08 июля 2011 г. |
Дело N А65-2546/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04.07.2011 в помещении суда апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "АСТЕЙС"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2011 по делу N А65-2546/2011 (судья Галиуллин Э.Р.),
принятое по заявлению закрытого акционерного общества "АСТЕЙС" (ИНН 1650153253, ОГРН 1071650002874), Республика Татарстан, г.Набережные Челны,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
об оспаривании постановления о наложении административного наказания на юридическое лицо,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "АСТЕЙС" (далее - ЗАО "АСТЕЙС", Общество) обратилось в арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан, Управление) о наложении административного наказания на юридическое лицо от 30.12.2010 N 1129 (л.д.2-3).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2011 по делу N А65-2546/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.33-37).
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.52-55).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан отзыв на апелляционную жалобу не представило, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
На основании ст.ст.156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан и ЗАО "АСТЕЙС" которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, о чем свидетельствуют почтовые уведомления, имеющееся в материалах дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела 22.12.2010 в 10 час 00 мин при проведении плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ЗАО "АСТЕЙС", выявлено несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно:
- отсутствует порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, согласованный с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами;
- ЗАО "Астейс" за 2008-2009 гг. не предоставлена статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) в Приволжское Управление Ростехнадзора;
- лица, допущенные к обращению с опасными отходами в соответствии с распоряжением исполнительного директора ЗАО "Астейс" Бабаева В.Н. от 15.11.2010 N 04: начальник транспортного участка Платонов Н.И., начальник участка (площадка ТЭЦ) Казачков М.В., мастер (площадка Модуль) Таймасов М.Д., начальник административно-хозяйственного участка Ханова З.Ф., начальник участка Скалозуб Н.И., мастера Агапов А.В, Кагиров Л.Н., начальники участков Хлызов М.А., Ишеев В.В., мастера Залялютдинов А.Н., Казанцев В.А., Гнусарев В,А., Никонов А.Г., начальник производственно-диспетчерского отдела Веденина Л.Л., главный инженер Ахминеев Ю.А. не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) в области обращения с опасными отходами (повышения квалификации по программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами), тем самым нарушены ст.15, п.1 ст.18, п.2 ст.26, ст.19 Федерального Закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ); приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)", Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", утвержденный постановлением Федеральной службы государственной статистики по согласованию с Ростехнадзором от 17.01.2005 N 1).
По результатам проверки Управлением Росприроднадзора по Республике Татарстан составлен протокол об административном правонарушении от 22.12.2010 N 552 (л.д.6-7).
На основании материалов дела об административном правонарушении Управлением 30.12.2010 было вынесено постановление N 1129 о наложении на ЗАО "АСТЕЙС" административного взыскания по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей (л.д.4-5).
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось с заявлением в суд.
В силу ст.11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с п.1 ст.18 Закона N 89-ФЗ " Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Под обращением с отходами законодатель понимает деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (ст.1 Закона N 89-ФЗ).
Ст.15 Закона N 89-ФЗ установлено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод ЗАО "АСТЕЙС" о том, что состав правонарушения отсутствует, поскольку лица, указанные в распоряжении, не допущены к обращению с опасными отходами, а лишь организуют сбор, временное размещение их на территории Общества, занимаются организационными моментами, а ответственным лицом назначено другое лицо, имеющее соответствующую подготовку в области обращения с отходами, поскольку в материалах дела имеется распоряжение от 15.11.2010 N 04, свидетельствующее о наличии допуска лиц, указанных в распоряжении, к обращению с опасными отходами (л.д.8).
В соответствии с положениями ст.26 Закона от N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (части 1,2).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, а также обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 (ред. от 09.12.2010) утвержден порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности (далее - порядок), устанавливающий требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, предназначенный для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Росприроднадзора.
Данная отчетность представляется в соответствии с порядком по заполнению и представлению формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" (утв.постановлением Росстата по согласованию с Ростехнадзором от 17.01.2005 N 1).
Форму федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" представляют, в том числе юридические лица (в том числе являющиеся субъектами малого предпринимательства), включая их обособленные подразделения, в процессе деятельности которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются и размещаются (включая хранение и захоронение) отходы производства и потребления, а также осуществляющие деятельность по сбору отходов, их транспортированию.
Перечень конкретных отчитывающихся субъектов хозяйственной деятельности определяется территориальными органами Ростехнадзора.
Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у индивидуального предпринимателя и юридического лица, кроме радиоактивных.
В форму федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) включаются сведения в целом по юридическому лицу, т.е. по всем подразделениям данного юридического лица независимо от их местонахождения.
Отчет по форме N 2-ТП (отходы) составляется на основании данных первичного учета в области обращения с отходами, паспорта опасных отходов.
В соответствии с постановлением Федеральной службы государственной статистики от 30.12.2004 N 157 "Об утверждении статистического инструментария для организации Ростехнадзором статистического наблюдения за отходами производства и потребления" форма федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" представляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, их обособленными подразделениями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, территориальному органу в установленные сроки.
Согласно ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной состава правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Пунктом 1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Особенности определения вины юридического лица как субъекта административного правонарушения состоят в том, что такое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ЗАО "АСТЕЙС" нарушены требования соблюдения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно отсутствие порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, согласованного с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, за 2008-2009 гг. не предоставлена статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) в Приволжское Управление Ростехнадзора, лица, допущенные к обращению с опасными отходам (распоряжение N 04 от 15 ноября 2010 г..): начальник транспортного участка Платонов Н.И., начальник участка (площадка ТЭЦ) Казачков М.В., мастер (площадка Модуль) Таймасов М.Д., начальник административно-хозяйственного участка Ханова З.Ф., начальник участка Скалозуб Н.И., мастера Агапов А.В, Кагиров Л.Н., начальники участков Хлызов М.А., Ишеев В.В., мастера Залялютдинов А.Н., Казанцев В.А., Гнусарев В,А., Никонов А.Г., начальник производственно-диспетчерского отдела Веденина Л.Л., главный инженер Ахминеев Ю.А. не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) в области обращения с опасными отходами (повышения квалификации по программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами).
Данные правонарушения нашли отражения в протоколе об административном правонарушении от 22.12.2010 N 552, на основании которого Управлением Росприроднадзора по Республике Татарстан 30.12.2010 было вынесено постановление N 1129 о наложении на заявителя административного взыскания по ст.8.2 КоАП РФ в размере 100 000 рублей.
Довод Общества о том, что ответственность в рассматриваемом случае должно нести должностное лицо, а не юридическое, отклоняется судом апелляционной инстанции, как несостоятельный, поскольку неисполнение юридическим лицом требований действующего законодательства вследствие ненадлежащего исполнения должностных обязанностей его работником не освобождает само юридическое лицо от административной ответственности.
Довод ЗАО "АСТЕЙС" о нарушении судом положения Федерального закона N 294-ФЗ судом первой инстанции правомерно был отклонён.
В рассматриваемом случае имел место факт непосредственного обнаружения Управлением Росприроднадзора по Республике Татарстан совершения Обществом административного правонарушения, в соответствии с положениями п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правомерно указал в своем решении, что порядок производства по делу об административном правонарушении установлен КоАП РФ и положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ на правоотношения, связанные с привлечением лица к административной ответственности, не распространяются.
Поскольку согласно ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, суд приходит к выводу, что по выявленному правонарушению: не предоставление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) в Приволжское Управление Ростехнадзора за 2008-2009 гг., срок привлечения к административной ответственности к моменту вынесения оспариваемого постановления истек.
Однако указанное обстоятельство не означает, что Обществом не было допущено нарушение в части не представления статистической отчетности.
Учитывая вышеизложенное, довод ЗАО "АСТЕЙС" об истечении срока давности привлечения к административной ответственности за непредставление статистической отчетности, положенный в основу требования о признания оспариваемого постановления незаконным, судом первой инстанции обоснованно был отклонён, поскольку данное обстоятельство не опровергает факта совершения правонарушения.
Также подлежит отклонению довод Общества о том, что административным органом при составлении протокола и вынесении постановления нарушены положения ст.4.4 КоАП РФ, поскольку выявленные нарушения подпадают под состав одного правонарушения, в ином случае ЗАО "АСТЕЙС" подлежало бы привлечению к ответственности за каждое совершенное административное правонарушение.
Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не усматривает.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судом необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
В силу п.21 Постановления Пленума ВС РФ N 5 от 24.03.2005, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как правильно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае совершенное ЗАО "АСТЕЙС" правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в области охраны окружающей среды.
Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается в несоблюдении Обществом публично-правовых обязанностей, которые возложены на него законодательством. Правонарушение, за которое Общество привлечено к административной ответственности, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок экономического регулирования в области охраны окружающей среды. При оценке формальных составов последствия деяния не имеют квалифицирующего значения.
Материалы дела подтверждают ненадлежащее исполнение Обществом законодательства в области охраны окружающей среды.
Учитывая, что оспариваемым постановлением административного органа штраф за вышеуказанные нарушения административного законодательства наложен в пределах санкции, установленной ст.8.2 КоАП РФ, совершение данного правонарушения подтверждается материалами дела, оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы ЗАО "АСТЕЙС" не имеется.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции от 18.03.2011 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в п.13 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности не предусмотрено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2011 по делу N А65-2546/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "АСТЕЙС" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И.Захарова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-2546/2011
Истец: ЗАО "Астейс", г. Набережные Челны
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природользования (Росприроднадзора) по РТ, г. Казань