Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 мая 2007 г. N КА-А40/3362-07
(извлечение)
ООО "Ар-Эл-Джи" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением (по уточненным требованиям) к Инспекции ФНС России N 4 по г. Москве (далее - Налоговой инспекции) о признании незаконным решения от 28.07.06 г. N 179 в части отказа в принятии к вычету НДС в размере 48 269989 руб. 44 коп. и об обязании возместить из федерального бюджета путем возврата 41077209 руб. НДС за 4-й квартал 2002 г.
Решением от 30.10.06 г. Арбитражный суд г. Москвы заявленные ООО "Ар-Эл-Джи" требования удовлетворил.
Постановлением от 17.01.07 г. Девятого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
При этом судебные инстанции исходили из признания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения решения налоговым органом в оспариваемой части, необоснованными и признания права заявителя на возмещение налога в заявленной сумме путем возврата.
Законность принятых решения и постановления судов проверяется в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с кассационной жалобой Налоговой инспекции, в которой ставится вопрос об их отмене в связи с не соответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В обоснование чего приводятся доводы о том, что представленные по требованию Налоговой инспекции заявителем отчеты из ГТК РФ и Федеральной таможенной службы не содержат информации об уплате НДС за спорный период, а отчет таможенного органа об использовании авансовых платежей не представлен и в суд. Также налоговый орган приводит довод о том, что платежные поручения не подтверждают оплату по счетам-фактурам, поскольку в нарушение п.п. "з" п. 2.10 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации в графе "назначение платежа" отсутствует (не выделена) сумма НДС.
Кроме того, налоговый орган обжалует вывод суда об отсутствии у заявителя недоимки, полагая, что этот вывод сделан без исследования фактических обстоятельств дела, поскольку на момент принятия решения судом сверка расчетов с бюджетом не была завершена, а согласно акту сверки по состоянию на 28.11.06 г. у заявителя имеется недоимка по НДС в размере 22868920 руб..
В судебном заседании представитель Налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представители ООО "Ар-Эл-Джи" приводили возражения относительно них по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах и отзыве на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу и обжалуемых судебных актов.
Судом установлено, что по результатам камеральной проверки представленной ООО "Ар-Эл-Джи" уточненной налоговой - декларации по налогу на добавленную стоимость за 4-ый квартал 2002 г., документов, предусмотренных ст. 172 Налогового кодекса РФ, Налоговая инспекция отказала в применении налогового вычета по НДС в размере 48269989 руб. 44 коп., уплаченного при ввозе товара, а также поставщикам товаров (работ, услуг).
Суд установил обстоятельства, которые послужили основанием для вынесения решения налоговым органом в оспариваемой части, проверил законность выводов налогового органа и признал их необоснованными, не соответствующими положениям законодательства о налогах и сборах, регулирующим спорное правоотношение.
Суд кассационной инстанции считает, что судебными инстанциями при рассмотрении спора правильно в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ определен предмет доказывания по делу, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделан правильный вывод по делу.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом проверки судебных инстанций, эти доводы аналогичны доводам оспариваемого решения налогового органа, отзыва на заявление, апелляционной жалобы, были рассмотрены судебными инстанциями и им дана правильная правовая оценка.
Так, проверяя довод Налоговой инспекции относительно отчетов из ГТК РФ и Федеральной таможенной службы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что представленными документами заявитель подтвердил ввоз товара и уплату НДС в составе таможенных платежей.
Исходя из статьи 146 Кодекса к объектам обложения налогом на добавленную стоимость относятся, в частности, операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Статьей 143 Кодекса предусмотрено, что при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации налог на добавленную стоимость уплачивают лица, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 пункта 1 статьи 318 Таможенного кодекса Российской Федерации в состав таможенных платежей входит налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Порядок предъявления налога на добавленную стоимость к вычету, в том числе уплаченного при ввозе оборудования на таможенную территорию Российской Федерации, определен в статье 172 Кодекса, согласно которой налоговые вычеты, установленные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
Фактическая уплата налога на добавленную стоимость в составе таможенных платежей и постановка приобретенного товара на учет подтверждаются материалами дела и не отрицаются Налоговой инспекцией.
Кроме того, судом обоснованно учтено, что письмом от 27.01.06 г. N 16-14/761 Центральная акцизная таможня сообщила, что предоставить запрашиваемую информацию не представляется возможным, поскольку в соответствии с Приказом ГТК России от 24.05.04 г. N 602 "О распределении листов ГТД и сроках хранения таможенных деклараций" хранение укомплектованных таможенных деклараций в архиве таможни осуществляется в течение трех календарных лет.
Правомерен и вывод суда о том, что в спорном периоде (4-ый квартал 2002 г.) у таможенного органа отсутствовала обязанность по предоставлению отчета о расходовании денежных средств, поскольку действующее законодательство не возлагало на него такой обязанности, а Таможенный кодекс РФ, вступивший в действие с 01.01.04 г., не распространил такую обязанность на ранее возникшие правоотношения.
Таким образом, оснований полгать обсуждаемый довод кассационной жалобы обоснованным не имеется.
Не может служить основанием для отмены судебных актов и довод кассационной жалобы относительно выделения суммы НДС в графе "назначение платежа".
Судом установлено, что в счетах-фактурах, выставленных продавцами, сумма НДС выделана отдельной строй, однако в спорных платежных поручениях эта сумма, действительно, не выделена.
Судом установлен факт соответствия оплаты товара суммам выставленных счетов-фактур, где НДС выделен.
Изложенные обстоятельства позволили суду прийти к обоснованному выводу о том, что заявителем подтвержден факт оплаты товара с учетом НДС.
Правильно учтены судом результаты встречных проверок, которыми подтверждено перечисление контрагентами заявителя налога в бюджет.
Правомерно отклонена судом ссылка Налоговой инспекции на положения п. 4 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку, действительно, данная норма регулирует отношения между продавцом и покупателем товара, а также обязанность именно продавца товара по выделению суммы налога отдельной строкой.
Нарушений в применении норм права судом не допущено в данном случае.
Проверен судом и довод относительно наличия у заявителя недоимки.
Суд установил, что представленным в материалы дела актом сверки, карточкой лицевого счета подтверждено отсутствие у заявителя недоимки.
В кассационной жалобе налоговый орган указывает, что данный вывод сделан без исследования фактических обстоятельств дела, поскольку на момент принятия решения судом сверка расчетов с бюджетом не была завершена, а согласно акту сверки расчетов N 1 по состоянию на 28.11.06 г. у заявителя имелась недоимка по НДС в размере 22868920 руб.
Между тем, довод Налоговой инспекции о наличии недоимки в названном размере был предметом проверки суда апелляционной инстанции. Суд пришел к выводу, что указанный расчет свидетельствует о наличии недоимки на ноябрь 2006 г. и составлен уже после принятия решения судом первой инстанции. Кроме того, в материалы дела представлен акт сверки по состоянию на 11.10.06 г., подписанный налоговым органом, в соответствии с которым у заявителя имеется переплата по НДС в сумме 5050477 руб.
Налоговой инспекцией не приведено никаких возражений относительно того, что недоимка по НДС возникла из сумм налога, доначисленных налоговым органом по оспоренным решениям NN 179, 180 и 181, признанных вступившими в законную силу судебными актами незаконными в оспоренной части.
Таким образом, в кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судебными инстанциями обстоятельства и выводы судебных инстанций, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 АПК РФ могли бы являться основанием для отмены принятых по делу и обжалуемых судебных актов, а допущенное судом апелляционной инстанции указание в резолютивной части постановления на иную дату решения суда первой инстанции и иной номер дела может быть устранено в порядке, предусмотренном ст. 179 АПК РФ.
Судебными инстанциями правильно применены нормы материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Нарушений норм процессуального права, которые могли привести или привели к принятию неправильных судебных актов, не установлено. Оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 30.10.2006 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 17.01.2007 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-58452/06-99-247 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России N 4 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 мая 2007 г. N КА-А40/3362-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании