г. Саратов |
Дело N А12-2532/2011 |
11 июля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Акимовой М.А., Жевак И.И.,
при ведении протокола помощником судьи Потехиной А.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 29 апреля 2011 г. по делу N А12-2532/2011 (судья Пятернина А.И.)
по заявлению открытого акционерного общества "НАФТА-ЛК" (г. Волгоград)
к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (г. Волгоград)
об оспаривании отказа в государственной регистрации юридического лица
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "НАФТА-ЛК" обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда о признании недействительным решения налогового органа от 31 декабря 2010 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица, открытого акционерного общества "НАФТА-ЛК", в связи с его ликвидацией.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда произвести государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица, открытого акционерного общества "НАФТА-ЛК", в связи с его ликвидацией и выдать соответствующее свидетельство, а так же взыскать с ответчика 15 000 рублей в счет возмещения судебных расходов по оплате услуг представителя.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 29 апреля 2011 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда от 31 декабря 2010 об отказе в государственной регистрации юридического лица открытого акционерного общества "НАФТА-ЛК" в связи с его ликвидацией, как противоречащее статье 23 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В порядке восстановления нарушенного права суд обязал инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда произвести государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица, открытого акционерного общества "НАФТА-ЛК", в связи с его ликвидацией и выдать соответствующее свидетельство. С инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда в пользу открытого акционерного общества "НАФТА-ЛК" взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 15 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по Центральному району г. Волгограда обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
ОАО "НАФТА-ЛК" представило отзыв на апелляционную жалобу, просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции указанные лица извещены надлежащим образом. В материалах дела имеются почтовое уведомление N N 81808, 81810 о вручении почтовых отправлений 07 июня и 06 июня 2011 г. соответственно. Лица, участвующие в деле, имели реальную возможность обеспечить явку своих представителей в судебное заседание, либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствии.
Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25 сентября 2009 внеочередным общим собранием акционеров ОАО "НАФТА - ЛК" принято решение о ликвидации общества. Ликвидатором общества назначен Кондратьев Сергей Владимирович.
ОАО "НАФТА - ЛК" направлено в налоговую инспекции уведомление о принятых решениях. Сведения о ликвидации общества опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" от 06.10.2009 года с указанием на то, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента публикации.
06 октября 2009 регистрирующим органом на основании представленных документов внесены записи в единый государственный реестр юридических лиц о принятии ОАО "НАФТА-ЛК" решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора.
По состоянию на 20 октября 2010 подготовлен ликвидационный баланс общества, который был утвержден собранием акционеров 08 ноября 2010 г.
Впоследствии 24 декабря 2010 года ликвидатором общества для государственной регистрации в связи с ликвидацией в регистрирующий орган представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации по форме N Р16001, документ об уплате государственной пошлины, справка Пенсионного фонда Российской Федерации, ликвидационный бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость, налоговая декларация по налогу на прибыль, сведения о средней численности работников, справка по форме 2 НДФЛ на Кондратьева С.В., справка по форме 2 НДФЛ на Кравец Н.В., справка по форме 2 НДФЛ на Тимбухтину Н.Ф.
По результатам рассмотрения представленных документов регистрирующим органом 31 декабря 2010 года принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица ОАО "НАФТ-ЛК" в связи с его ликвидацией. Отказ регистрирующего органа мотивирован представлением ликвидационного баланса, составленного в нарушении статьи 63 и пункта 1 статьи 64 ГК РФ, поскольку по имеющимся в налоговом органе данным за Обществом числится задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. По мнению налогового органа, представленный обществом ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, в связи с наличием непогашенной задолженности по обязательным платежам в бюджет, не включенной в ликвидационный баланс.
Полагая, что решение инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Дело арбитражным судом рассмотрено в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие -либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для отказа в регистрации у регистрирующего органа не имелось.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В предмет доказывания по делу о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации входят обстоятельства, связанные с нарушением регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушением прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В пунктах 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
Порядок ликвидации юридического лица установлен статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, на что правильно указано судом первой инстанции.
Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (пункты 4, 5, 6 статьи 64 Кодекса).
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений. В заявлении подтверждается, что заявителем соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
Согласно ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации в период ликвидации организации налоговые органы уполномочены осуществлять контроль в части соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в том числе путем проведения выездных налоговых проверок.
Статьей 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации.
В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов, к числу которых согласно п. 1 ст. 21 Закона относятся подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с подпунктами 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что заявителем соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ст. 63 ГК РФ, в регистрирующий орган представлены документы, предусмотренные ст. 21 Закона о государственной регистрации, в том числе ликвидационный баланс, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в регистрации ликвидации общества.
Доводы инспекции о том, что в представленном для регистрации ликвидационном балансе отражены недостоверные сведения, обоснованно отклонены судом первой инстанции, который правомерно отметил следующее
В соответствии с п. 6 ст. 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Доказательств, подтверждающих обращение инспекции как кредитора с требованиями в отношении имеющейся у общества задолженности по обязательным платежам до завершения ликвидационных процедур, либо доказательства обращения инспекции в суд с иском к ликвидатору общества в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 64 ГК РФ, в материалах дела не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, налоговый орган воспользовался своим правом на проведение налоговой проверки юридического лица в связи с его ликвидацией. Решением налоговой инспекции от 06 декабря 2010 N 1714 Общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 1 000 рублей, который был оплачен 28 декабря 2010.
Представленная налоговой инспекцией справка о задолженности по состоянию на 31 декабря 2010 документально не подтверждена.
Апелляционная инстанция считает, что при принятии обжалуемого решения суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у общества информации о наличии задолженности, в связи с чем, правомерно указал, что заявитель представил заинтересованному лицу ликвидационный баланс с известными ему на тот момент сведениями.
В связи с этим отсутствуют основания полагать, что в представленном для регистрации ликвидационном балансе заявителем отражены недостоверные сведения
Учитывая вышеизложенное суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией противоречит положениям ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 года N 129-ФЗ, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него обязанности, в связи с чем обоснованно признано судом первой инстанции незаконным.
Поскольку оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией признано незаконным, являются правомерными и соответствующие положениям п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ выводы суда первой инстанции об обязании инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда произвести государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица открытого акционерного общества "НАФТА-ЛК" в связи с его ликвидацией и выдать соответствующее свидетельство.
Арбитражный суд Волгоградской области удовлетворил требование ОАО "НАФТ-ЛК" и взыскал с инспекции судебные расходы в сумме 15 000 руб., связанные с рассмотрением дела N А12-2532/2011.
Удовлетворяя заявление о взыскании судебных расходов в сумме 15 000 руб., суд первой инстанции исходил из того, что понесенные судебные расходы документально подтверждены и связаны с рассмотрением настоящего дела в суде.
С выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции соглашается.
В соответствии со ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся расходы по оплате услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в суде. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (пункт 2 статьи 110 АПК РФ).
25 января 2011 года между ОАО "НАФТА-ЛК", в лице ликвидатора Кондратьева С.В. и ООО "Бизнес-Партнер" заключен договор на оказание юридических услуг.
Согласно п. 1.2 договора заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанность оказать услуги по обжалованию ненормативного правового акта, вынесенного ИФНС России по Центральному району г. Волгограда в отношении ОАО "НАФТА-ЛК".
Пунктом 3.1. предусмотрено, что размер вознаграждения исполнителя за выполненную работу составляет 15 000 руб.
Из материалов дела следует, что ОАО "НАФТ-ЛК" в подтверждение фактически произведенных им затрат предоставлены следующие документы: договор N 3 на оказание юридических услуг от 25 января 2011, квитанцию к приходному кассовому ордеру N 3 от 04.02.2011 г., квитанция к приходному кассовому ордеру на сумму 15 000 руб.
Арбитражный суд Волгоградской области, оценив вышеперечисленные документы, пришел к выводу о доказанности обществом факта несения расходов в размере 15 000 руб.
Суд апелляционной инстанции находит верными выводы суда первой инстанции в части взыскания судебных расходов.
Согласно правоприменительной практике Европейского суда по правам человека заявитель имеет право на компенсацию судебных расходов и издержек, если докажет, что они были понесены в действительности и по необходимости и являются разумными по количеству. Европейский суд исходит из того, что если дело велось через представителя, то предполагается, что у стороны в связи с этим возникли определенные расходы, и указанные расходы должны компенсироваться за счёт проигравшей стороны в разумных пределах.
При этом чрезмерность расходов должна доказывать противная сторона. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 декабря 2004 г. N 454-О указал, что суд не вправе произвольно уменьшать сумму подлежащих взысканию расходов на юридическую помощь, если другая сторона не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Ответчик не представил суду доказательств чрезмерности понесенных ОАО "НАФТА - ЛК" расходов.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта. Решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Апелляционная жалоба инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 29 апреля 2011 года по делу N А12-2532/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (г. Волгоград) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Б. Александрова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-2532/2011
Истец: ООО "Нафта-ЛК"
Ответчик: ИФНС России по Центральному району г. Волгограда
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4303/11