г. Санкт-Петербург
14 июля 2011 г. |
Дело N А56-2359/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Л.В. Зотеевой, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А. Алыбиной
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9136/2011) Управления ФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2011 по делу N А56-2359/2011 (судья Е.В. Синицына), принятое
по иску (заявлению) Управления ФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
к Арбитражному управляющему Белкину А.Г.
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от истца (заявителя): представителя А.Ю. Иванова (доверенность от 11.01.2011 N 00003)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен)
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Белкина Андрея Геннадьевича (далее - арбитражный управляющий, Белкин А.Г.) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Решением от 08.04.2011 суд отказал Управлению в удовлетворении заявленного требования на том основании, что при производстве по административному делу Управлением допущено процессуальное нарушение, арбитражный управляющий не был извещен о времени составления протокола об административном правонарушении, что является нарушением статьи 28.2 КоАП РФ. Одновременно суд установил наличие в действиях арбитражного управляющего состава инкриминируемого административного правонарушения.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить принятое по делу решение, привлечь арбитражного управляющего Белкина А.Г. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в пределах санкции, установленной данной статьей. Податель жалобы указывает, что Белкин А.Г. уклоняется от получения почтовой корреспонденции, поскольку почтовая корреспонденция, направляемая по адресу его регистрации: 188515, Ленинградская область, д.Кипень, Нарвское шоссе, д.35 общежитие, по личному заявлению Белкина А.Г. переправляется на а/я 131. 15.12.2010 в абонентский ящик 131 было опущено извещение о поступлении телеграммы N 24136 на имя Белкина А.Г., данное извещение получено Белкиным А.Г. после составления протокола об административном правонарушении от 13.01.2010 исключительно по его вине, поскольку он своевременно не явился за получением почтового уведомления. В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал.
Арбитражный управляющий, уведомленный надлежащим образом о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Выслушав подателя апелляционной жалобы, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2010 по делу А56-8563/2009 ИП Ланцетов А.В. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим назначен Белкин А.Г. (л.д.24-28).
Главным специалистом - экспертом отдела по контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций Управления Ивановым А.Ю. из материалов, поступивших 29.10.2010 от ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области, обнаружено достаточно данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в действиях арбитражного управляющего.
17.11.2010 Управлением вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении арбитражного управляющего.
13.01.2010 составлен протокол N 00014711 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ (л.д.15-23).
Из данного протокола следует, что Белкиным А.Г. допущены следующие нарушения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве):
- в нарушение требований пункта 1 статьи 128 Закона о банкротстве конкурсный управляющий Белкин А.Г. нарушил срок опубликования сведений о признании ИП Ланцетова А.В. банкротом и об открытии конкурсного производства;
- в нарушение пункта 5 статьи 28 Закона о банкротстве конкурсный управляющий Белкин А.Г. не указал в публикации N 78-0002200 от 03.07.2010 в газете "Коммерсантъ" о признании ИП Ланцетова А.В. банкротом, об открытии в отношении него конкурсного производства обязательные для опубликования сведения, а именно: адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика), установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве);
- в нарушение пункта 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий Белкин А.Г. не представлял собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и входе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца;
- в нарушение пункта 1 статьи 12 Закона о банкротстве конкурсный управляющий Белкин А.Г. не направлял в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области уведомление о предстоящем собрании кредиторов, назначенным на 22.10.2010, что лишило орган по контролю (надзору) права на участие в собрании кредиторов ИП Ланцетова А.В.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Белкина А.Г. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Вывод суда о наличии в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, является правомерным.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Пунктом 1 статьи 128 Закона о банкротстве предусмотрено, что опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
Согласно пункта 8 статьи 28 Закона о банкротстве в случае, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, сведения, подлежащие опубликованию, должны содержать:
наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета);
наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату принятия такого судебного акта и указание на наименование процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а также номер дела о банкротстве;
фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;
установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
иную информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами регулирующего органа.
В силу пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
Согласно пункта 1 статьи 13 Закона для целей настоящего Федерального закона надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов.
Факт нарушения арбитражным управляющим данных норм Закона о банкротстве подтверждается представленными доказательствами:
- копией решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2010 N А56-8563/2009, письмом ЗАО "Коммерсантъ. Издательский дом" от 23.11.2010 N БК661 с приложением заявки Белкина А.В., копии счета N БК 78-0002200, копии публикации от 03.07.2010 (л.д.30-34).
Данными доказательствами подтверждается, что сведения о признании ИП Ланцетов А.В. банкротом и об открытии конкурсного производства были опубликованы только 03.07.2010 - спустя 2 месяца после утверждения Белкина А.Г. конкурсным управляющим, что является нарушением пункта 1 статьи 128 Закона о банкротстве. Кроме того, в заявке от 21.06.2010 на опубликование сведений о признании должника банкротом, открытии в его отношении процедуры конкурсного производства отсутствуют необходимые сведения, предусмотренные пунктом 8 статьи 28 Закона о банкротстве.
Также представленными доказательствами подтверждается нарушение арбитражным управляющим требований пункта 1 статьи 143 Закона о банкротстве, а именно, арбитражный управляющий не представил собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца.
Кроме того, арбитражный управляющий не исполнил обязанность, установленную пунктом 1 статьи 12 Закона о банкротстве, а именно, не направил в орган по контролю (надзору) уведомление о предстоящем собрании кредиторов, назначенном на 22.10.2010, что лишило данный орган права на участие в собрании кредиторов ИП Ланцетов А.В.
Согласно уведомлению арбитражного управляющего от 07.10.2010 о проведении собрания кредиторов 22.10.2010 (л.д.35) данное уведомление адресовано только в ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области.
Из заявления ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области от 29.10.2010 следует, что с момента открытия конкурсного производства конкурсным управляющим не проведено ни одно собрание кредитов, отчет о деятельности арбитражным управляющим не представлен (л.д.76-77).
Таким образом, факт нарушения арбитражным управляющим Белкиным А.Г. требований Закона о банкротстве и наличие оснований для привлечения его к административной ответственности подтверждаются материалами дела.
Суд апелляционной инстанции полагает, что вывод суда первой инстанции о допущенном Управлением процессуальном нарушении является обоснованным.
Порядок составления протокола об административном правонарушении предусмотрен статьей 28.2 КоАП РФ.
Частью 3 данной нормы предусмотрено, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Материалами дела не подтверждается, что данные процессуальные нормы были соблюдены при производстве по административному делу.
Протокол об административном правонарушении составлен 13.01.2010 в отсутствие арбитражного управляющего и данных о его надлежащем извещении о времени совершения данного процессуального действия.
Согласно разъяснению, изложенному в пункте 10 Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Из материалов дела следует, что уведомление о времени составления протокола об административном правонарушении было направлено по адресу регистрации арбитражного управляющего 15.12.2010. Согласно письму начальника Санкт-Петербургского Почтамта от 21.03.2011, адресованного Управлению, данная телеграмма 15.12.2010 по личному заявлению Белкина А.Г. была дослана 15.12.2010 для доставки по адресу: Санкт-Петербург, а/я 131, 17.01.2011 телеграмма была вручена Белкину лично (л.д.63).
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении административный орган не располагал сведениями о надлежащем извещении арбитражного управляющего о времени составления протокола об административном правонарушении.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что Белкин А.Г. уклонялся от получения почтовых уведомлений, подлежит отклонению как необоснованный.
Материалами дела подтверждается, что почтовое уведомление о времени составления протокола было получено арбитражным управляющим, однако на момент получения уведомления протокол уже фактически был составлен.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ в редакции, действовавшей на дату составления протокола об административном правонарушении, был предусмотрен годичный срок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).
С учетом установленного срока привлечения к административной ответственности за инкриминируемое правонарушение административный орган располагал возможностью для составления протокола с учетом всех процедурных требований.
Пунктом 17 Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что положения ст. 28.2 Кодекса, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В частности, в протоколе отражаются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения; при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе; указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.
Таким образом, согласно требованию статьи 28.2 Кодекса орган, составляя протокол об административном правонарушении, обязан обеспечить лицу, привлекаемому к ответственности, возможность участвовать при его составлении.
Поскольку процессуальные требования при составлении протокола об административном правонарушении Управлением соблюдены не были, суд первой инстанции правомерно отказал Управлению в удовлетворении заявления о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.
Принятое по делу решение соответствует нормам материального и процессуального права, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы административного органа отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 апреля 2011 года по делу N А56-2359/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2359/2011
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
Ответчик: Арбитражный управляющий Белкин А. Г.
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9136/11