г. Хабаровск
08 июля 2011 г. |
N 06АП-2434/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Волковой М.О., Иноземцева И. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грачевым В.А.
при участии в заседании:
от Муниципального учреждения здравоохранения "Ягоднинская центральная районная больница" администрации МО "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области": Янко Г.В., представитель по доверенности от 28.02.2011;
от Военного комиссариата Магаданской области: не явились;
от Министерства обороны Российской Федерации: не явились;
от Министерства финансов Российской Федерации: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Военного комиссариата Магаданской области
на решение от 03.05.2011
по делу N А37-182/2011
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Поповой С.И.
по иску Муниципального учреждения здравоохранения "Ягоднинская центральная районная больница" администрации МО "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области"
к Военному комиссариату Магаданской области, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации
о взыскании 43 609 руб. 48 коп.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Магаданской области обратилось Муниципальное учреждение здравоохранения "Ягоднинская центральная районная больница" администрации МО "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области" (далее по тексту - МУЗ "ЯЦРБ", истец, больница, ИНН 1024901350605, ОГРН 2084912012030) с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Военному комиссариату Магаданской области (далее по тексту - военный комиссариат, ИНН 4909034290, ОГРН 1034900022112), Министерству обороны Российской Федерации (далее по тексту - Минобороны РФ), Министерству Финансов Российской Федерации (далее по тексту - Минфин РФ) о взыскании 43 609 руб., в том числе 8 830 руб. 54 коп. задолженность за 2009 год (6 697 руб. 26 коп. заработная плата, 1833 руб. 28 коп. единый социальный налог), 34 778 руб. 94 коп. страховые взносы за 2010 год. по договору от 11.01.2010 N 1-2010-ВУиП о компенсации оплаты труда врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за выполненную работу по осуществлению первичного воинского учета и призыва на военную службу на территории муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области".
Решением от 03.05.2011 иск удовлетворен в отношении военного комиссариата, в иске к Министерству обороны Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации отказано.
Военный комиссариат обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу представитель истца просил решение оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Военным комиссариатом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Апелляционный суд ходатайство удовлетворил.
Минобороны РФ, Минфин РФ о времени и месте судебного разбирательства извещены в порядке, установленном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей для участия в заседании апелляционного суда не направили.
Заслушав представителя МУЗ "ЯЦРБ", исследовав доказательства, приобщенные к материалам дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, в декабре 2009 года врачи-специалисты и средний медицинский персонал МУЗ "ЯЦРБ" привлекались военным комиссариатом к работе по медицинскому освидетельствованию призывников. Согласно ведомости за декабрь 2009 года начислена заработная плата в общей сумме 6 997 руб. 26 коп., единый социальный налог в сумме 1833 руб. 28 коп.
11.01.2010 между МУЗ "ЯЦРБ" (исполнитель) и военным комиссариатом (заказчик) заключен договор N 1-2010-ВУиП о компенсации оплаты труда врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, за выполненную работу по осуществлению первичного воинского учета и призыва на военную службу на территории муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области (далее по тексту - договор от 11.01.2010; т. 1 л.д. 9-10).
По условиям пункта 1.1 договора военный комиссариат (заказчик) поручает и компенсирует расходы по оплате труда, выплаченной врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за выполнение работ по осуществлению первичного воинского учета и призыва на военную службу, а МУЗ "ЯЦРБ" (исполнитель) принимает на себя обязательства по проведению и оплате работ по осуществлению первичного воинского учета и призыва на военную службу на территории муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области".
Согласно пункту 2.1 указанного договора исполнитель выполняет работы в соответствии со сроками, указанными в Федеральном законе от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Положении о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 719.
Заказчик компенсирует расходы по оплате труда (заработной плате), выплаченной врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, за выполнение работ по осуществлению призыва на военную службу на территории муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области", согласно выставленным в течение 30 дней счетам на основании табеля учета фактически отработанного времени (пункт 3.1 договора).
Срок действия договора установлен сторонами с 11.01.2010 по 31.12.2010, но не позже срока действия лицензии у исполнителя (пункт 5.1 договора).
Факт оказания истцом услуг, предусмотренных договором от 11.01.2010, подтверждается представленными в материалы дела табелями учета фактически отработанного времени, расчетами средней заработной платы специалистов во время проведения призыва граждан на военную службу и справками о среднем заработке лиц, оказывающих услуги по названному договору.
На основании указанных документов МУЗ "ЯЦРБ" выставило ответчику счета - фактуры за период с января 2010 по декабрь 2010 на сумму 167 523 руб. 01 коп.
Предъявленные к оплате счета-фактуры военным комиссариатом оплачены на сумму 132 744 руб. 07 коп.
Задолженность в размере 6 997 руб. 26 коп. за 2009 год ответчик признал в суде первой инстанции.
Из платежных поручений ответчика (т. 1 л.д. 97-99, 101 - 104, 106-, 108, 110, 112, 114, 116, 118) видно, что военный комиссариат выставленные истцом счета - фактуры оплачивал за минусом единого социального налога (далее по тексту - ЕСН).
Письмом от 25.10.2010 N ОФ/2031 (т. 3 л.д. 101) военный комиссариат отказал в оплате МУЗ "ЯЦРБ" расходов по ЕСН за спорный период.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения МУЗ "ЯЦРБ" в арбитражный суд.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность военного комиссариата по компенсации всех расходов истца, в том числе и ЕСН, предусмотрена действующим законодательством и пунктом 3.1 договора от 11.01.2010 N 1-2010-ВУиП, выплаты осуществляются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации, военным комиссариатом не доказана недостаточность выделенных средств из федерального бюджета на оплату среднего заработка врачам - специалистам и среднему медицинскому персоналу.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней военный комиссариат указывает, что взысканная судом оплата является компенсационной выплатой и не облагается ЕСН; ответчик не является страхователем, обязанным оплатить страховые взносы по отношению к привлекаемым работникам учреждений здравоохранения в рамках Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Податель жалобы признает сумму основного долга за декабрь 2009 года в размере 6 997 руб. 26 коп., указывает на то, что данная задолженность погашена после принятия судом первой инстанции решения, представил платежное поручение от 26.05.2011 N 60632.
Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 238 Налогового Кодекса Российской Федерации не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" глава 24 Налогового кодекса Российской Федерации утратила силу с 01.01.2010 года.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212 "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" не подлежат обложению страховыми взносами в том числе: все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
В статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
На основании статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту - Закон о воинской обязанности и военной службе) работники, участвующие в работе комиссии по медицинскому освидетельствованию призывников, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
При этом такие выплаты не зависят от трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в том числе от выполнения обязанностей и положений трудовых договоров, производятся не за счет средств работодателя, а за счет средств федерального бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.
В соответствии с пунктом 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона о воинской обязанности и военной службе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704) подлежат компенсации расходы организаций, связанные с выплатой среднего заработка лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в том числе гражданам, призванным на военные сборы, а также связанные с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией Закона о воинской обязанности и военной службе.
Дополнительных расходов, кроме выплаты медперсоналу заработной платы за период участия в призывной кампании, которые подлежали бы компенсации сверх тех, что предусмотрены названными правилами и фактически произведены комиссариатом в 2010 году, участие в ней для МУЗ "ЯЦРБ" не создает. Уплата единого социального налога, страховых выплат с фонда заработной платы дополнительным расходом не является, поскольку обязательна независимо от участия в деятельности военного комиссариата.
Таким образом, суммы среднего заработка, выплачиваемые организациями работникам, призванным на военные сборы, за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, поскольку они не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей и выплачиваются за счет средств федерального бюджета, в силу чего не облагались ЕСН в 2009 году и страховыми взносами в Фонд социального страхования в 2010 году.
Выводы суда первой инстанции о том, что расходы по ЕСН в 2009 году и страховым взносам в 2010 году подлежали оплате военным комиссариатом истцу, основаны на неправильном толковании норм права. Иск в сумме 36612 руб. 22 коп. не подлежал удовлетворению.
Правилами N 704 предусмотрено, что компенсация расходов на выплату среднего заработка осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
Из представленного в материалы дела военным комиссариатом письма от 26.04.2011 N ФО/485 (т. 3 л.д. 111) видно, что ответчиком подавалась заявка в Минобороны РФ о выделении бюджетных средств на мероприятия, связанные с призывом граждан на военную службу в 2009 году и на 2010 год, расходы на указанные мероприятия заложены в смету в размере 4 216 000 руб. на 2009 год и аналогичной сумме на 2010 год.
Лимиты бюджетных обязательств военному комиссариату были выделены в 2009 году в размере 10 347 500 руб. (с учетом других расходов), в 2010 году в размере 11 716 800 руб., что подтверждается бюджетными сметами (т. 3 л.д. 56-73).
Доказательства того, что указанных лимитов оказалось недостаточно для исполнения обязательств перед истцом, ответчик в материалы дела не представил, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска по отношению к Минобороны РФ и Минфину РФ.
Поскольку военный комиссариат признал задолженность перед истцом по компенсации среднего заработка медперсонала за декабрь 2009 года в размере 6 977 руб. 26 коп., она подтверждена материалами дела, и отсутствовали доказательства ее уплаты на момент рассмотрения дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о ее взыскании. Ссылки ответчика на платежное поручение от 26.05.2011 N 60632 не могут быть приняты апелляционным судом во внимание, поскольку задолженность оплачена истцу после принятия судом первой инстанции решения. Кроме того, представитель истца в судебном заседании пояснил, что перечисленные по названному платежному поручению 6 977 руб. 26 коп. были возвращены военному комиссариату.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 03 мая 2011 года по делу N А37-182/2011 изменить. Взыскать с Военного комиссариата Магаданской области, ОГРН 1034900022112, в пользу Муниципального учреждения здравоохранения "Ягоднинская центральная районная больница" администрации муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области", ОГРН 1024901350605, долг в сумме 6 997 руб. 26 коп. В удовлетворении остальной части иска отказать. В остальной части решение оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения "Ягоднинская центральная районная больница" администрации муниципального образования "Ягодинский муниципальный район Магаданской области", ОГРН 1024901350605, в пользу Военного комиссариата Магаданской области, ОГРН 1034900022112, государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-182/2011
Истец: МУЗ "Ягоднинская центральная районная больница"
Ответчик: Военный комиссариат Магаданской области, Министерство обороны РФ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2434/11