20 мая 2011 г. |
Дело N А08-6475/2010-26 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вашановой Д.Г.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Центра": Лапина В.Г., представитель по доверенности N Д-БЛ/20/245 от 12.10.2010;
от Управления Росреестра по Белгородской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Центра" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.01.2011 по делу N А08-6475/2010-26, принятое судьей Бутылиным Е.В., по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Центра" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) к Управлению Росреестра по Белгородской области, федеральному государственном учреждению "Земельная кадастровая палата по Белгородской области" о признании незаконным решения N 02/10-838 от 14.09.2010, обязании внести в документы государственного кадастра недвижимости сведений,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "МРСК Центра" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Белгородской области о признании незаконным решения от 14.09.2010 N 02/10-838 об отказе в осуществлении внесения в документы государственного кадастра недвижимости сведений о границах охранной зоны на объекты электросетевого назначения и обязании внести в документы государственного кадастра недвижимости сведений о границе охранной зоны воздушных линий электропередач 10 кВ на основании карты (плана) от 22.06.2010.
Определением суда от 08.12.2010 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГУ "Земельная кадастровая палата".
Заявитель 20.01.2011 уточнил заявленные требования и просит суд обязать ФГУ "Кадастровая земельная палата" внести в документы государственного кадастра недвижимости по учетному делу N 3102/102/10-225 сведения о границе охранной зоны воздушных линий электропередач и 10 кВ N 10, 11, 8 ПС Александровка, проходящей по территории Прохоровского района Белгородской области на основании карты (плана) от 22.06.2010.
Решением от 20 января 2011 года в удовлетворении отказано.
При этом суд исходил из правомерности оспариваемого отказа.
Не согласившись с решением суда, ОАО "МРСК Центра" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, полагая, что оно принято при неправильном применении норм права и необоснованно.
Представитель ОАО "МРСК Центра" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, считая решение суда незаконным и необоснованным.
Управление Росреестра по Белгородской области, федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие (их представителей) в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебное разбирательство откладывалось, объявлялся перерыв.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Заявитель 20.08.2010 обратился в Управление Росреестра по Белгородской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
Решением N 02/10-838 от 14.09.2010 Обществу отказано в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости по основанию несоответствия его по форме требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также не представлением необходимых в с илу действующего законодательства документов.
Подавая заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости 20.08.2010 заявитель, по мнению органа кадастрового учета в нарушение пункта 7 представил карту (план) объекта землеустройства только на бумажном носителе. В связи с чем, Управлением было рекомендовано устранить допущенные нарушения.
Во исполнение рекомендаций Управления Росреестра по Белгородской
области, указанных в оспариваемом решении от 14.09.2010 Обществом представлены необходимые документы в уполномоченный орган - ФГУ "Земельная кадастровая палата", и документы были приняты.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Белгородской области наделено данными полномочиями с 15.09.2010.
Согласно письму N 1.2-20/100 от 18.01.2011 ФГУ "Земельная кадастровая палата" на основании заявления Общества в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий - охранной зоны в отношении воздушных линий электропередач и 10 кВ N 10, 11, 8 ПС Александровка, проходящей по территории Прохоровского района Белгородской области.
В материалы дела ФГУ "Земельная кадастровая палата" представлено решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" внесении сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий - охранной зоны в отношении воздушных линий электропередач и 10 кВ N 10, 11, 8 ПС Александровка, проходящей по территории Прохоровского района Белгородской области..
Однако заявитель полагает, что требование о представлении документов в электронной форме было незаконно, а принятие указанного решения не свидетельствует о фактическом внесении сведений о границах охранных зон в кадастр.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав мнение представителя ОАО "МРСК Центра", суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых сведений осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Указанная форма утверждена Приказом от 20 февраля 2008 г. N 34 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества".
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" в процессе информационного взаимодействия документы представляются в электронном виде (в виде электронных образов документов или электронных выписок) с использованием сетей связи общего пользования. При отсутствии таких сетей связи документы могут представляться на электронных носителях.
В пункте 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта земле устройства и требований к ее составлению" установлено, что карта (план) объекта землеустройства оформляется на бумажном носителе и (или) электронном носителе, исключающем возможность повторной записи информации, в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью исполните ля. Подлинность электронной цифровой подписи подтверждается в установленном Федеральным законом порядке.
Карта (план) объекта землеустройства, пред назначенная для внесения сведений об объекте землеустройства в государственный кадастр недвижимости, оформляется в виде электронного документа.
В случае если карта (план) объекта землеустройства оформлена в виде электронного документа на электронном носителе, ее передача в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также в орган кадастрового учета с целью внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте землеустройства оформляется сопроводительным письмом, в котором указываются характеристики соответствующего электронного носите ля и параметры электронного документа.
То есть, оформление карты (плана) в электронном виде предусмотрено как один из вариантов.
Статьей 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" определен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.
В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии со статьей 14 Закона "О государственном кадастре недвижимости" общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам (далее также в настоящей статье - запросы о предоставлении сведений) любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
1) копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
2) кадастровой выписки об объекте недвижимости;
3) кадастрового паспорта объекта недвижимости;
4) кадастрового плана территории;
5) в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Кадастровая выписка об объекте недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости. Если в соответствии с кадастровыми сведениями объект недвижимости, сведения о котором запрашиваются, прекратил существование, любая кадастровая выписка о таком объекте наряду с запрашиваемыми сведениями должна содержать кадастровые сведения о прекращении существования такого объекта.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Кадастровый план территории представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения.
Орган кадастрового учета имеет право по запросу любого лица предоставлять полученную на основе общедоступных кадастровых сведений обобщенную информацию, в том числе аналитическую информацию. Такая информация может размещаться в сети "Интернет" на официальном сайте органа кадастрового учета и официальном сайте органа нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Состав, виды такой информации, сроки ее предоставления, порядок ее размещения в сети "Интернет" на указанных официальных сайтах устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений устанавливает порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в том числе:
1) формы документов, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 настоящей статьи, запросов о предоставлении сведений, а также требования к составу сведений таких документов и запросов;
2) перечень документов, прилагаемых к запросу о предоставлении сведений, и способы их представления в орган кадастрового учета;
3) требования к формату документов, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 настоящей статьи, запросов о предоставлении сведений, если такие документы и запросы направляются в электронной форме;
4) порядок направления документов, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 настоящей статьи, запросов о предоставлении сведений, решений об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, уведомлений об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи;
5) порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости;
6) сроки предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в зависимости от способов их предоставления и с учетом максимального срока предоставления таких сведений, установленного настоящим Федеральным законом.
Суд апелляционной инстанции считает необоснованной ссылку суда первой инстанции на положения, касающиеся информационного взаимодействия применительно к заявителям, обратившимся с заявлением о постановке объекта на кадастровый учет.
По мнению суда апелляционной инстанции из пункта 7 Постановления Правительства РФ от 30.07.2009 N 621, также, не следует, что предоставление карты (плана) на электронном носителе обязательно.
Заявитель вправе представить либо документ на бумажном носителе, либо в электронном виде (при условии, что он исключает возможность повторной записи информации, в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью исполните ля, удостоверенной в установленном порядке), либо и на бумажном и на электронном носителе.
Таким образом, отказ по этим основаниям не соответствует закону и нарушал права заявителя на своевременное внесение сведений в Государственный кадастр и осуществление контроля за соблюдением ограничений в охранных зонных линий электропередач.
Вместе с тем, к моменту рассмотрения спора судом первой инстанции, заявленные сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости ФГУ "Земельная кадастровая палата".
Указанное подтверждается представленной суду апелляционной инстанции копией выкопировки из базы данных, содержащую сведения о вышеназванных охранных зонах (учетный номер, графическое изображение, перечень координат характерных точек охранной зоны).
Таким образом подтверждается внесение сведениях о границах охранной зоны в государственных кадастр.
Требования к составу сведений государственного кадастра недвижимости и к составу сведений выписки из кадастра регламентированы различными нормами и эти характер и объем этих сведений различен.
При этом отсутствие каких либо данных в выписке из государственного кадастра недвижимости не свидетельствует об их не внесении в государственный кадастр.
Выписка может содержать различную информацию, в зависимости от запрашиваемых сведений.
Поскольку ФГУ "Кадастровая земельная палата" внесены в документы государственного кадастра недвижимости по учетному делу N 3102/102/10-225 сведения о границе охранной зоны воздушных линий электропередач и 10 кВ N 10, 11, 8 ПС Александровка, проходящей по территории Прохоровского района Белгородской области на основании карты (плана) от 22.06.2010, то у суда не имеется удовлетворения второго требования и обязания их внести.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Излишне уплаченная госпошлина в сумме 1000 рублей по платежному поручению N 001726 от 14.02.2011 года подлежит возврату открытому акционерному обществу "МРСК Центра".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.01.2011 года по делу N Дело N А08-6475/2010-26 в части отменить.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по Белгородской области от 14.09.2010 N 02/10-838 об отказе в осуществлении внесения в документы государственного кадастра недвижимости сведений о границах охранной зоны на объекты электросетевого назначения.
В остальной части решение оставить без изменения.
Выдать Открытому акционерному обществу "МРСК Центра" справку на возврат излишне уплаченной госпошлины в сумме 1000 рублей по платежному поручению N 001726 от 14.02.2011.
Взыскать с Управления Росреестра по Белгородской области в пользу открытого акционерного общества "МРСК Центра" в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-6475/2010
Истец: ОАО "МРСК Центра", ОАО "МРСК-Центра" в лице филиала "МРСК-Центра" - "Белгородэнерго"
Ответчик: Управление Росреестра по Белгородской обл, Управление Росреестра по Белгородской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Белгородской области"