14 июля 2011 г. |
г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей: Балинской И.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии
от заявителя: не явились
от ответчика: Фадина Д.А. по доверенности от 27.05.2011, Карпухина А.С. по доверенности от 24.02.2011
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханкайскому району Приморского края на решение от 29 апреля 2011 года
по делу N А73 -14970/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривала судья Никитина Т.Н.
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханкайскому району Приморского края
к Федеральному государственному учреждению "301 окружной военный клинический госпиталь Дальневосточного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 1 130 882 руб. 57 коп.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханкайскому району Приморского края (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному учреждению "301 окружной военный клинический госпиталь Дальневосточного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение, ФГУ "301 окружной военный клинический госпиталь ДВО" Минобороны России, страхователь) о взыскании задолженности по страховым взносам на ОПС и ОМС и пеней по страховым взносам на ОПС и ОМС за первый - третий квартал 2010 года в общей сумме 1 130 882 руб. 57 коп.
До вынесения решения по делу Пенсионным фондом подано заявление об уточнении исковых требований, содержащее просьбу о взыскании с ответчика пени, начисленные на сумму страховых взносов, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 19 101 руб. 18 коп., пени, начисленные на сумму страховых взносов, зачисляемых в Федеральный ФОМС, в сумме 444 руб. 03 коп., пени, начисленные на сумму страховых взносов, зачисляемых в территориальный ФОМС, в сумме 781 руб. 29 коп., всего в сумме 20 326 руб. 50 коп.
В части требований о взыскании страховых взносов на ОПС, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, в размере 1 012 444 руб. 07 коп., пени по накопительной части трудовой пенсии в размере 4 151 руб. 46 коп., страховых взносов на ОМС, зачисляемых в ФФОМС, в размере 30 847 руб., страховых взносов на ОМС, зачисляемых в ТФОМС, в размере 54 252 руб., всего 1 101 694 руб. 53 коп., пенсионный фонд заявил об отказе от исковых требований и прекращении производства по делу в указанной части.
Решением суда от 29.04.2011 заявление пенсионного фонда удовлетворено частично.
Принят отказ Пенсионного фонда от требований в части взыскания задолженности по страховым взносам и пени в общей сумме 1 101 694 руб. 53 коп. Производство по делу в этой части прекращено.
С учреждения взысканы пени, начисленные на сумму страховых взносов, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, в размере 1 189 руб. 97 коп., пени, начисленные на сумму страховых взносов, зачисляемых в ФФОМС, в размере 5 руб. 75 коп., пени, начисленные на сумму страховых взносов, зачисляемых в ТФОМС, в размере 10 руб. 47 коп., всего 1 206 руб. 19 коп. в доход бюджета Пенсионного фонда РФ.
В части взыскания пени в размере 7 317 руб. 88 коп., начисленных за период с 16.02.2010 по 21.03.2010 включительно, на сумму страховых взносов за январь, февраль 2010 года, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии отказано.
В остальной части заявление оставлено без рассмотрения.
Судебный акт в части отказа в удовлетворении требований о взыскании пени в размере 7 317 руб. 88 коп. мотивирован наличием переплаты по состоянию на 01.01.2010 по страховой части.
Не согласившись с решением в части отказа в удовлетворении требований, Пенсионный фонд обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение в обжалуемой части отменить, требования удовлетворить.
По мнению заявителя, переплата в размере 1 237 035 руб., на которую ссылается суд, числилась в ИФНС N 11 по Приморскому краю и по заявлению страхователя 30.03.2010 поступила в Пенсионный фонд на страховую часть, с указанной даты были учтены в расчете пени.
Кроме того, заявитель считает, что судом в нарушение статьи 170 АПК РФ в резолютивной части не указано об отказе в удовлетворении оставшейся части требований.
В судебном заседании апелляционной инстанции Пенсионный фонд участие не принимал, извещен о времени и месте судебного заседания надлежаще, заявил о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Представители ФГУ "301 окружной военный клинический госпиталь ДВО" Минобороны России в письменном отзыве на жалобу и в судебном заседании выразили согласие с принятым судебным актом, считая его законным и обоснованным.
Повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что решение в обжалуемой части не подлежит отмене в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что Федеральное государственное учреждение "1257 военный госпиталь Дальневосточного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации являлось плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Федеральный ФОМС и территориальный ФОМС, было зарегистрировано в качестве плательщика, регистрационный N 035-035-000152.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.09.2010 N 1 ФГУ "1257 военный госпиталь ДВО" Минобороны России 24.08.2010 прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником учреждения является ФГУ "301 окружной военный клинический госпиталь ДВО" Минобороны России.
До реорганизации у страхователя имелась задолженность по страховым взносам на ОПС и пени, начисленные в связи просрочкой уплаты страховых взносов на ОПС и ОМС.
Требования, направленные в адрес страхователя ФГУ "1257 военный госпиталь ДВО" Минобороны России оплачены частично.
Поскольку в добровольном порядке задолженность в полном объеме не оплачена, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением к правопреемнику ФГУ "1257 военный госпиталь ДВО" Минобороны России - ФГУ "301 окружной военный клинический госпиталь ДВО" Минобороны России.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены частично.
В части прекращения производства по иску на сумму 101 694 руб. 53 коп. в связи с отказом от требований и удовлетворения требований на сумму 1 206 руб. 19 коп., пенсионный фонд судебный акт не оспаривает.
Доводы апелляционной жалобы связаны с обжалованием решения суда в части отказа в удовлетворении иска.
Учитывая, что заявителем оспаривается судебный акт только в части, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с учетом разъяснений пункта 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска о взыскании пени в размере 7 317 руб. 88 коп., начисленных за период с 16.02.2010 по 21.03.2010 включительно на сумму страховых взносов за январь, февраль 2010 года, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, посчитал, что по состоянию на 01.01.2010 у страхователя имелась переплата в сумме 1 237 035 руб., перекрывающая недоимку, из расчета которой были начислены пени в размере 7 317,88 руб.
Выводы суда апелляционная инстанция считает правильными.
Согласно пункту 1 статьи 18, статье 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что по состоянию на 01.01.2010 у страхователя имелась переплата страховых взносов по страховой части в сумме 1 237 035 руб., что подтверждается письмом Пенсионного фонда от 21.04.2011 N 2383, актом сверки расчетов от 03.03.2010 N 15 и заявлением плательщика страховых взносов от 04.03.2010 N 616.
Ссылаясь на часть 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, заявитель апелляционной жалобы считает, что излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по заявлению страхователя по состоянию на 01.01.2010 в пенсионном фонде отсутствовали. Только 04.03.2010 по заявлению страхователя сумма переплаты сначала была ему возвращена, а затем 30.03.2010 перечислена в Пенсионный фонд на страховую часть, и учтена в расчете пени с указанных дат.
До того, как денежные средства поступили на расчетный счет Пенсионного фонда (30.03.2010) основания считать переплатой спорную сумму отсутствовали. Тем более что в соответствии с положениями статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", а также приказом Минфина от 30.12.2009 N 150н, главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда РФ от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002 - 2009 годы является ФНС России.
Между тем, заявителем апелляционной жалобы не учтено, что согласно статье 3 Закона N 212-ФЗ контролирующим органом за уплатой страховых взносов является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Таким образом, именно ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханкайскому району Приморского края как территориальный орган осуществляет контроль за уплатой страховых взносов.
В соответствии с нормами Налогового кодекса РФ налог перечисляется в бюджет, а не на соответствующий код бюджетной классификации (далее - КБК), представляющий собой цифровое обозначение группы доходов (расходов) бюджета, конкретному виду налога соответствует свой КБК. Следовательно, правильное указание кода бюджетной классификации необходимо лишь для правильного распределения средств между бюджетами.
Таки образом, ошибки в указании кода бюджетной классификации, допущенные страхователем при оформлении платежных поручений, не привели к задолженности перед соответствующим бюджетом.
Страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в соответствующий бюджет поступили своевременно и в полном объеме. Доказательств обратного заявителем не представлено.
В соответствии со статьей 25 Закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П и Определении от 04.0720.02 N 202-О, начисление пеней направлено на компенсацию потерь бюджета, вызванных поступлением причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки.
Из пункта 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 следует, что если в предыдущем периоде у заявителя имелась переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, то у налогоплательщика отсутствует задолженность перед бюджетом в части уплаты конкретного налога, а, следовательно, на данную сумму налога не подлежат начислению пени.
Таким образом, поскольку у учреждения имелась переплата по страховым взносам на ОПС в сумме 1 237 035 руб., которая своевременно поступила в бюджет и была учтена на лицевом счете заявителя в качестве переплаты, то соответствующий бюджет не понес потери, и основания для начисления пеней в размере 7 317,88 руб. отсутствовали.
В части оставления без рассмотрения требований судебный акт мотивирован несоблюдением Пенсионным фондом досудебного порядка урегулирования спора.
Как следует из материалов дела и установлено судом, несмотря на реорганизацию юридического лица, требования об уплате недоимки по страховым взносам и пеней, адресованы реорганизованному лицу, а не его правопреемнику - ФГУ "301 окружной военный клинический госпиталь ДВО" Минобороны России.
Оценив представленные документы в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции посчитал, что указанные требования получены лицами в отсутствии подтверждающих их полномочия документов. В связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного статьей 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в оставшейся части требований суд оставил иск без рассмотрения.
Вывод суда первой инстанции коллегия судей считает правильным.
Доводы апелляционной жалобы связанные с нарушением судом норм статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционной инстанцией отклоняются.
В соответствии с частью 5 указанной статьи резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований.
Вместе с тем, ссылка апеллянта на нарушение части 5 указанной статьи, по мнению коллегии судей, в данном деле сама по себе не является основанием для изменения судебного акта.
Суд апелляционной инстанции, проверив расчет суда, приходит к выводу, что иск оставлен судом без рассмотрения в части взыскания с учреждения пени за 3 квартал 2010 года на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за период с 01.07.2010 по 30.09.2010 в сумме 10593,33 руб., обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.07.2010 по 30.09.2010 в сумме 770,82 руб., обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.07.2010 по 30.09.2010 в сумме 438,28 руб.
В связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
При принятии решения суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.04.2011 по делу N А73-14970/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14970/2010
Истец: ГУ - Управление Пенсионного Фонда по Ханкайскому району Приморского края, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханкайскому району Приморского края
Ответчик: ФГУ "1257 военный госпиталь Дальневосточного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "1257 военный госпиталь ДВО" Министерства обороны РФ, ФГУ "301 окружной военный клинический госпиталь Дальневосточного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "301 окружной военный клинический госпиталь Дальневосточного военного округа" Министерства обороны РФ