г. Челябинск
11 июля 2011 г. |
N 18АП-6171/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена.
06 июля 2011 г..
Полный текст постановления изготовлен
11 июля 2011 г..
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Плаксина Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пироговой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салават Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17 мая 2011 года по делу N А07-1002/2011 (судья Безденежных Л.В.).
открытое акционерное общество "Салаватгидромаш" (далее - заявитель, общество, ОАО "Салаватгидромаш") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салават Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, пенсионный фонд, ГУ-УПФ РФ в г. Салават) признать неправомерными действия пенсионного фонда, выразившиеся в выставлении в нарушении порядка очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве, инкассовых поручений N 998, 999 от 06.07.2010 на сумму пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 252 814,54 руб., пени по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 28 462,28 руб., инкассовых поручений N80084 от 09.12.2010 на сумму 493,10 руб. пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, N 80086 от 09.12.2010 на сумму 106,47 руб. пени по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии, N 80088 от 09.12.2010 на сумму 65,79 руб. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС, N 80090 от 09.12.2010 на сумму 119,60 руб. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС; инкассовых поручений N 55584 от 23.11.2010 на сумму 166,63 руб. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС, N 55580 от 23.11.2010 на сумму пени 40,88 руб. по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии, N 55578 от 23.11.2010 на сумму пени 189,32 руб. по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, N 55582 от 23.11.2010 на сумму пени 91,62 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС; инкассовых поручений N 27232 от 22.09.2010 на сумму пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 157,67 руб., N 27233 от 22.09.2010 на сумму пени по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 34,04 руб., N 27235 от 22.09.2010 на сумму пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 55,97 руб., N27239 от 22.09.2010 на сумму пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС в размере 101,76 руб. (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).
Решением суда от 17 мая 2011 года (резолютивная часть объявлена 16.05.2011) требования общества удовлетворены.
Пенсионный фонд не согласился с таким судебным актом и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления ОАО "Салаватгидромаш" отказать.
В обоснование доводов жалобы ссылается на пункт 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 (далее - Постановление N 25).
При применении пункта 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ, Закон о банкротстве) судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 Закона о банкротстве).
Таким образом, требования пенсионного фонда в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) порядке.
Согласно пункту 29 указанного Постановления, требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона N 127-ФЗ.
Заявителем представлен письменный отзыв на жалобу, по мотивам которого ее доводы отклонены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия представителей сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Кодекса, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта.
Как следует из материалов дела, 05.07.2010 пенсионным фондом вынесено Решение N 442 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках в части пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 252 814 руб. 54 коп., пени по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 28 462 руб. 28 коп., 09.12.2010, Решение N 002 863 10 ВД 0022858 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках в общей сумме 34 399 руб. 57 коп., в том числе недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 27 798 руб., начисленных на нее в сумме 493 руб. 10 коп., недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 6 002 руб., начисленных на нее пени в сумме 106 руб. 47 коп., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 1 859 руб., начисленных на нее пени 65 руб. 79 коп., недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС в размере 3 380 руб., пени 119 руб. 60 коп., Решение N 002 863 10 ВД 0015652 от 23.11.2010 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках в общей сумме 11 496 руб. 20 коп., в том числе недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 9 265,50 руб., начисленных на нее пени в сумме 189 руб. 32 коп., недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 2 000,50 руб., начисленных на пени в сумме 40 руб. 88 коп., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 1 859 руб., начисленных на нее пени 91 руб. 62 коп., недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС в размере 3 380 руб., пени 166 руб. 63 коп., Постановление N00286390006653 от 23.12.2010 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации, а именно пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 157,67 руб., пени по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 34,04 руб., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 1859 руб., начисленную на нее сумму пени 55,97 руб., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС в размере 3 380 руб., пени 101,76 руб., Решение N 002 863 10 ВД 0007582 от 22.09.2010 г.. о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, а именно пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 157,67 руб., пени по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 34,04 руб., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 1 859 руб., начисленную на нее сумму пени 55,97 руб., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС в размере 3 380 руб., пени 101,76 руб.
Ответчиком для безакцептного списания задолженности ОАО "Салаватгидромаш" на расчетный счет N 40702810982890000135 в ЕФ ОАО "МДМ Банк" г. Екатеринбург выставлены:
- на основании решения N 442 от 05.07.2010 инкассовые поручения N 998, 999 от 06.07.2010 на сумму пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 252 814 руб. 54 коп., пени по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 28 462 руб. 28 коп.;
- на основании решения N 002 863 10 ВД 0022858 от 09.12.2010 инкассовые поручения N 80084 от 09.12.2010 на сумму 493 руб. 10 коп. пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, N 80086 от 09.12.2010 на сумму 106,47 руб. пени по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии, N 80088 от 09.12.2010 на сумму 65,79 руб. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС, N80090 от 09.12.2010 на сумму 119,60 руб. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС;
- на основании решения N 002 863 10 ВД 0015652 от 23.11.2010 инкассовые поручения N 55584 от 23.11.2010 на сумму 166,63 руб. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС, N55580 от 23.11.2010 на сумму пени 40,88 руб. по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии, N 55578 от 23.11.2010 на сумму пени 189,32 руб. по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, N55582 от 23.11.2010 на сумму пени 91,62 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС;
- на основании решения N 002 863 10 ВД 0007582 от 22.09.2010 инкассовое поручение N 27232 от 22.09.2010 на сумму пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 157,67 руб., инкассовое поручение N 27233 от 22.09.2010 на сумму пени по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 34,04 руб., инкассовое поручение N 27235 от 22.09.2010 на сумму пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 55,97 руб., инкассовое поручение N 27239 от 22.09.2010 на сумму пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС в размере 101,76 руб.
Полагая действия заинтересованного лица по выставлению названных инкассовых поручений не соответствующими требованиям действующего законодательства, заявитель оспорил их в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что соответствующие недоимки являются текущими, обществом они погашены, а требования по уплате пени на эти текущие платежи первоначально должны быть направлены конкурсному управляющему, доказательств чего в материалы дела не представлено.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, действие либо бездействие (ненормативный правовой акт) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, могут быть признаны незаконными (недействительными) только при наличии одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.01.2005 г.. по делу N А07-4843/04 ОАО "Салаватгидромаш" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него было открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.08.2010 г.. конкурсное производство продлено до 26.01.2011 г..
Закон о банкротстве устанавливает различный правовой режим удовлетворения требований кредиторов к должнику, находящемуся в процедуре банкротства, в зависимости от времени возникновения денежного обязательства или обязательства по уплате обязательных платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент признания заявителя банкротом - до 30.12.2008) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из иных незаконных владений, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В силу статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Сторонами по делу не оспаривается, что предъявленные к взысканию суммы задолженности являются текущими платежами. Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Закона о банкротстве), однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном статьей 142 Закона о банкротстве.
Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в указанный пункт внесены изменения - в абзаце первом пункта 4 исключены слова "а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления". Однако данные изменения в силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона N 296-ФЗ от 30.12.2008 "О несостоятельности (банкротстве)" к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона неприменимы.
Поскольку в отношении ОАО "Салаватгидромаш" конкурсное производство введено 26.01.2005, то в рассматриваемом случае следует руководствоваться положениями Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных Законом N 296-ФЗ от 30.12.2008.
Пунктом 13 Постановления N 25 предусматривается, что названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди.
Пунктом 29 Постановления N 25 предусматривается, что требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Указанная позиция содержится в пункте 47 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Статья 2 Закона N 127-ФЗ определяет понятие денежного обязательства - как обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и иному предусмотренному ГК РФ основанию, и понятие обязательных платежей - как налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование относятся к обязательным платежам.
Согласно пункту 13 Постановления N 25, в силу положений пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию задолженности по обязательным платежам, возникшим после открытия конкурсного производства.
01 января 2010 года в связи со вступлением в силу Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" органам пенсионного фонда от налоговых органов переданы функции по принудительному взысканию со страхователей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем вышеуказанные разъяснения о недопустимости принудительного взыскания задолженности, возникшей в конкурсном производстве, подлежат применению.
Поэтому, вопрос о взыскании с общества спорных сумм должен решаться конкурсным управляющим в соответствии с законодательством о банкротстве.
Таким образом, доводы подателя апелляционной жалобы апелляционным судом признаются несостоятельными, в том числе с учетом нижеследующего.
Как указано в пункте 15 Постановления N 25, согласно абзацу 5 статьи 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами. При применении пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 Закона о банкротстве).
Следовательно, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном законодательством порядке.
Судом первой инстанции правильно принято во внимание постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15.03.2011 по делу N А68-6876/10-276/22, о том, что названное разъяснение в любом случае не предоставляет органам пенсионного фонда право на самостоятельное бесспорное взыскание сумм недоимки без обращения с соответствующими требованиями к конкурсному управляющему.
Доказательств обращения с соответствующими требованиями к конкурсному управляющему заинтересованное лицо суду по настоящему делу не представило.
В связи с изложенным суд обоснованно посчитал, что в данном случае ГУ-УПФ РФ в г. Салават нарушается не только очередность удовлетворения требований кредиторов, предусмотренная статьей 855 ГК РФ, но пункт 2 статьи 134 Закона о банкротстве, согласно которому требования кредиторов по текущим платежам, относящимся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
Учитывая, что задолженность по страховым взносам в пенсионный фонд погашена, суд мотивированно сделал вывод о том, что у пенсионного фонда отсутствовали правовые основания по выставлению инкассовых поручений на списание со счета общества текущих платежей в бесспорном порядке.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанции по указанным выше основаниям и мотивам.
Таким образом, судом фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, обжалуемое решение соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 3 и 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17 мая 2011 года по делу N А07-1002/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салават Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-1002/2011
Истец: ОАО Салаватгидромаш
Ответчик: ГУ УПФ РФ в г. Салават РБ, УПФ РФ в г. Салават