г. Пермь
25 мая 2007 г. |
N дела А60-598/2007-С1 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Казаковцевой Т.В.
судей: Лихачёвой А.Н., Романова В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кирилловой К.Е.
при участии
от заместителя Свердловской области - Беллина Е.Г.-удостоверение N 120048 действительно до 01.12.2008 г.., на основании поручения от 19.04.2007 г.. N 8-11А-06.
от ответчиков ОАО "Свердловэнергосбыт", Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Свердловской области "Талицкое профессиональное училище", от третьего лица Государственное унитарное предприятие Свердловской области "Облкоммунэнерго"- не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрел в заседании апелляционную жалобу заместителя прокурора Свердловской области Савчина М.М. на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 марта 2007 года по делу N А60-598/2007-С1,
установил:
Заместитель прокурора Свердловской области обратился в арбитражный суд с иском к ОАО "Свердловэнергосбыт", Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования Свердловской области "Талицкое профессиональное училище" (далее ГУОНПО "Талицкое профессиональное училище"), третье лицо Государственное унитарное предприятие Свердловской области "Облкоммунэнерго" (далее ГУП Свердловской области "Облкоммунэнерго") о признании недействительным п.6.2 договора энергоснабжения N Э-2001/80044 от 29.08.2002 г.., заключённого между ОАО "Свердловэнерго", ОГУП "Облкоммунэнерго" и ГОУНПО "Талицкое профессиональное училище", на основании ст.ст. 167, 168 ГК РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 марта 2007 года в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 121-124).
Не согласившись с решением суда, заместитель прокурора Свердловской области подал апелляционную жалобу, в которой указал, что судом первой инстанции неверно дано толкование п.2 Постановления Правительства РФ от 04.04.2000 N 294. Данная норма, по мнению заявителя, применяется в том, случае, если стороны не договорятся об ином, за исключением бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. В этой части п.2 Порядка расчётов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утверждённого постановлением Правительства от 04.04.2000 г.. N 294 является императивной нормой права по субъектному составу, поскольку законодатель прямо указывает о невозможности для бюджетного учреждения осуществления оплаты за электроэнергию посредством авансовых платежей. Поскольку Училище является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется в соответствии с нормативами, определяемыми Свердловской областью, п.6.2. договора энергоснабжения, устанавливающий авансовый порядок расчётов противоречит действующему законодательству и не может применяться. В связи с чем, заявитель просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Ответчик ОАО "Свердловэнергосбыт" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Ответчик, Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Свердловской области "Талицкое профессиональное училище", третье лицо Государственное унитарное предприятие Свердловской области "Облкоммунэнерго" в судебное заседание не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представили о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном ст.ст. 121, 123 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил.
29 августа 2002 г.. между ОАО Свердловэнерго" (энергоснабжающая организация), ОГУП "Облкоммунэнерго" (транспортирующая организация) и ГОУГПО "Талицкое профессиональное училище" (абонент) заключён договор энергоснабжения N Э-2001/80044 и соглашения к нему (л.д. 13-27), по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется передавать по электрическим сетям, находящимся во владении транспортирующей организации для абонента энергоснабжающей организации электрическую энергию в точки передачи.(л.д.13-27)
Согласно выписке из разделительного баланса ОАО "Свердловэнерго" в связи с реорганизацией ОАО "Свердловэнерго" его правопреемником по договору энергоснабжения N Э-2001/80044 от 29.08.2002 г.., заключённому с ГОУНПО Свердловской области "Талицкий профессиональный лицей", а также дополнительному соглашению к указанному договору от 31.03.2005 г.., является ОАО "Свердловэнергосбыт" (л.д.28-35). С момента государственной регистрации юридического лица 01.04.2005 г.. (л.д.36) к нему переходят права и обязанности ОАО "Свердловэнерго" по договору энергоснабжения
N Э-2001/80044 от 29.08.2002 г..
Пунктом 6.2 договора N Э-2001/80044 от 29.08.2002 г.. предусмотрено, что
оплата потребляемой абонентом электрической энергии производится авансовым платежом в размере ожидаемого месячного потребления до 25 числа месяца, предшествующего расчётному.
Отказывая в признании недействительным пункта 6.2 оспариваемого додпунктов 2, 3, 4, 5, 6 пункта атики.ии и кустройствами по вине Абонента;
лектроэенергии;
говора, суд первой инстанции исходил из того, что ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" от 14.04.1995 г.. 41-ФЗ (в редакции от 26.03.2003 г.. N 38-ФЗ) предусмотрено, что в случае, если иное не установлено соглашением сторон, оплата электрической энергии производится потребителями до 15-го числа текущего месяца. Проанализировав содержание нормы постановления Правительства от 04.04.2000 г..
N 294 "Об утверждении порядка расчётов за электрическую, тепловую энергию и природный газ", суд пришёл к выводу, что она носит императивный характер для всех потребителей, за исключением бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, и казённых предприятий; однако указанное Постановление не запрещает по согласованию с бюджетной организацией включить в договор условие об авансовых платежах. Судом установлено, что указанный порядок действует в том, случае, если иное не установлено договором энергоснабжения.
Выводы суда первой инстанции не могут быть признаны правомерными по следующим основаниям:
В соответствии с п.4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными нормативными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Так, согласно ч. 2 ст. 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. 9 ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" оплата электрической энергии производится потребителями до 15-го числа текущего месяца в случае, если иное не установлено соглашением сторон.
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 утвержден Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, устанавливающий правила расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ для энергоснабжающих организаций независимо от их организационно-правовой формы и потребителей (юридических лиц) энергии и природного газа (п. 1 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ).
Пунктом 2 данного Порядка установлено, что оплата потребителями электрической энергии на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено соглашением сторон, за исключением бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, к которым вышеуказанное правило не применяется.
Из смысла данной нормы следует, что она носит императивный характер для всех потребителей, за исключением бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, и казённых предприятий.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой, финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Из пунктов 3,4, 74 Устава следует, что ГОУНПО Свердловской области "Талицкое профессиональное училище" является образовательным учреждением начального профессионального образования, собственником имущества которого, закреплённого на праве оперативного управления, является Свердловская область, финансирование училища осуществляется на основе нормативов финансирования, определяемых Свердловской областью (л.д.96-111).
Имеющимися в материалах дела соглашениями к договору N Э-2001/80044 от 29.08.2002 г.. подтверждается, что ГОУНПО Свердловской области "Талицкое профессиональное училище" имеет лицевой счет в УФК по Свердловской области и расчётный счёт, открытый в Министерстве финансов Свердловской области и финансируется по смете расходов, включающей в себя статью расходов на оплату коммунальных услуг и услуг по содержанию имущества (л.д. 112).
При таких обстоятельствах, учитывая, что ГОУНПО Свердловской области "Талицкое профессиональное училище" является бюджетным учреждением, порядок оплаты потребляемой электрической энергии для которого в виде авансовых платежей не применяется.
Таким образом, пункт 6.2 договора электроснабжения N Э-2001/80044 от 29.08.2002 г.., устанавливающий порядок оплаты электроэнергии авансовым платежом в размере ожидаемого месячного потребления до 25 числа месяца, предшествующего расчётному следует признать недействительным. В данном случае абонент является бюджетным учреждением, финансируется из бюджета Свердловской области по смете доходов и расходов, в том числе для оплаты коммунальных услуг и услуг по содержанию имущества, не имеет собственных денежных средств, предназначенных для указанной цели, пункт 6.2. додпунктов 2, 3, 4, 5, 6 пункта атики.ии и кустройствами по вине Абонента;
лектроэенергии;
говора электроснабжения не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая закону, является ничтожной, если этот закон не предусматривает иных последствий нарушения.
Ссылка суда первой инстанции на нормы, содержащиеся в ст. ст.282, 283 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым к нарушителям бюджетного законодательства в частности, за нецелевое использование бюджетных средств применяется перечень мер, т.е. иных последствий нарушения закона, не является обоснованной.
Признание сделки недействительной (ничтожной) не исключает применение мер принуждения к хозяйствующим субъектам, заключившим данную сделку с нарушением закона.
Бюджетное законодательство регулирует определённые виды отношений.
Закон, регулирующий определённые виды отношений, может предусмотреть оспоримость заключаемых не соответствующих ему сделок. Также могут быть установлены и другие последствия несоответствия данному закону или акту. В этих случаях действует норма закона или соответствующего правового акта.
Между тем, от совершения сделок, чьё содержание не соответствует требованиям закона, необходимо отличать действия сторон, нарушающие действующее законодательство, но не влекущие недействительности совершённых сделок.
С учётом изложенных обстоятельств, исковые требования о признании п.6.2. договора недействительным подлежат удовлетворению.
Решение суда подлежит отмене в силу ст. 270 ч.1 п.4 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 266, 268-269, 270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 марта 2007 года по делу N А60-598/2007-С1 отменить.
Признать недействительным п.6.2 договора энергоснабжения N Э-2001/80044 от 29.08.2002 года, заключённый между ОАО "Свердловэнерго" областным ГУП "Облкоммунэнерго" и государственным образовательным учреждением начального профессионального образования "Талицкое профессиональное училище".
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Уральского округа через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий - |
Казаковцева Т.В. |
Судьи |
Лихачёва А.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-598/2007
Истец: Прокуратура Свердловской области
Ответчик: ГОУ НПО "Талицкое профессиональное училище", ОАО "Свердловэнергосбыт", ОАО "Свердловэнергосбыт" Восточный сбыт
Третье лицо: ГУП "Облкоммунэнерго", ГУП СО "Облкоммунэнерго", ОАО "Свердловэнергосбыт" г. Богданович, ОАО "Свердловэнергосбыт" г. Талица
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2007 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3254/07