город Ростов-на-Дону |
дело N А53-6212/2011 |
05 июля 2011 г. |
15АП-6511/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Л.А Захаровой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.
при участии:
от общества: представитель не явился (уведомление от 16.06.11 N 42588);
от инспекции: представитель не явился (уведомление от 09.06.11 N 42589);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Марат"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.05.2011 по делу N А53-6212/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Марат"
к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления,
принятое в составе судьи Гришко С.В.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Марат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ростовской области (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 31.03.11г. N 201120 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ.
Решением суда от 12.05.11г. обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что отсутствие в обществе надлежаще оборудованной кассы, неоприходование в кассу денежной наличности - свидетельствует о нарушении порядка хранения свободных денежных средств и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что в данном случае совершённое административное правонарушение не угрожает общественным отношениям и государственным интересам, в связи с чем является малозначительным.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не направила.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Общество и инспекция, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества и инспекции.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании поручения N 21 от 15.03.11. проведена проверка деятельности общества, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Харьковская, 2, по вопросу полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью и ведением кассовых операций.
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения: изолированное помещение кассы отсутствует. По юридическому адресу общества производится ремонт. Бухгалтерия предприятия располагается по адресу: ул. Харьковская, 78ж в закусочной "Рескатор". Входная дверь в кабинет бухгалтерии деревянная, обита с двух сторон металлом. Внутренняя дверь, изготовленная в виде стальной решетки отсутствует. Решетка на окне отсутствует. Кабинет не оборудован специальным окошком для выдачи денег. В бухгалтерии установлен сейф который не прикреплен к стене и (или) полу стальными ершами. Кабинет не оборудован средствами охранной сигнализации. Других помещений, оборудованных под изолированное помещение кассы общество не имеет. В ходе проверки были установлены нарушения порядка ведения кассовых операций выразившихся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, а также в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств.
15.03.11 результаты проверки зафиксированы в протоколе осмотра.
25.03.11. уполномоченным должностным лицом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 25 по ст. 15.1 КоАП РФ (л.д. 18).
31.03.11 рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы начальник инспекции вынес постановление по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей (л.д. 20).
Не согласившись с вынесенным постановлением общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ.
Статьей 15.1КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ст.. 15.1 КоАП РФ, является нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ являются как должностные, так и юридические лица.
В соответствии с Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" N 54-ФЗ от 22.05.2003 г.. контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета Директоров Центрального Банка Российской Федерации N 40 от 22.09.1993 г.. (далее - Порядок). Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Руководители предприятий обязаны оборудовать кассу как изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, и обеспечить сохранность денежной наличности в помещении кассы (пункт 29 названного Порядка). Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий установлены в Приложении N 3 Порядка ведения кассовых операций.
В соответствии с пунктом 3 приложения N 3 Правил для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим требованиям в том числе: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег.
Согласно пункту 30 Порядка все наличные деньги и ценные бумаги на предприятиях хранятся, как правило, в несгораемых металлических шкафах, а в отдельных случаях - в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании рабочего дня закрываются ключом и опечатываются печатью кассира. Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты.
Как верно установлено судом первой инстанции, в нарушение указанных норм в обществе отсутствует изолированное помещение кассы. Бухгалтерия предприятия располагается по адресу: ул. Харьковская, 78ж в закусочной "Рескатор". Входная дверь в кабинет бухгалтерии деревянная, обита с двух сторон металлом. Внутренняя дверь, изготовленная в виде стальной решетки отсутствует. Решетка на окне отсутствует. Кабинет не оборудован специальным окошком для выдачи денег. В бухгалтерии установлен сейф который не прикреплен к стене и (или) полу стальными ершами. Кабинет не оборудован средствами охранной сигнализации. Других помещений, оборудованных под изолированное помещение кассы общество не имеет. При этом в кассе общества ежедневно хранятся денежные средства, что подтверждается кассовой книгой, расходными и приходными кассовыми ордерами.
Так, согласно данных фискальных отчетов сумма выручки за проверяемый период составила 826844 руб. По данным кассовой книги выручка за наличный расчет составила 248278 руб., так как кассовая книга заполнена по 31.01.11. На момент проверки 15.03.11 первичные кассовые документы за март 2011 г.. отсутствовали.
Согласно п. 22,24 "Порядка ведения кассовых операций в РФ", утвержденного решением Совета ЦБ РФ от 22.09. 1993 г.. N 40 , все поступления и выдача наличных денежных средств предприятия должны учитываться в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся сразу же после получения или выдачи денег.
Однако, судом первой инстанции правильно установлено, что последняя запись в кассовой книге произведена 31.01.11. В результате, не оприходована в кассу предприятия выручка в сумме 578566 руб.
В проверяемом периоде общество осуществляло следующие наличные денежные расчеты: ежедневно принимается выручка в кассу; ежедневно выдаются денежные средства под отчет ;выдается заработная плата: 16.01.11г.-29306 руб., 01.02.11г.- 4800 руб., 17.02.10г.-29506 руб.,
Таким образом, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что отсутствие в обществе надлежаще оборудованной кассы, а также неоприходование денежной наличности, свидетельствует о нарушении порядка хранения свободных денежных средств и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В соответствии с диспозицией ст. 15.1 КоАП РФ за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В рассматриваемом случае обществу назначено наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи - в размере сорока тысяч рублей.
Порядок привлечения общества к административной ответственности инспекцией не нарушен.
Довод общества о том, что совершенное правонарушение является малозначительным и подлежат применению положения ст. 2.9 КоАП РФ, обоснованно не принят судом первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Одновременно с этим в ч. 1 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г.. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ, посягает на установленный порядок общественных отношений и правила разрешительной системы допуска хозяйствующих субъектов в сфере торговли и финансов.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного права.
Противоправное поведение общества препятствует осуществлению государственного контроля в сфере торговли и финансов.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что совершенное обществом правонарушение, предусмотренное ст. 15.1 КоАП РФ, не может быть квалифицировано как малозначительное. Кроме того, в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии малозначительности правонарушения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции правильно признал оспариваемое постановление законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.05.2011 г.. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Л.А Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6212/2011
Истец: ООО "Марат"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Ростовской области, Межрайонная ИФНС России N6 по Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6511/11