углеводородов (включая плату за пользование недрами (роялти)), выручки от из реализации и дополнительной выручки между сторонами, проводится Независимой Аудиторской Фирмой, определенной Наблюдательным Советом в соответствии с пунктом 5 (b)(xii) СРП "Сахалин-2".
Кроме этого, Российская Сторона также вправе проводить ревизию учетной документации Компании по проекту в соответствии с п.6 (b) Приложения А Соглашения. Результаты аудиторских проверок могут стать основанием для корректировок распределения за предыдущий год.
Таким образом, положения СРП "Сахалин-2" регулируют порядок проверки и контроля за правильностью определения платы за пользование недрами (роялти), которыми следует руководствоваться при исчислении и уплате роялти. При этом указанный порядок не предусматривает возможность ее проверки налоговыми органами.
В соответствии с положениями статей 87, 89 НК РФ выездная налоговая проверка является одним из видов мероприятий налогового контроля, целью которой является контроль за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Согласно статье 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, налоговое законодательство Российской Федерации регулирует отношения по порядку исчисления и уплаты налогов и сборов, и не устанавливает возможность осуществления мероприятий налогового контроля в отношении неналоговых платежей.
Судом установлено, что решение налогового органа N 11-06/19 от 27.01.2011 о проведении выездной налоговой проверки вынесено с целью проведения контроля правильности исчисления и уплаты платежей за пользование недрами (роялти).
Следовательно, указанное решение инспекции назначено не в рамках бюджетного законодательства, а в рамках налогового законодательства, которое не предусматривает возможность по осуществлению налогового контроля за соблюдением правомерности исчисления и уплаты неналоговых платежей.
Поскольку плата за пользование недрами (роялти) не является налогом, а представляет собой платеж, осуществляемый при выполнении Соглашения о разделе продукции, контроль исчисления и сроки уплаты которого определяются условиями СРП "Сахалин-2", коллегия считает обоснованным довод заявителя жалобы о том, что у налогового органа отсутствовали законные основания для проведения выездной налоговой проверки по вопросу правильности исчисления и уплаты платежей за пользование недрами (роялти), а вывод суда - ошибочным.
При этом следует учесть позицию Федеральной налоговой службы, изложенную в Письме от 11.01.20096 N ВЕ-20-3/2 "О регулярных платежах за пользование недрами", из которой следует, что поскольку регулярные платежи за пользование недрами установлены Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", не являющимся актом законодательства о налогах и сборах, при выявлении нарушений законодательства о недропользовании (в частности, порядка исчисления и внесения в бюджет регулярных платежей за пользование недрами, порядка представления расчетов) налоговые органы не уполномочены применять меры ответственности, предусмотренные главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации, а также за административные правонарушения, установленные статьями 15.5, 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, коллегия считает ошибочным вывод суда о правомерности принятия решения о проведении инспекцией выездной налоговой проверки в связи с исполнением полномочий в рамках бюджетного законодательства, а довод заявителя жалобы - обоснованным.
При этом следует учесть то обстоятельство, что в случае проведения выездной налоговой проверки по вопросу правильности исчисления и уплаты платежей за пользование недрами (роялти) налоговый орган прдъявит Компании требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки, за неисполнение которого Компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд." может быть привлечена к налоговой ответственности по статье 126 НК РФ. Более того, при проведении выездной налоговой проверки Компании придется задействовать рабочий персонал для обеспечения инспекции проведения проверки, в том числе: предоставление и копирование документов, дачу пояснений работниками. Таким образом, данные действия приведут к нарушению трудового распорядка работников Компании, отрыву персонала от осуществления их профессиональных обязанностей.
Следовательно, решение налогового органа N 11-06/19 от 27.01.2011 о проведении выездной налоговой проверки не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Компании.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ уплаченная Компанией госпошлина при подаче заявления в сумме 2.000 рублей и апелляционной жалобы в сумме 1.000 рублей, подлежит взысканию с налогового органа в пользу заявителя.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ госпошлина, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 20.05.2011 N 97 в сумме 1.000 (одна тысяча) рублей, подлежит возврату Компании.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 27.04.2011 года по делу N А59-231/2011 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Сахалинской области N 11-06/19 от 27.01.2011 о проведении выездной налоговой проверки.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой служб N 1 по Сахалинской области в пользу Компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд" госпошлину в сумме 2.000 (две тысячи) рублей по заявлению и 1000 (одна тысяча) рублей по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительный лист.
Возвратить Компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд" из федерального бюджета госпошлину, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 20.05.2011 N 97 в сумме 1.000 (одна тысяча) рублей.
Выдать справку.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
З.Д. Бац |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-231/2011
Истец: Компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд", Компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд."
Ответчик: МИФНС России N 1 по Сахалинской области
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N1 по Сахалинской области