13 июля 2011 г. |
Дело N А55-2829/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - Тришкина Юлия Александровна, доверенность от 06.12.2010 года N 2353,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Колебирова Екатерина Александровна, доверенность от 24.12.2010 года N 12-7277,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2011 г. по делу N А55-2829/2011 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконными действий, выразившихся в отказе проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости: нежилое здание, литера Мм1м2, площадью 162,40 кв. м., расположенное по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Калининградская, дом 27, обязании провести государственную регистрацию.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.05.2011 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что из Решения Малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов N 222 от 17.09.1992 г. следует, что объект недвижимости - нежилое здание, расположенное по адресу: Самарская область, Куйбышевский район, ул. Калининградская, дом 27 - санитарная эпидемиологическая станция Куйбышевского района - вошло в утвержденный указанным - Решением N 222 перечень предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность г. Самары (л.д.15-18).
Во исполнение Закона N 343-1 и Решения Самарского областного Совета народных депутатов от 19.11.1991 года Малым Советом Самарского городского Совета народных депутатов 17.09.1992 года принято Решение N 222 "Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности города Самары", согласно которому в собственность городского округа Самара передано здание санитарно-эпидемиологической станции Куйбышевского района, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Калининградская, д. 27, относящееся к объекту здравоохранения (л.д.15-18).
Совокупностью доказательств подтверждается, что право муниципальной собственности на спорный объект является ранее возникшим в силу положений закона.
Право муниципальной собственности на нежилое помещение являлось ранее возникшим в силу прямого указания закона, в связи с чем правовая экспертиза, представленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объектов недвижимости по правоустанавливающим документам.
Представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиями статей 17, 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права собственности.
Не согласившись с выводами суда, Управление Росреестра по Самарской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии с Решением Малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов N 222 от 17.09.1992 г.. в муниципальную собственность передавалось имущество и предприятия с имуществом, находящихся на их балансе.
Однако указанное решение не содержит информации о передаче в муниципальную собственность нежилого здания, расположенного по адресу: г.Самара, Куйбышевский район, ул.Калининградская, д.27, право на которые заявлено к регистрации.
В выписке из реестра муниципального имущества N 15-07-16/56871 от 25.10.2010 г.. отсутствует ссылка на постановление ВС РФ от 27.12.1991 г.. N 3020-1 как на основание для включения такого объекта в реестр муниципальной собственности.
При этом применение приложения N 3 к постановлению ВС РФ от 27.12.1991 г.. N 3020-1 возможно лишь с учетом того обстоятельства, что на момент разграничения государственной собственности в спорном нежилом помещении располагались объекты, перечисленные в обозначенном приложении.
Однако на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие такое обстоятельство, а также акт приема-передачи с указанием изначального назначения объекта.
Не может служить основанием для удовлетворения требований довод заявителя о безусловном подтверждении права собственности городского округа Самара на указанный объект, представленной выпиской из реестра муниципального имущества, поскольку регистрирующий орган не оспаривал наличия у заявителя права собственности, а основанием для отказа в государственной регистрации послужило иное обстоятельство.
Факт включения недвижимого имущества в реестр муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
16.11.2010 г.. Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание, литера Мм1м2, площадью 162,40 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Калининградская, д.27.
Сообщением исх. N 01/469/2010-556 от 11.01.2011 г.. заявителю отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности (л.д.46-48). Основанием для отказа, по мнению регистрирующего органа, явилось непредставление документов, устанавливающих права заявителя на спорный объект.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанного отказа в государственной регистрации незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 17 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок и с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Департаментом для государственной регистрации права муниципальной собственности предоставлены выписка из реестра муниципального имущества N 15-07-16/56871 от 25.10.2010 г.., кадастровый паспорт объекта недвижимости от 20.09.2010 г..
В соответствии с Законом РСФСР от 24.12.1990 года N 443-1 "О собственности в РСФСР" право собственности в РСФСР возникает в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РСФСР.
До введения данного Закона все имущество являлось собственностью государства и находилось в ведении соответствующих Советов народных депутатов и на балансе различных организаций.
Во исполнение требований Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" Верховным Советом Российской Федерации принято Постановление от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1).
Согласно пункту 3 указанного Постановления объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.
В данном случае спорный объект недвижимости является объектом, относящимся к муниципальной собственности, в силу приложения к указанному Постановлению как объект здравоохранения, что подтверждается перечнем предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность г. Самары, утвержденным Решением Малого Совета Самарского городского совета народных депутатов N 222 от 17.09.1992 г., где указанный объект поименован как санитарная эпидемиологическая станция Куйбышевского района (л.д. 15-18).
Судом первой инстанции правильно учтено, что согласно пункту 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Однако совокупностью доказательств подтверждается, что право муниципальной собственности на спорный объект является ранее возникшим в силу положений закона.
Согласно выписке из реестра N N15-07-16/56871 от 25.10.2010 г., объект недвижимого имущества - нежилое здание, литера Мм1м2, площадью 162,40 кв.м, расположенное по адресу: г.Самара, Куйбышевский район, ул. Калининградская, дом 27, включен в реестр муниципального имущества 17.09.1992 г. за номером 002390 на основании Решения Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов N 222 от 17.09.1992 г. (л.д.40).
Довод заинтересованного лица о невозможности внесения в реестр муниципальной собственности нежилого здания в связи с отсутствием указанного объекта недвижимого имущества в Решении Малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов N 222 от 17.09.1992 г. является необоснованным.
Из Решения Малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов N 222 от 17.09.1992 г. следует, что объект недвижимости - нежилое здание, расположенное по адресу: Самарская область, Куйбышевский район, ул. Калининградская, дом 27 - санитарная эпидемиологическая станция Куйбышевского района - вошло в утвержденный указанным Решением N 222 перечень предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность г. Самары (л.д.15-18).
В соответствии с Законом РФ N 343-1 от 21.11.1990 года "О дополнительных полномочиях Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям" (далее - Закон N 343-1) Советы народных депутатов в области формирования муниципальной собственности составляют перечни предприятий, организаций и имущества для передачи в муниципальную собственность Самарским областным Советом народных депутатов двадцать первого созыва 19.11.1991 года принято решение "О разграничении государственной собственности на территории Самарской области", в соответствии с пунктом 2 которого предусмотрено считать в составе муниципальной собственности городов государственный жилищный фонд, объекты нежилого фонда, находящихся в управлении исполнительных органов местных Советов, в том числе здания и сооружения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
Согласно пункту 3 Решения Самарского областного Совета народных депутатов от 19.11.1991 года, передача объектов государственной собственности в муниципальную собственность осуществляется поэтапно по согласованию с городскими и районными Советами народных депутатов; на первом этапе из государственной собственности в собственность городов и районов области передаются предприятия, организации и другие объекты согласно приложениям N N 1 - 36. В соответствии с приложением N 1 к Решению Самарского областного Совета народных депутатов, в собственность муниципального образования городского округа Самара передавались районные (в городе) санэпидстанции.
Во исполнение Закона N 343-1 и Решения Самарского областного Совета народных депутатов от 19.11.1991 года Малым Советом Самарского городского Совета народных депутатов 17.09.1992 года принято Решение N 222 "Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности города Самары", согласно которому в собственность городского округа Самара передано здание санитарно-эпидемиологической станции Куйбышевского района, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Калининградская, д. 27, относящееся к объекту здравоохранения (л.д.15-18).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с п.2 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 г.. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права на недвижимое имущество, возникшего до момента вступления в силу настоящего Федерального закона требуется в случае необходимости совершения какой-либо сделки.
Судом верно отмечено, что право муниципальной собственности на нежилое помещение являлось ранее возникшим в силу прямого указания закона, в связи с чем правовая экспертиза, представленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объектов недвижимости по правоустанавливающим документам.
Судом также правильно учтено, что данный объект недвижимого имущества не состоит в реестрах федерального имущества и имущества Самарской области (л.д. 60-61, 63-64).
В решении верно отмечено, что совокупность представленных документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое было заявлено на государственную регистрацию.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемые действия об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности не соответствуют требованиям статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушают права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию и распоряжению объектом недвижимого имущества, что является согласно статье 201 АПК РФ основанием для признания его незаконным, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2011 г. по делу N А55-2829/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2829/2011
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6923/11