"05" июля 2011 г. |
Дело N г. Красноярск |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" июля 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Споткай Л.Е.,
судей: Бабенко А.Н., Магда О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от истца общества с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "Сибиряк": Абрамидзе А.С.- представителя по доверенности от 29.07.2009 N 24955;
от ответчика общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс": Дудник А.В. - представителя по доверенности от 16.02.2011 N 181/11,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "14" декабря 2010 года по делу N А33-13978/2010, принятое судьей Трубачевым И.Г.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "Сибиряк" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" о признании недействительными в силу ничтожности пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.3.1, 3.3.2, 4.3.5 договора (акцепт) N 507-10 от 04.08.2010 о подключении строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения водоснабжения и водоотведения, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "Сибиряк" и обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" в части установления для общества с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "Сибиряк" обязанности по внесению платы за подключение жилого дома N 2 (ЛОТ2) со встроенным нежилым помещением и инженерным обеспечением, по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 7 мкр. жилого района "Покровский" (строительный адрес), к сетям инженерно-технического обеспечения.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 декабря 2010 года иск удовлетворен:
- недействительными в силу ничтожности признаны пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.3.1, 3.3.2, 4.3.5 договора (акцепт) N 507-10 от 04.08.2010 о подключении строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения водоснабжения и водоотведения, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "Сибиряк" и обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" в части установления для общества с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "Сибиряк" обязанности по внесению платы за подключение жилого дома N 2 (ЛОТ2) со встроенным нежилым помещением и инженерным обеспечением, по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 7 мкр. жилого района "Покровский" (строительный адрес), к сетям инженерно-технического обеспечения;
- с общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", г. Красноярск, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "Сибиряк", г. Красноярск взыскано 4 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что необходимость в проведении работ по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения или проведении мероприятий по увеличению мощности для присоединения объекта, обусловлена техническим заданием на разработку инвестиционной программы ООО "КрасКом" по развитию объектов, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения города Красноярска, а также инвестиционной программой ООО "КрасКом" по развитию объектов, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения города Красноярска на 2007-2012 гг. Условия договора N 507-10 от 04.08.2010, касающиеся установления для ООО "УК "Сибиряк" платы за подключение считает соответствующими требованиям Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360.
Истец решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу:
- договор аренды земельного участка N 3006 от 21.12.2006 и протокол о результатах торгов (аукциона) от 05.03.2007, на которые ссылался ответчик, не относятся к предмету спора;
- у застройщика отсутствует обязанность создания объектов инженерной инфраструктуры за пределами границ отведенного земельного участка;
- в отсутствие необходимости создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения, строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается согласно Правилам N 83. В случае отсутствия утвержденной инвестиционной программы, подключение объектов капитального строительства осуществляется на основании технических условий без взимания платы за подключение;
- из содержания правил N 360, следует, что плата за подключение объектов капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения взимается в случае необходимости увеличения мощности и (или) пропускной способности сети.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные письменно.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
Согласно протоколу о результатах торгов (аукциона) от 05.03.2007, истцу продано право на заключение договора аренды земельного участка площадью 111 065 кв.м. по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 6 мкр. жилого массива Покровский по ул. Водянникова - ул. 4-я Дальневосточная, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
21.12.2006 между истцом (арендатор) и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) на основании протокола N 3/Лот N 1 заседания комиссии по проведению торгов, пункта 27 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации, подписан договор аренды земельного участка N3006 (далее - договор аренды), согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор, приобретший право на заключение настоящего договора на торгах, проводимых 18.12.2006, принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 24:50:03 00 305:0076, с категорией земель - земли поселений, общей площадью 164 362 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 7-й мкрн. жилого района Покровского по ул. Водянникова - ул.4-й Дальневосточной (далее - участок), предназначенный для его комплексного освоения в целях жилищного строительства с объектами социального, культурно-бытового и коммунального обслуживания, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью (приложение N1). Земельный участок передается по акту приема-передачи, который является неотъемлемой частью договора (приложение N2). Срок аренды участка устанавливается с 18.12.2006 по,17.12.2011 (5 лет) и вступает в силу с момента государственной регистрации договора в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Истцом 29.10.2009 получено разрешение на строительство многоэтажного жилого дома N 2 (лот 2) со встроенным нежилым помещением и инженерным обеспечением по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 7-й мкрн. жилого района Покровского по ул. Водянникова - ул.4-ая Дальневосточная.
06.08.2010 Администрация города Красноярска выдала истцу разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 06.08.2010 N 01/6198-дг - указанного многоэтажного жилого дома.
23.05.2008 ответчик сообщил истцу технические условия N 02551 для проектирования водопроводно-канализационных сетей многоэтажной жилой застройки с объектами соцкультбыта проектируемой в 7 мкрн. жилого района "Покровский" с нагрузкой по водоснабжению 979,7 куб.м./сутки и водоотведению 979,8 куб.м./сутки.
В письмах от 18.08.2008 N 4235, от 13.11.2008 N 6016, от 24.12.2008 N 7016, от 19.02.2009 N 882, от 09.11.2009 N 6992, ответчик сообщал истцу о внесении изменений в технические условия N 02551 от 23.05.2008, в том числе по запросам истца от 01.12.2008 N 4260, от 01.12.2008 N 4260, от 06.10.2009 N 3257, от 21.07.2008 N 1845, от 29.09.2008 N 3463. В письме от 15.10.2008 N 5410 сообщил истцу о том, что технические условия N 02551 от 23.05.2008 считать выданными на водоснабжение и канализирование с нагрузкой 3178,93 куб.м./сутки.
По договору на создание проектной продукции от 26.06.2007 N 24-07 в редакции протоколов разногласий от 24.07.2007, от 17.07.2007, от 24.07.2007 и дополнительного соглашения от 20.10.2009 N 24-07/6, истец (заказчик) поручил открытому акционерному обществу "Территориальный градостроительный институт "Красноярскгражданпроект" (подрядчик) выполнить по заданию истца проектирование тепловых сетей, контрольно-регулировочного пункта, водопровода и канализации, сетей электроснабжения на стадии "П" и "Р" по объекту: 7 мкрн. жилого района "Покровский" в г. Красноярске, магистральные инженерные сети, а также разработку привязки повысительной насосной станции. На выполнение работ по данному договору сторонами согласованы и утверждены сметы N N 1-8, 15 (приложения NN1-8, 21 к договору), календарный план работ (приложения NN9, 22 к договору). Выполненные открытым акционерным обществом "Территориальный градостроительный институт "Красноярскгражданпроект" работы приняты истцом по актам сдачи-приемки проектной продукции NN 500/12, 9/1, 285/6, 352/7.
Из заключений комиссии о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта: наружных сетей водопровода и сооружений на них от 06.10.2009 N 614, от 06.10.2009 N 616, от 01.02.2010 N 693, от 05.08.2010 N 734, следует, что комиссией в составе представителей истца, ответчика, проектной, генподрядной и субподрядной организаций установлено, что истец на основе разработанной проектно-сметной документации построил внеплощадочные сети водопровода и канализации в 7 мкрн. жилого района "Покровский".
Между истцом (заказчик) и ответчиком (исполнитель) подписан договор (акцепт) N 507-10 от 04.08.2010 о подключении строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения водоснабжения и водоотведения (далее - договор N 507-10), являющийся акцептом исполнителя на принятую оферту заказчика (вх. N 433/3163) от 03.08.2010, в соответствии с которым исполнитель, согласно выданным им техническим условиям на подключение объекта заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения, обязуется:
- выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта заказчика - жилого дома N 2 (ЛОТ2) со встроенным нежилым помещением и инженерным обеспечением, г. Красноярск, Центральный район, 7 мкрн. жилого района "Покровский" (согласно разрешению на строительство N 01/6114 дг от 29.11.2009) к эксплуатации исполнителем сетям инженерно-технического обеспечения, включая создание новых объектов;
- подключить объект заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения в течение срока действия договора при условии, что оферта заказчика была направлена исполнителю не менее чем за 180 календарных дней до предполагаемой даты (10.08.2010) подключения объекта заказчика при условии выполнения заказчиком раздела 3 и пункта 4.3 договора;
- обеспечить размер нагрузки по водоснабжению и/или водоотведению, потребляемого объектом заказчика в точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в месте положения точек подключения на границах земельного участка, в соответствии с условиями подключения внутриплощадочных сетей и оборудования заказчика при выполнении последним пункта 2.2 договора, а заказчик обязуется подготовить объект к подключению и оплатить исполнителю цену по договору в порядке и сроки, в соответствии с разделом 3 договора;
- точка (точки) подключения определяется исполнителем в предоставляемых заказчику условиях на подключение объекта.
Договор заключен в целях исполнения Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановления Красноярского городского Совета депутатов от 11.05.2007 N В-85П "Об утверждении инвестиционной программы "ООО "КрасКом" по развитию объектов, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения города Красноярска на 2007-2009 годы", договора N 267-24 о реализации инвестиционной программы ООО "КрасКом" по развитию объектов используемых в сфере водоснабжения и водоотведения города Красноярска на 2007-2009 годы от 23.10.2008.
В силу пункта 4.3.5 договора N 507-10, заказчик обязался вносить плату за подключение объекта заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения в размере и порядке, в соответствии с разделом 3 договора.
Пунктом 3.1 договора N 507-10 установлено, что плата за подключение объекта заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения определяется как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) заказчика и тарифа на подключение. Расчет платы за подключение приведен в приложении N 1 к договору.
Согласно пункту 3.2 договора N 507-10, плата за подключение подлежит увеличению на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 "Об утверждении правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры" в случае выявления дополнительных мероприятий по развитию сетей инженерно-технического обеспечения, отсутствующих в утвержденной инвестиционной программе, но необходимых для подключения объекта в точке подключения, исходя из сметной стоимости расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения объекта заказчика в точке подключения с учетом налога на прибыль и НДС. Расчет увеличения платы за подключение на сумму стоимости создания (реконструкции) сети инженерно-технического обеспечения для подключения объекта заказчика в точке подключения к сети инженерно-технического обеспечения с учетом налога на прибыль и НДС приведен в приложении N2 к договору.
Цена по договору, определяемая в соответствии с пунктом 3.1 или пунктом 3.2 договора, уплачивается заказчиком в следующем порядке (пункт 3.3 договора N 507-10):
- плата за подключение объекта заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения по приложению N 1 в размере 70% производится заказчиком в течение 30 календарных дней с момента подписания договора, оставшиеся 30% оплачиваются заказчиком в течение 180 календарных дней с момента подписания договора, но не позднее даты подключения объекта (пункт 3.3.1 договора);
- плата за подключение объекта заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения по приложению N 2 производится заказчиком в размере, форме оплаты, порядке и в сроки, установленные приложением N 2 (пункт 3.3.2 договора).
В приложении N 1 к договору N 507-10 стороны согласовали плату за подключение к инженерным сетям в размере 1 914 403 руб. 68 коп.
К оплате по договору N 507-10 ответчиком выставлен счет от 05.08.2010 N 811 на сумму 1 914 403 руб. 68 коп.
Платежным поручением от 11.08.2010 N 1281 истец перечислил ответчику 1 914 403 руб. 68 коп. по счету от 05.08.2010 N 811.
Истцом и ответчиком подписан акт о подключении объекта капитального строительства (реконструкции) к сетям инженерно-технического обеспечения от 11.08.2010, согласно которому исполнитель, в соответствии с пунктом 4.1 договора N 507-10, надлежащим образом и в согласованные сторонами сроки выполнил принятые на себя обязательства и в соответствии с пунктом 2.1 договора в согласованные сторонами сроки подключил объект заказчика (жилой дом N 2 со встроенным нежилым помещением и инженерным обеспечением по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 7 мкрн. жилого района "Покровский") к сетям инженерно-технического обеспечения. Заказчик, согласно пункту 3.3.1 договора N 507-10, в установленном договором порядке, размере и сроки исполнил обязательство по внесению платы за подключение объекта заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения в размере 1 914 403 руб. 68 коп.
На запрос истца от 19.10.2010 N 3068 ответчик пояснил, что VII мкр. жилого района "Покровский" запитан от водовода Ду600, подающего воду с водозабора о. Татышев, в результате аварийного отключения по линии Горэлектросети произошла остановка насосных агрегатов на насосной станции П-го подъема, в связи с чем наблюдалось временное прекращение подачи воды в VII мкр. "Покровский" (от 25.10.2010 N 6216).
Согласно письму ответчика от 15.11.2010 N 6681 на запрос истца от 19.10.2010 N 3068, в период отключения холодного водоснабжения, производимого в Советском районе г. Красноярска, по линии ОАО "МРСК-Сибири" произошло аварийное отключение насосных агрегатов насосной станций II подъема водозабора о. Татышев, мощностей водозабора "Гремячий Лог" не хватило для подачи воды к VII мкр. района "Покровский", что привело к прекращению водоснабжения VII мкр. района "Покровский".
При изложенных обстоятельствах истец обратился с настоящим иском к ответчику о признании недействительными в силу ничтожности пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.3.1, 3.3.2, 4.3.5 договора (акцепт) N 507-10 от 04.08.2010 о подключении строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения водоснабжения и водоотведения, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "Сибиряк" и обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" в части установления для общества с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "Сибиряк" обязанности по внесению платы за подключение жилого дома N 2 (ЛОТ2) со встроенным нежилым помещением и инженерным обеспечением, по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 7 мкр. жилого района "Покровский" (строительный адрес), к сетям инженерно-технического обеспечения.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьями 64, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, в том числе из договоров и иных сделок.
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В статьях 421 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать императивным нормам, действующим в момент его заключения.
Согласно части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В соответствии с частью 8 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.
Статьей 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон о тарифах) к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено утверждение правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении ими публичных договоров, заключаемых при подключении к системам коммунальной инфраструктуры.
На основании части 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Закона о тарифах Постановлением Правительства от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила определения техусловий) и Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (далее - Правила о подключении), а также Постановлением Правительства от 09.06.2007 N 360 утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (далее - Правила N360).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 360 договор о подключении является публичным договором и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных данными Правилами.
Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в целях комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, к которым относятся, в том числе и сети инженерно-технического обеспечения, предусмотрел возможность разработки и утверждения органами местного самоуправления инвестиционных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, а также порядок их финансирования.
Согласно статье 10 данного закона финансовые потребности организаций коммунального комплекса, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций, в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей данного муниципального образования, а также за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Исходя из положений пунктов 4-7, 9 Правил определения технических условий, либо при предоставлении земельного участка для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, либо после завершения строительства, но до ввода объекта в эксплуатацию, орган местного самоуправления бесплатно выдает заинтересованному лицу технические условия, в соответствии с которыми и будет проходить подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
При этом пунктом 13 указанных правил возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения существует, если в сетях есть резерв пропускной способности, обеспечивающий передачу необходимого объема ресурса и резерв мощности по производству соответствующего ресурса. Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. В связи с этим при наличии утвержденной инвестиционной программы организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не вправе отказать заявителю в выдаче технических условий для подключения и в дальнейшем обязана фактически подключить этот объект к сетям, если заявителем соблюдены все условия подключения.
Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании публичного договора о подключении, процедурные и иные особенности заключения которого установлены Правилами о подключении.
Между истцом (заказчик) и ответчиком (исполнитель) заключен договор (акцепт) N 507-10 от 04.08.2010 о подключении строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 4.3.5 договора N 507-10 установлена обязанность заказчика вносить плату за подключение объекта заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения в размере и порядке, в соответствии с разделом 3 договора.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о тарифах плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта. Аналогичное по своему содержанию определение платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения дается в пункте 11 статьи 2 данного закона, где также указывается, что плата подлежит взысканию только в случае, если строительство (реконструкция) объекта капитального строительства повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки.
О возмездности оказываемых услуг по подключению говорят также пункты 11, 17 Правил определения техусловий, а также пункты 12-14 Правил N 360, исходя из содержания которых можно прийти к выводу, что подключение может осуществляться как платной, так и на бесплатной основе. В случае, если подключение является платным, размер платы за подключение и порядок ее внесения является существенным условием договора о подключении.
Вместе с тем плата за работы по присоединению внутриплощадочных или внутридомовых сетей построенного (реконструируемого) объекта капитального строительства в точке подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в состав платы за подключение не включается. Указанные работы могут осуществляться на основании отдельного договора, заключаемого заказчиком и исполнителем, либо в договоре о подключении должно быть определено, на какую из сторон возлагается обязанность по их выполнению. В случае если выполнение этих работ возложено на исполнителя, размер платы за эти работы определяется соглашением сторон (пункт 15 Правил N 360).
В пункте 11 Правил определения техусловий, определено, что, если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
Пунктом 14 Правил N 360 установлены условия определения размера платы за подключение. Согласно подпункту 1 пункта 14 Правил N 360, если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение.
Таким образом, для взимания платы за подключения необходимо установить в совокупности следующие обстоятельства (подпункт 1 пункта 14 Правил N 360):
- применительно к той или иной системе инфраструктуры (в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения или очистки сточных вод) существует утвержденная в установленном порядке инвестиционная программа организаций коммунального комплекса (исполнителя) по финансированию строительства и модернизации этой системы;
- в эту инвестиционную программу включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства заявителя (заказчика);
- органом местного самоуправления установлен тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства. При этом в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов.
Из подпункта 3 пункта 14 Правил N 360 следует, что плата за подключение не взимается в случае, если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает необходимость внесения платы за подключение в том случае, если для подключения объекта к сетям коммунальной инфраструктуры требуется создание или реконструкция таких сетей.
Следовательно, если в имеющейся инвестиционной программе отсутствуют мероприятия, связанные с созданием (реконструкцией) сетей инженерно-технического обеспечения либо увеличением мощности и (или) пропускной способности сети, к которой будет подключаться объект капитального строительства или инвестиционная программа при наличии данных положений не относится к тому участку сети, к которой будет подключаться объект капитального строительства заявителя, то плата за подключение может быть взыскана только при наличии условий, установленных подпунктом 2 пункта 14 Правил N 360, в противном случае подключение происходит без взимания платы по подпункту 3 пункта 14 данных Правил.
Согласно инвестиционной программе ООО "КрасКом" по развитию объектов, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения города Красноярска, на 2007 - 2012 годы, утвержденной постановлением Красноярского городского совета депутатов от 11.05.2007 N В-85П (далее - Программа), водоснабжение Советского и части Центрального районов, в которых находятся жилые районы (вновь создаваемые (реконструируемые) объекты недвижимости левого берега города Красноярска в таких жилых районах, как Северный, Аэропорт, Озерный, Солонцы, Афганец, Нанжуль, СВЭМ, Ботанический, Ястынское поле и другие, имеющие закрытые схемы горячего водоснабжения с использованием холодной воды питьевого качества на нужды горячего водоснабжения с использованием холодной воды питьевого качества на нужды горячего водоснабжения, требуют дополнительных объемов подаваемой холодной воды в количестве порядка 30 - 40 тыс. куб. метров в сутки) осуществляется от водозаборов "о. Татышев" и "Гремячий Лог". Фактическая производительность водозабора "о. Татышев" достигла проектной величины 140 тыс. куб. м/сутки. Дополнительные объемы воды можно получить от руслового водозабора "Гремячий Лог" в случае завершения строительства второй очереди цеха фильтровально-очистных сооружений с увеличением производительности с 80 до 160 тыс. куб. м/сутки. Согласно Программе, в мероприятия включено завершение строительства второй очереди цеха фильтровально-очистных сооружений руслового водозабора "Гремячий Лог" с увеличением производительности с 80 до 160 тыс. куб.м/сутки.
Из инвестиционной программы не следует, что ответчику необходимо проводить какие-либо работы по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо мероприятия по увеличению мощности для присоединения объекта истца.
Подпунктом 2 пункта 14 Правил N 360 установлена возможность определения размера платы за подключение по соглашению сторон исходя из расходов по созданию сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства.
В целях обоснования платы исполнитель должен представить либо доказательства того, что им произведены расходы по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта (как того требует подпункт 2 пункта 14 Правил N 360), либо доказательства того, что для подключения к сетям недостаточно тех мощностей и (или) пропускной способности сети, которые имеются до подключения объекта заказчика.
Ответчик ссылается на то, что водоснабжение жилого дома N 2 (ЛОТ2) со встроенным нежилым помещением и инженерным обеспечением, г. Красноярск, Центральный район, 7 мкрн. жилого района "Покровский", осуществляется от водозаборов "о. Татышев" и "Гремячий лог". Вместе с тем ответчиком не представлено доказательств того, что перечисленные в Инвестиционной программе ответчика мероприятия по увеличению производительности водозабора "Гремячий лог" (строительство второй очереди цеха фильтровально-очистных сооружений) необходимы для подключения указанного жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения и без их проведения это невозможно, отсутствуют.
Подписание сторонами акта о присоединении является заключительным этапом присоединения объекта к сетям согласно Правилам определения техусловий.
Согласно акту от 11.08.2010, в соответствии с пунктом 2.1 договора N 507-10, указанный объект истца был подключен к сетям инженерно-технического обеспечения, что свидетельствует о фактической и технической возможности присоединения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, без проведения мероприятий, перечисленных в инвестиционной программе ответчика.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 360 заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры исполнитель обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) систем коммунальной инфраструктуры до точек подключения на границе земельного участка, а также по подготовке сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства. Под подготовкой системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства понимается выполнение исполнителем мероприятий по увеличению их мощности и (или) пропускной способности, включая создание новых объектов, а в случае необходимости обеспечение осуществления таких мероприятий иными организациями коммунального комплекса, эксплуатирующими технологически связанные сети соответствующего вида (пункт 4 Правил N 360).
Следовательно, истец обязан выполнить работы по строительству инженерных сетей лишь в границах земельного участка и уплатить плату за подключение на границе арендуемого земельного участка.
Возложение в технических условиях на заказчика обязанности по выполнению работ на участке водопровода (расположенного за пределами выделенного под строительство земельного участка) противоречит Правилам заключения и исполнения публичных договоров о подключении к сетям коммунальной инфраструктуры.
Между тем, согласно техническим условиям от 23.05.2008 N 025551, выданным ответчиком (в редакции изменений от 18.08.2008 N 4235, от 13.11.2008 N 6016, от 24.12.2008 N 7016, от 19.02.2009 N 882, от 09.11.2009 N 6992, от 15.10.2008 N 5410) и в соответствии с заключениями комиссии от 06.10.2009 N 614, от 06.10.2009 N 616, от 01.02.2010 N 693, от 05.08.2010 N 734, истец на основе разработанной проектно-сметной документации построил внеплощадочные сети водопровода и канализации в 7 мкрн. жилого района "Покровский".
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сделал обоснованный вывод о том, что условия договора N 507-10, устанавливающие обязанности для истца по внесению платы за подключение жилого дома N 2 (ЛОТ2) со встроенным нежилым помещением и инженерным обеспечением, по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 7 мкрн. жилого района "Покровский", к сетям инженерно-технического обеспечения, в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются ничтожными, как не соответствующие требованиям статей 422, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 12, Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 г..N 214-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2007 г.. N 360, и пункта 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83.
С учетом изложенного довод апелляционной жалобы о правомерности включения в договор договора N 507-10 от 04.08.2010 условия, касающегося установления для ООО "УК "Сибиряк" платы за подключение, противоречит законодательству и подлежит отклонению.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что необходимость в проведении работ по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения или проведении мероприятий по увеличению мощности для присоединения объекта, обусловлена техническим заданием на разработку инвестиционной программы ООО "КрасКом" по развитию объектов, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения города Красноярска, а также инвестиционной программой ООО "КрасКом" по развитию объектов, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения города Красноярска на 2007-2012 гг. подлежат отклонению, так опровергается материалами дела.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, оценив обстоятельства дела, пришел к выводу, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о признании недействительными в силу ничтожности пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.3.1, 3.3.2, 4.3.5 договора (акцепт) N 507-10 от 04.08.2010 о подключении строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения водоснабжения и водоотведения, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "Сибиряк" и обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" в части установления для общества с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "Сибиряк" обязанности по внесению платы за подключение жилого дома N 2 (ЛОТ2) со встроенным нежилым помещением и инженерным обеспечением, по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 7 мкр. жилого района "Покровский" (строительный адрес), к сетям инженерно-технического обеспечения.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Судебный акт является законным и обоснованным, и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "14" декабря 2010 года по делу N А33-13978/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-13978/2010
Истец: ООО "Управляющая строительная компания "Сибиряк"
Ответчик: ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс"
Третье лицо: МИФНС N 23 по КК
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2148/11