05 июля 2011 г. |
г. Вологда Дело N А13-13845/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Вальковой Н.В.,
при участии от Департамента городского хозяйства администрации города Вологды Красильниковой Е.В. по доверенности от 26.01.2010 N 13-0-1/50-501; от Управления внутренних дел по городу Вологде Силиванова Е.Н. по доверенности от 17.01.2011 N 1/125,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 апреля 2011 года по делу N А13-13845/2010 (судья Борисова Ю.А.),
установил
Департамент городского хозяйства администрации города Вологды (далее - департамент, департамент городского хозяйства) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению внутренних дел по городу Вологде (далее - УВД по г. Вологде, УВД) о признании недействительным предписания от 21.12.2010 N 9/3347.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Вологдазеленстрой" (далее - МУП "Вологдазеленстрой", предприятие).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 29 апреля 2011 года по делу N А13-13845/2010 департаменту отказано в удовлетворении заявленных требований.
Департамент городского хозяйства с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что на период действия муниципального контракта от 01.11.2010 N 143 обязанности по содержанию и текущему ремонту спорных территорий возлагались на МУП "Вологдазеленстрой".
УВД по г. Вологде в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с жалобой, решение суда считают законным и обоснованным.
От МУП "Вологдазеленстрой" отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Предприятие надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей департамента и УВД, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, УВД по г. Вологде 20.12.2010 проведено обследование пешеходных переходов, расположенных на улице Северной, ТЦ Апельсин; улице Северной, остановка "Северная" из центра; улице Конева, остановка "Архангельская", в центр; на перекрестках улиц Герцена - Галкинская, Герцена - Первомайская, Герцена - Левичева, Пошехонское шоссе - Можайского.
В ходе проверки установлено, что по вышеуказанным адресам выявлены недостатки в содержании дорог, а именно: снежный вал сформирован ближе 5 метров от пешеходного перехода, что является нарушением пункта 3.1.8 государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93).
По результатам проверки составлены рапорт от 20.12.2010, акты выявленных недостатков в содержании дорог от 20.12.2010.
В целях устранения выявленных нарушений главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по г. Вологде вынесено предписание от 21.12.2010 N 9/3347, согласно которому департаменту городского хозяйства предложено в срок до 27.12.2010 привести в соответствие с требованиями пункта 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 пешеходные переходы расположенные по указанным выше адресам и представить информацию о ходе его выполнения.
Департамент с вынесенным предписанием не согласился и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Согласно статье 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Статей 12 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 (далее - Положение о ГИБДД), на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования, в частности, к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог.
Для выполнения возложенных обязанностей Госавтоинспекция имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 12 Положение о ГИБДД).
В соответствии с частью 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог относятся к собственности городского округа.
Пунктом 7 статьи 3 данного Закона установлено, что владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
На основании пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из пункта 1.1 Положения о Департаменте городского хозяйства администрации города Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007 N 512 (далее - Положение), следует, что департамент является органом администрации города Вологды, уполномоченным на решение вопросов в сфере городского хозяйства, в том числе в сфере транспорта.
В пункте 2.2 Положения указано, что одной из его задач является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "Город Вологда", а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 3.2.1, 3.2.6 Положения департамент обеспечивает осуществление функций владельца автомобильных дорог местного значения в соответствии с Законом N 257-ФЗ, в частности планирование и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "Город Вологда".
В статье 3 Закона N 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Из указанных выше норм следует, что обязанность по организации и обеспечению безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "Город Вологда" возложена на департамент.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (статья 17 Закона N 257-ФЗ).
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Разделом 3 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
В соответствии с подпунктом 3.1.8 пункта 3.1 ГОСТ Р 50597-93 формирование снежных валов не допускается ближе 5 м от пешеходного перехода.
Материалами дела подтверждается и департаментом не оспаривается, что на дату проверки (20.12.2010) у спорных пешеходных переходов имелись снежные валы ближе 5 метров.
Из изложенного следует, что предписание от 21.12.2010 N 9/3347 выдано департаменту правомерно.
В обоснование своей позиции департамент ссылается на то, что на период действия муниципального контракта от 01.11.2010 N 143 заключенного с МУП "Вологдазеленстрой" обязанности по содержанию и текущему ремонту спорных территорий возлагались на данное предприятие.
Действительно, департаментом (заказчик) заключен с предприятием (подрядчик) муниципальный контракт от 01.11.2010 N 143, в соответствии с пунктами 1.1, 1.3 которого подрядчик принял на себя обязательство в сроки с 01.10.2010 по 31.12.2010 выполнить работы по содержанию и текущему ремонту территорий общего пользования в городе Вологде и селе Молочном города Вологды согласно приложениям N 1, 2, 3 к контракту.
В свою очередь в силу пунктов 2.1.1 и 2.1.2 контракта заказчик вправе требовать от подрядчика выполнения всего комплекса работ в соответствии с приложениями N 1, 2, 3 к контракту и условиями названного контракта, соблюдения сроков выполнения работ; осуществлять контроль за ходом выполнения работ и их качеством, проверять выполненные объемы работ и решать оперативные вопросы.
Следовательно, заключение данного контракта является одним из способов выполнения департаментом функции по организации надлежащего содержания автомобильных дорог местного значения городского округа и не освобождает его от осуществления контроля за деятельностью предприятия.
Доказательств обратного податель жалобы не представил.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно отказал департаменту в удовлетворении требований.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина департаментом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 апреля 2011 года по делу N А13-13845/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Вологды - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-13845/2010
Истец: Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды
Ответчик: УВД по городу Вологде, Управление внутренних по городу Вологде
Третье лицо: МУП "Вологдазеленстрой"
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3742/11