город Ростов-на-Дону |
дело N А32-327/2011 |
04 июля 2011 г. |
15АП-5089/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Захаровой Л.А., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
при участии:
от заявителя: юрисконсульт Жадан Т.Н, по доверенности от 11.01.2011 г.,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2011 по делу N А32-327/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
об отмене постановления и прекращении производства делу об административном правонарушении
принятое в составе судьи Гонзус И.П.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея об отмене от 23.12.10 N 05-04-43-ГН-3 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 08.04.2011 г. заявленные требования о признании незаконным постановления удовлетворены частично: постановление признано незаконным и отменено в части назначения наказания, обществу с ограниченной ответственностью "Краснодар-Водоканал" назначена санкция в виде административного штрафа в сумме 300000 руб. Также суд прекратил производство по делу в части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отказом общества от соответствующих требований.
Судебный акт в части удовлетворения заявленных требований мотивирован наличием в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения и отсутствием отягчающих его ответственность обстоятельств.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на то, что заявка на внесение изменений в лицензию подана в Краснодарнедра 19.01.2010 г., а решение о согласовании принято только 11.01.2010 г., общество предприняло все возможные меры по недопущению нарушения лицензионного соглашения.
Управление Росприроднадзора отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы. Представитель Управления Росприроднадзора, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления Росприроднадзора, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, распоряжения от 21.09.2010 года N 01.04.20/221 Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея проведена внеплановая выездная проверка деятельности общества "Краснодар Водоканал" по вопросу выполнения ранее выданных предписаний в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 01.07.2010 N 05-47-01-ГН-8, от 23.03.2010 NN 05-004-03-ГН-2, 05-004-03-ГН-3,05-004-03-ГН-4, 05-004-03-ГН-5, 05-004-03-ГН-6, 05-004-03-ГН-7, 05-004-03-ГН-9, 05-004-03-ГН-10, 05-004-03-ГН-11, 05-004-03-ГН-13, 05-004-03-ГН-14, 05-004-03-ГН-15, 05-004-03-ГН-16, 05-004-03-ГН-17, 05-004-03-ГН-18, 05-004-03-ГН-19, 05-004-03-ГН-20.
В ходе проверки установлено, общество на основании лицензии на право пользования недрами серии КРД N 13883 от 20.12.06 осуществляет добычу подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой объектов промышленности города Краснодара. Из представленной справки о количестве добытой воды на водозаборах общества следует, что за октябрь 2010 г. поднято 6527,4 тыс.м3 воды, в период с 01.11.10 по 09.11.10 поднято 1840,1 тыс.м3 воды. При этом управлением установлено, что указанная деятельность осуществлялась обществом с нарушением лицензионного соглашения, а именно:
- добыча воды по скважинам, расположенным по адресам пос. Водники, ул. Лунная (3 скважины N N 499/6574; 500/458-Д; 506/79094); г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, 43 (3 скважины NN507/40925; 508/65841; 509/72931); пос. Индустриальный, ул. Степная (2 скважины NN 510/38; 511/36); пос. Северный, ул. Щедрая, 22 (скважина N512/Р-А-2000); пос. Дивный, ул. Рубиновая, 5 (2 скважины NN513/Р-5; 514/Р-4); г. Краснодар, ул. Рылеева, 354 (3 скважины NN516/30121; 517/30470; 518-а/43); п. Новознаменский, ул. Богатырская, (3 скважины NN519/Д70-94/2; 520/Д70-94-1; 521/78992), осуществлялась в отсутствие утвержденного проекта (технологической схемы) и согласованных в установленном законом порядке проектов зон санитарной охраны;
- обществом также не представлены согласованные в установленном законом порядке проекты зон санитарной охраны на скважины N 216, N222, N 235 Водозабора "Ново-Северный". На момент проверки у заявителя отсутствовала постоянно действующая модель Краснодарского месторождения - договор на изготовление вышеуказанной модели N 236 заключен со специализированной организацией только 26.03.10;
- не представлены документы, подтверждающие переоценку запасов подземных вод четвертичного и апшеронского комплексов Краснодарского месторождения пресных вод;
- скважины куста 4 НовоСеверного водозабора - оборудованы водоизмерительной аппаратурой ООО "Краснодар Водоканал" до 2010 г., остальные артезианские скважины, используемые обществом на основании лицензии КРД 13883 ВЭ водоизмерительными приборами, прошедшими стандартизацию и сертификацию, не оборудованы.
По результатам проверки, зафиксированным в акте от 12.11.10 N 05-04-23-ГН-1, Управлением Росприроднадзора составлен в отношении ООО "Краснодар Водоканал" протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановлением от 23.12.10г. общество "Краснодар Водоканал" привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 400000 руб.
Указанное постановление оспорено обществом в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, составляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно статье 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; предоставление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В силу пункта 6 статьи 23 Закона N 2395-1 одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Статьей 23.2 Закона N 2395-1 предусмотрено, что разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Аналогичные требования установлены лицензионным соглашением об условиях пользования недрами с целью добычи подземных вод, являющимся приложением к выданной обществу лицензии серии КРД N 13883 от 20.12.06, и определяющим лицензионные требования и условия недропользования.
Так, в соответствии с пунктом 4.1 лицензионного соглашения владелец лицензии не позднее восемнадцати месяцев с даты государственной лицензии разрабатывает и утверждает проект (технологическую схему) эксплуатации водозаборов и зон санитарной охраны по новым водозаборам и группам скважин на Краснодарском месторождении пресных вод, не вошедшим в существующий проект, и обеспечивает получение экологической, санитарно-эпидемиологической и технологической экспертиз.
В силу пункта 4.6 лицензионного соглашения владелец лицензии не позднее трех лет с даты государственной регистрации лицензии обеспечивает завершение разработки постоянно - действующей модели Краснодарского месторождения. Пунктом 4.7 лицензионного соглашения установлено, что владелец лицензии не позднее трех лет с даты государственной регистрации лицензии осуществляет переоценку запасов подземных вод Четвертичного и Апшеронского водоносных комплексов на основе мониторинга в случае не подтверждения эксплутационных запасов Четвертичного и Апшеронского водоносных комплексов утвержденных протоколом ГКЗ от 27.12.1985 N 9887.
Пункт 5.2. лицензионного соглашения обязывает недропользователя выполнять установленные стандарты по охране подземных вод и других объектов окружающей среды.
Материалами дела подтверждается и обществом "Краснодар Водоканал" документально не опровергнуто нарушение приведенных выше лицензионных требований и условий, заключающееся в: добыче подземных вод из артезианских скважин в отсутствие утвержденного проекта (технологической схемы) и согласованных в установленном законом порядке проектов зон санитарной охраны; отсутствии на момент проверки постоянно действующей модели Краснодарского месторождения; отсутствии (неразработке в срок до 20.12.09) документов по переоценке запасов подземных вод Четвертичного и Апшеронского комплексов Краснодарского месторождения пресных вод; отсутствии на артезианских скважинах водоизмерительных приборов, прошедших стандартизацию и сертификацию.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Доводы общества о принятии им всех зависящих мер к соблюдению лицензионных требований и условий апелляционным судом отклоняются, поскольку как видно из материалов дела, данные меры (в том числе заблаговременное обращение в уполномоченный орган с заявлением о внесении изменений в лицензию и заключение договора на выполнение проектных работ по разработке модели Краснодарского месторождения подземных вод), не привели к предотвращению правонарушения. Ссылка общества на согласование Краснодарнедрами срока выполнения работ по разработке Краснодарского месторождения подземных вод на 360 дней с момента заключения договора, противоречит положениям пункта 4.6 лицензии, предусматривающим обязанность владельца лицензии завершить разработку соответствующей модели не позднее 3 лет с даты государственной регистрации лицензии (то есть до 20.12.2009 г.), а потому апелляционным судом в качестве основания для отмены постановления административного органа не принимается. Доводы общества об осуществлении косвенного учета расхода воды в отсутствие приборов учета, также не свидетельствуют об отсутствии в деянии ООО "Краснодар Водоканал" состава вменяемого ему правонарушения, поскольку расчетный метод учета обеспечивает получение менее достоверных данных, чем приборы учета, а следовательно, общество должно было предпринять меры к установке соответствующих приборов с момента получения лицензии, а не планировать данные мероприятия на 2010-2011 г. (то есть спустя 3 года с момента ее получения).
Изложенное свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции в части вывода о наличии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения является законным и обоснованным.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении Управлением Росприроднадзора не допущено и общество на их наличие не ссылается.
Срок давности привлечения к ответственности административным органом соблюден.
Выводы суда о необходимости снижения (в отсутствие отягчающих ответственность общества обстоятельств) размера назначенного ООО "Краснодар Водоканал" наказания до минимальной санкции ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, также являются обоснованными. Решение суда в данной части участвующими в деле лицами не оспорено.
Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
В силу ч.4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается, следовательно, госпошлина по апелляционной жалобе, поданной по результатам рассмотрения соответствующего заявления, также не подлежит уплате.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08 апреля 2011 оставить без изменения. В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-327/2011
Истец: ООО "Краснодар Водоканал"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, УФС по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по КК и республике Адыгея
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5089/11