г. Красноярск |
|
"07" июля 2011 г. |
Дело N А33-1279/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" июля 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Дунаевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.,
при участии:
от заявителя: Лукина Д.Д., представителя по доверенности от 03.02.2011;
от антимонопольного органа: Жураковской О.И., представителя по доверенности от 13.01.2011 N 24; Мосиной Т.Н., представителя по доверенности от 11.001.2011 N 2;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Круг"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "13" апреля 2011 года по делу N А33-1279/2011, принятое судьей Ивановой Е.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Круг" (ОГРН 1022400593390, ИНН 2407009434) (далее - ООО "Круг", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ОГРН 1022402675965, ИНН 2466009115) (далее - антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 21.12.2010 по делу N 229-10-10.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 апреля 2011 года по делу N А33-1279/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Круг" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт на основании следующего:
- Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" является законом, не подлежащим применению в настоящем деле, как не регулирующий правоотношения (порядок) в сфере ценообразования на рынке оптовой и розничной реализации нефтепродуктов;
- порядок ценообразования на рынке оптовой и розничной реализации бензинов автомобильных и топлива дизельного действующим законодательством, в том числе нормативно-правовыми актами, перечисленными в решении суда первой инстанции, не установлен;
- в постановлении администрации Красноярского края от 24.09.2001 N 670-П определены лишь органы исполнительной власти края, наделенные полномочиями по регулированию цен и тарифов на соответствующую продукцию, товары и услуги;
- вывод суда первой инстанции о том, что хозяйствующий субъект обязан обращаться за установлением торговых и снабженческо-сбытовых надбавок к ценам на нефтепродукты в Министерство промышленности и энергетики Красноярского края является необоснованным;
- в связи с отсутствием порядка ценообразования как такового, такой порядок заявителем не может быть нарушен, соответственно признание общества нарушившим требования пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) является неправомерным, оспариваемое решение комиссии антимонопольного органа подлежит признанию недействительным;
- ООО "Круг" не занимает доминирующее положение на рынках оптовой и розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в географических границах Богучанского муниципального района; судом первой инстанции неверно определен круг хозяйствующих субъектов, действующих на указанном рынке;
- антимонопольным органом при проведении анализа не учтены такие хозяйствующие субъекты, как ООО "Паритет" и ООО "Волгаресурс", в связи с чем, доля заявителя на исследованном рынке нефтепродуктов является неустановленной;
- не указаны размеры долей каждого из трех хозяйствующих субъектов и конкретный размер совокупной их доли на рынке, не ясно из чего и как рассчитан размер процентов (более 50), составляющих их долю от всех хозяйствующих субъектов;
- не подтвержден вывод о подверженности малозначительным изменениям относительных размеров долей хозяйствующих субъектов и затрудненность доступа на рынок нефтепродуктов в Богучанском муниципальном районе;
- решение суда не содержит данных, подтверждающих доступность неопределенному кругу лиц информации о цене, об условиях реализации или приобретения нефтепродуктов на рынке розничной и оптовой реализации нефтепродуктов на территории Богучанского района.
Антимонопольным органом представлен отзыв на апелляционную жалобу и дополнительные пояснения, в соответствии с которыми ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения на основании следующего:
- организации, осуществляющие деятельность по реализации нефтепродуктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с ограниченным сроком завоза грузов (продукции), должны определять цены на реализуемое топливо в соответствии с требованиями действующего законодательства, то есть с применением снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам реализуемых нефтепродуктов на территории Богучанского района Красноярского края, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края;
- Министерство промышленности и энергетики Красноярского края информировало антимонопольный орган о том, что в связи с отсутствием на федеральном уровне установленного единого порядка по осуществлению государственного регулирования тарифов, надбавок на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, Министерство устанавливает размеры предельных надбавок на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов расположенных на территории края приказами Министерства;
- доля ООО "Круг" на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в географических границах Богучанского муниципального района Красноярского края в 2009 году и январе-июле 2010 года - составляет более 35%;
- совокупная доля ООО "Круг", ОАО "Красноярскнефтепродукт", ООО "Кройл" на рынке оптовой реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в географических границах Богучанского района в 2009 году и январе - июле 2010 года составляет более 50%;
- в указанный период относительные размеры долей названных хозяйствующих субъектов были подвержены незначительным изменениям;
- хозяйствующие субъекты: ООО "Паритет" и ООО "Волгаресурс" не являются участниками рассматриваемых рынков, поскольку антимонопольным органом рассматривались продавцы, осуществляющие указанную деятельность непосредственно на территории Богучанского района, таковыми ООО "Паритет" и ООО "Волгаресурс" не являются.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, пояснил, что неправомерным и несостоятельным является утверждение в решении суда первой инстанции о наличии у хозяйствующего субъекта обязанности обращаться за установлением торговых и снабженческо-сбытовых надбавок к ценам на нефтепродукты в Министерство промышленности и энергетики Красноярского края. В решении суда отсутствует указание на нормы, в соответствии с которыми на хозяйствующих субъектов возложена обязанность по обращению в Министерство за установлением указанных надбавок. Вследствие отсутствия (неустановления) порядка ценообразования на рынке оптовой и розничной реализации бензинов автомобильных и топлива дизельного как такового, такой порядок заявителем не может быть нарушен. Считает, что признание общества нарушившим требования пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не соответствует этому же закону, и оспариваемое решение комиссии антимонопольного органа подлежит признанию недействительным.
Представители антимонопольного органа поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и дополнительных пояснениях, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
В адрес антимонопольного органа из Прокуратуры Богучанского муниципального района Красноярского края было передано заявление гражданина В.П. Гужева о проведении проверки ценообразования на нефтепродукты на территории Богучанского муниципального района Красноярского края.
На основании статьи 23, пункта 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции в отношении ООО "Круг" было возбуждено дело N 229-10-10 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Комиссией антимонопольного органа было установлено, что ООО "Круг" осуществляет оптовую реализацию нефтепродуктов на территории муниципального образования Богучанского муниципального района Красноярского края п. Таежный, а также розничную реализацию нефтепродуктов на территории с. Богучаны, п. Чунояр, п. Гремучий, п. Таежный, п. Новохайский Богучанского района Красноярского края.
Антимонопольным органом установлено, что совокупная доля ООО "Круг", ОАО "Красноярскнефтепродукт", ООО "Кройл" на рынке оптовой и розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в географических границах Богучанского муниципального района Красноярского края в 2009 году и январе - июле 2010 года составляет более 50%. Доля каждого из указанных хозяйствующих субъектов превышала восемь процентов.
В течение 2009 года и января - июля 2010 года относительные размеры долей вышеуказанных хозяйствующих субъектов были подвержены малозначительным изменениям, доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов был затруднен.
Доля ООО "Круг" на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в географических границах Богучанского муниципального района Красноярского края в 2009 года и январе - июле 2010 года составляет более 35%.
ООО "Круг" в Министерство промышленности и энергетики Красноярского края для установления снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые на территории Богучанского муниципального района Красноярского края, не обращалось.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией антимонопольного органа вынесено решение от 21.12.2010, в соответствии с которым ООО "Круг" признано нарушившим требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в форме нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке оптовой реализации бензинов автомобильных и топлива дизельного на территории п.Таежный Богучанского муниципального района Красноярского края в период 2009 года и январь - июль 2010 года, а также в форме нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и топлива дизельного на территории муниципальных образований Богучанского муниципального района Красноярского края: с. Богучаны, п. Чунояр, п. Гремучий, п. Таежный, п. Новохайский, в период 2009 года и января - июля 2010 года.
На основании решения от 21.12.2010 по делу N 229-10-10 антимонопольным органом обществу выдано предписание от 21.12.2010 по делу N 229-10-10, в соответствии с которым ООО "Круг" необходимо обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти Красноярского края - Министерство промышленности и энергетики Красноярского края для установления снабженческо-сбытовой и торговой надбавок к ценам на нефтепродукты.
ООО "Круг" не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением о признании их незаконными и отмене.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Круг" занимает доминирующее положение на рынках оптовой реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в географических границах Богучанского муниципального района и розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в географических границах Богучанского муниципального района в установленных временных границах в виду следующего.
В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Согласно части 3 статьи 10 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:
совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);
в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.
Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
Совокупная доля хозяйствующих субъектов, доминирующее положение которых устанавливается по правилам, предусмотренным частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, определяется как сумма долей таких хозяйствующих субъектов или их групп лиц.
Из материалов дела следует, что в целях установления субъектного состава лиц, действующих на анализирующих рынках, антимонопольным органом были направлены соответствующие запросы в администрацию Богучанского района Красноярского края, Федеральную налоговую службу и открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Согласно письму администрации Богучанского района Красноярского края от 12.02.2010 N 01/41-414 на рынке реализации нефтепродуктов на территории Богучанского района Красноярского края осуществляют свою деятельность следующие хозяйствующие субъекты: ОАО "Красноярскнефтепродукт" филиал "Северный"; ООО "Ресурс-С"; ООО "Венера"; ООО "Круг"; ИП Крутикова В.Ю.; ЗАО "Башкирнефтепродукт - Красноярск"; ООО "Нефтеком".
Согласно информации, переданной открытым акционерный обществом "Российские железные дороги", на рынке оптовой и розничной реализации нефтепродуктов на территории Богучанского муниципального района Красноярского края осуществляют свою деятельность следующие хозяйствующие субъекты: ООО "Наука", ООО "Кройл", ООО "Каймира", ОАО "Карабулалес".
В соответствии с анализом и оценкой состояния конкурентной среды на рынке оптовой реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в географических границах Богучанского муниципального района Красноярского края от 06.12.2010, проведенным антимонопольным органом, на территории Богучанского района Красноярского края выделены следующие хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по оптовой реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива: ОАО "Красноярскнефтепродукт"; ЗАО "Башкирнефтепродукт - Красноярск"; ООО "Наука"; ООО "Кройл"; ООО "Каймира"; ООО "Сангилен+".
Антимонопольным органом установлено, что совокупная доля ООО "Круг", ОАО "Красноярскнефтепродукт", ООО "Кройл" на рынке оптовой и розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в географических границах Богучанского муниципального района Красноярского края в 2009 году и январе - июле 2010 года составляет более 50%. Доля каждого из указанных хозяйствующих субъектов превышала восемь процентов.
Согласно анализу и оценке состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в географических границах Богучанского муниципального района Красноярского края от 06.12.2010, проведенному антимонопольным органом, на рынке розничной реализации нефтепродуктов на территории Богучанского района Красноярского края осуществляют деятельность следующие хозяйствующие субъекты: ОАО "Красноярскнефтепродукт"; ЗАО "Башкирнефтепродукт - Красноярск"; ООО "Любава"; ООО "Круг"; ООО "Ресурс-С"; ООО "Нефтеком".
По результатам анализа и оценки конкурентной среды установлено, что доля ООО "Круг" на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в географических границах Богучанского муниципального района Красноярского края в 2009 году и январе - июле 2010 года составила более 35%.
В течение 2009 года и январе-июле 2010 года относительные размеры долей вышеуказанных хозяйствующих субъектов были подвержены малозначительным изменениям. Доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен, в связи с имеющимися барьерами, препятствующими входу на рынки оптовой и розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в географических границах Богучанского района Красноярского края, а именно: отдаленность территории от заводов-производителей нефтепродуктов, что влечет за собой материальные и временные затраты по доставке нефтепродуктов до потребителей, а также неразвитость инфраструктуры, в частности: плохое состояние дорог в районе, длительность процедуры согласования и получение разрешений на ведение деятельности и ввод новых объектов.
Реализуемые хозяйствующими субъектами бензины автомобильные и дизельное топливо не могли быть заменены другим товаром при потреблении.
Обстоятельства, указывающие, что рост цены на нефтепродукты обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, управлением не установлены. Информация о цене, об условиях реализации или приобретения нефтепродуктов на рынке оптовой реализации нефтепродуктов на территории Богучанского района Красноярского края доступна неопределенному кругу лиц.
Таким образом, довод ООО "Круг" о том, что антимонопольным органом и судом первой инстанции не доказан факт доминирующего положения общества на соответствующем рынке, является необоснованным.
Доказательств того, что хозяйствующие субъекты ООО "Паритет" и ООО "Волгаресурс" осуществляли деятельность на рынке оптовой и розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в географических границах Богучанского муниципального района Красноярского края в 2009 году и январе - июле 2010 года ООО "Круг" не представлено, антимонопольным органом не установлено, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает, что доля заявителя на исследованных рынках нефтепродуктов антимонопольным органом установлена верно.
В письме ОАО "Карабулалес" от 19.10.2010 N 969 содержится информация о том, что ООО "Паритет" является поставщиком нефтепродуктов.
ООО "Наука" письмом от 01.12.2010 N 145 тоже проинформировало антимонопольный орган о том, что ООО "Паритет" является поставщиком нефтепродуктов.
В представленных администрацией Богучанского района Красноярского края, ОАО "Российские железные дороги" ответах сведения об ООО "Паритет" и ООО "Волгаресурс" также отсутствуют.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает неправомерным вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Круг" в соответствии с действующим законодательством обязано было обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти Красноярского края для установления снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на нефтепродукты, реализуемые на территории Богучанского района Красноярского края, в виду следующего.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено:
устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги;
устанавливать порядок государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию по представлению Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации;
осуществлять координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по государственному регулированию цен (тарифов), предусмотренному настоящим Указом.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 N 402 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)" Богучанский район Красноярского края включен в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Согласно указанному Перечню органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.09.2001 N 670-П "О государственном регулировании цен (тарифов) в крае" утвержден Перечень регулируемых цен и тарифов на продукцию, товары и услуги в крае.
В соответствии с пунктом 3.4 указанного Перечня Министерством промышленности и энергетики Красноярского края регулируются снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.
В приложении N 3 к постановлению администрации Красноярского края от 24.09.2001 N670-П "О государственном регулировании цен (тарифов) в крае" определен Порядок утверждения цен и тарифов на продукцию, товары и услуги Советом администрации края, за исключением тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам
Согласно пункту 1 постановления Правительства Красноярского края от 30.04.2009 N 230-п "О внесении изменения в постановление администрации Красноярского края от 24.09.2001 N670-п "О государственном регулировании цен (тарифов) в крае" Порядок утверждения цен и тарифов на продукцию, товары и услуги Советом администрации края, за исключением тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам признан утратившим силу.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве промышленности и энергетики Красноярского края, утвержденного постановление правительства Красноярского края от 18.05.2010 N 270-п, Министерство промышленности и энергетики Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет, в том числе, нормативное правовое регулирование и разработку проектов законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края в областях промышленности (в том числе в областях производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения, оборота нефтепродуктов), энергосбережения, газоснабжения, воздушного транспорта, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на уголь, нефтепродукты и реализуемые населению газ и топливо, а также на транспортные услуги, оказываемые воздушным транспортом.
Анализ изложенных выше норм позволяет сделать следующие выводы:
- снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов, подлежат государственному регулированию;
- органом, уполномоченным на осуществление регулирования снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, на территории Красноярского края является Министерство промышленности и энергетики Красноярского края.
Приказом Министерства промышленности, энергетики, транспорта и связи Красноярского края от 20.04.2010 N 011/28 были установлены снабженческо-сбытовые надбавки на территории с.Богучаны Богучанского района в размере - 2182,63 руб./тонн с НДС без учета транспортных расходов и 5251,28 руб./тонн с НДС с учетом транспортных расходов.
Приказом Министерства промышленности и энергетики Красноярского края от 30.06.2010 N 011/46 указанный выше приказ признан утратившим силу. Пунктом 1 приказа Министерства промышленности и энергетики Красноярского края от 30.06.2010 N 011/46 установлены предельные максимальные снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов, в том числе, на территории с. Богучаны в размере - 2182 рубля 63 копейки/тонн с НДС без учета транспортных расходов и 5251,28 руб./тонн с НДС с учетом транспортных расходов.
Вместе с тем, приказ Министерства промышленности и энергетики Красноярского края от 30.06.2010 N 011/46 не подлежит применению, поскольку устанавливает надбавки к оптовой реализации нефтепродуктов в с. Богучаны. Доказательств того, что ООО "Круг" осуществляло деятельность на рынке оптовой реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в с.Богучаны в период действия указанных выше приказов, антимонопольным органом не представлено.
Снабженческо-сбытовые надбавки к ценам на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченным сроком завоза грузов Министерством промышленности и энергетики Красноярского края до издания указанных выше приказов не устанавливались.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что действующим законодательством обязанность хозяйствующего субъекта обращаться в уполномоченный орган за установлением указанных надбавок к ценам на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченным сроком завоза грузов, не установлена - суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что антимонопольный орган не доказал нарушение ООО "Круг" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, следовательно, решение антимонопольного органа от 21.12.2010 по делу N 229-10-10 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "Круг".
В соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет полномочия, в том числе по возбуждению и рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, по выдаче федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции (подпункт "в").
Поскольку суд апелляционной инстанции считает решение антимонопольного органа от 21.12.2010 по делу N 229-10-10 не соответствующим действующему законодательству, выданное на его основе предписание от 21.12.2010 N 229-10-10 является недействительным.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются, кроме прочего, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Красноярского края от 13 апреля 2011 года в пределах, предусмотренных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Третий арбитражный апелляционный суд в силу пункта 2 статьи 269, пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления ООО "Круг" и апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей подлежат отнесению на Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" апреля 2011 года по делу N А33-1279/2011 отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21.12.2010 N 229-10-10 и выданное на его основе предписание от 21.12.2010 N 229-10-10.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "Круг" 3000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-1279/2011
Истец: ООО "Круг"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю