г. Санкт-Петербург
15 июля 2011 г. |
Дело N А56-43604/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Глазкова Е.Г., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: Четвериковым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5335/2011) открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2011 по делу N А56-43604/2010 (судья Радынов С.В.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЮПМ-Кюммене Чудово"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", филиал Октябрьской железной дороги
о взыскании 102 666 руб.,
при участии:
от истца: Бородулин С.И., доверенность от 10.06.2010,
от ответчика: Леонова Т.С., доверенность N Ю-11/108, от 14.12.2010,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЮПМ-Кюммене Чудово" (далее - истец), с учетом уменьшения размера исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ, обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петрбурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, РЖД) о взыскании94905,42 рублей пени за просрочку доставки груза.
Истец также просил взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в сумме 12 000 руб.
Решением от 18 февраля 2011 года суд исковые требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании стороны поддержали свои правовые позиции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, компания "HEXION SPECIALTY CHEMICALS OY" (Финляндия) в период с июля по октябрь 2009 года в адрес ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово" произвела поставку реагентов для производства пиломатериалов в 11 вагонах (цистернах) N N 57303489;50682756;57310799;51025328; 57303489; 50682756 57310799; 51025328;57310799;50682756;57303489 по железнодорожным накладным N N 0132124,0132125,0132126, 0132133,0132134, 0132135, 0132136,0132137,0132138, 0132139,0132140.
Груз к перевозке был принят на станции PUHOS VR (Финляндия) 13.07.2009, 21.08.2009, 02.09.2009, 09.09.2009, 17.09.2009, 23.09.2009, 28.09.2009 и доставлен истцу на ст. Чудово-Московское 21.07.2009, 26.08.2009, 08.09.2009, 15.09.2009, 25.09.2009, 26.09.2009, 30.09.2009, 07.10.2009 года соответственно, что подтверждается соответствующими отметками в железнодорожных накладных.
Ссылаясь на наличие со стороны ОАО "РЖД" просрочки доставки грузов по каждой перевозке на 2-6 суток, то есть более 4/10 общего срока доставки, ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово" предъявило ОАО "РЖД" претензию N 1400 15.10.2009 об уплате штрафных санкций.
В связи с отказом ОАО "РЖД" удовлетворить указанное требование, ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал исковые требования ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово" обоснованными по праву и по размеру, приняв расчет истца, составленный по ж/д накладным, не приняв других доказательств (памяток приемосдатчика, ведомостей подачи и уборки вагонов), поскольку из них невозможно определить дату прибытия груза по конкретным ж/д накладным.
Выслушав в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, апелляционный суд полагает решение суда подлежащим изменению, а доводы жалобы - удовлетворению, в силу следующего.
Согласно параграфу 2 статьи 16 Условий перевозок выдача груза производится в соответствии с правилами, действующими на железной дороге назначения.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" (далее - Правила N 26), время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Пунктом 4.5 Правил N 26 предусмотрено, что учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
С учетом изложенного, срок доставки вагона по спорной отправке груза следует исчислять с учетом даты, указанной в памятке приемосдатчика, а не с даты, определенной в железнодорожных накладных и с учетом увеличения срока доставки груза в связи с задержками вагонов под таможенным контролем и с увеличением срока доставки на одни сутки, связанным с приемом к перевозке и выдачей груза, в соответствии с параграфом 3 статьи 13 Условий перевозок, апелляционный суд полагает обоснованным расчет ответчика.
В материалы дела представлены памятки приемосдатчика и ведомости подачи и уборки вагонов, в которых содержаться сведения о фактической подаче Обществу вагонов по спорным отправкам.
Обществом не представлено надлежащих доказательств, опровергающих сведения, содержащиеся в памятке приемосдатчика, о подаче указанных вагонов.
Апелляционный суд признает ошибочным вывод суда о невозможности на основании памяток приемосдатчика, ведомостей подачи и уборки вагонов определить дату прибытии груза по конкретным железнодорожным накладным, поскольку действующим законодательством в сфере железнодорожного транспорта не предусмотрено проставление в памятках приемосдатчика и в ведомостях подачи и уборки вагонов номеров железнодорожных накладных.
Также ошибочный вывод суда о необходимости проставления в перевозочных документах отметки о составлении акта общей формы на станции назначения, поскольку в данном случае необходимо применять пункт 6.1. Правил, согласно которому доставка грузов увеличивается в случае задержки грузов таможенными и другими органами государственного контроля в пути следования более чем на одни сутки.
На основании изложенного, решение суда подлежит изменению, а апелляционная жалоба удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2011 по делу N А56-43604/2010 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЮПМ-Кюммене Чудово" 42 591 руб.12. коп. пени, 4 000 руб. расходов в возмещение госпошлины по иску и по апелляционной жалобе, в остальной части иска отказать".
Решение в части взыскания 12 000 руб. расходов на оплату услуг представителя оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43604/2010
Истец: ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", Октябрьская железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги"
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2012 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5335/11