14 июля 2011 г. |
Дело N А72-326/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Смирнова А.В., доверенность от 11 июля 2011 г.;
от судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Ленинскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Жильцова А.П. - извещен, не явился;
от Отдела судебных приставов по Ленинскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области - извещен, не явился;
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области - извещен, не явился;
от третьих лиц:
от открытого акционерного общества "РОССЕЛЬХОЗБАНК" - извещен, не явился;
от Управления Федерального казначейства Ульяновской области - извещен, не явился;
от муниципального учреждения администрация муниципального образования "Ишеевское городское поселение" - извещен, не явился;
от муниципального образования "Ишеевское городское поселение" - извещен, не явился;
от Министерства строительства Ульяновской области - извещен, не явился;
от открытого акционерного общества "Ульяновсккурорт" - извещен, не явился;
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области - извещен, не явился;
от Субъекта Российской Федерации - Ульяновская область в лице Правительства Ульяновской области - извещен, не явился;
от прокурора Ульяновской области - извещен, не явился;
от Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
общества с ограниченной ответственностью "Экопроект", г. Москва,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 марта 2011 г.
по делу N А72-326/2011 (судья Ипполитова И.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экопроект", г. Москва,
к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Ленинскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Жильцову А.П., г. Ульяновск,
Отделу судебных приставов по Ленинскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, г. Ульяновск,
Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области, г. Ульяновск,
третьи лица:
открытое акционерное общество "РОССЕЛЬХОЗБАНК", г. Ульяновск,
Управление Федерального казначейства Ульяновской области, г. Ульяновск,
муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Ишеевское городское поселение", р.п. Ишеевка, Ульяновская обл.,
муниципальное образование "Ишеевское городское поселение", р.п. Ишеевка, Ульяновская обл.,
Министерство строительства Ульяновской области, г. Ульяновск,
открытое акционерное общество "Ульяновсккурорт", с. Ундоры, Ульяновский район, Ульяновская обл.,
Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, г. Ульяновск,
Субъект Российской Федерации - Ульяновская область в лице Правительства Ульяновской области, г. Ульяновск,
с участием:
прокурора Ульяновской области, г. Ульяновск,
Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании недействительными и отмене постановлений, решения, незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Экопроект" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлениями (с учетом уточнения требований):
о признании недействительным и отмене постановления без номера от 21 октября 2010 г. отдела судебных приставов по Ленинскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области (далее - отдел судебных приставов);
о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска Жильцова А.П. (далее - судебный пристав-исполнитель) по выставлению инкассо в сумме 283 313 руб. 20 коп. именно на расчетный счет N 40702810065000000746 в Ульяновском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк";
о признании недействительным и отмене постановления без номера от 14 октября 2010 г. отдела судебных приставов;
о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя Жильцова А.П. по обращению взыскания на бюджетные денежные средства, а также по возложению на банк обязанности по списанию бюджетных денежных средств именно с расчетных счетов N 40702810065000000746 и N 40702810665000000748 в Ульяновском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк";
о признании незаконным и отмене решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банке N 083 024 10 ВД 0004945 в сумме 262 918 руб. 99 коп.;
о признании незаконным действия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее - пенсионный фонд) по обращению взыскания на бюджетные денежные средства, а также по возложению на банк обязанности по списанию бюджетных денежных средств именно с расчетного счета N 40702810065000000746 в Ульяновском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21 марта 2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что требование заявителя о признании незаконными актов пенсионного фонда и судебного пристава-исполнителя, а также действий этих лиц, направлено на перекладывание своей ответственности за нецелевое распоряжение средствами - субсидиями на ремонт жилых зданий на лиц, которые исполняли свои действия по взысканию пенсионных взносов, по исполнению решений суда в обычном, установленном порядке, не предполагая источник финансирования счетов N N 40702810065000000746 и 40702810665000000748 в Ульяновском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк".
Решение пенсионного фонда и постановления судебного пристава-исполнителя вынесены в соответствии с нормами законов, регламентирующих порядок взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации в банках и порядок обращения взыскания на имущество должника.
В тексте решения пенсионного фонда N 083 024 10 ВД 0004945 от 30 ноября 2010 г., в текстах постановлений от 14 октября 2010 г., от 21 октября 2010 г. судебного пристава-исполнителя отсутствуют сведения о взыскании страховых взносов за счет средств субсидий на ремонт жилых зданий на счетах плательщика.
Действия судебного пристава-исполнителя по вынесению оспариваемых постановлений не противоречат ни нормам закона об исполнительском производстве, ни иным нормам, регулирующим порядок исполнительного производства.
Заявителем пропущен срок для обжалования постановлений, действий судебного пристава-исполнителя.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что списанные денежные средства выделены в рамках региональной адресной программы капитального ремонта многоквартирных домов. Денежные средства являются средствами Фонда содействия реформированию ЖКХ и не являются собственностью заявителя.
Расчетные счета открыты в соответствии с региональной адресной программой капитального ремонта многоквартирных домов.
Обращение взыскания допускается исключительно на имущество должника, в том числе на денежные средства, находящиеся в полном неограниченном распоряжении должника.
Учитывая, что спорные денежные средства не являются собственностью должника, права должника по распоряжению данными средствами ограничены законом и договором, то у судебного пристава-исполнителя не было законных оснований обращать взыскание на имущество, не принадлежащее должнику, а именно на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые постановления судебного пристава-исполнителя вынесены в нарушение норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и не соответствуют требованиям закона об исполнительном производстве.
Службой судебных приставов не представлено в материалы дела доказательств того, что оспариваемыми постановлениями обращено взыскание в соответствии с положениями статей 68-69 закона об исполнительном производстве на денежные средства должника.
При таких обстоятельствах возложение на банк обязанности по необоснованному списанию бюджетных денежных средств нельзя признать законным.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Арбитражным судом Ульяновской области 18 июня 2009 г. по делу N А72-2303/2009 вынесено решение о взыскании с заявителя в пользу ОАО "Ульяновсккурорт" 213 277 руб. 98 коп. основного долга и 5 765 руб. 56 коп. в возмещение расходов по госпошлине.
11 августа 2009 г. Арбитражным судом Ульяновской области по делу N А72-2303/2009 выдан исполнительный лист N 097260 о взыскании с заявителя в пользу ОАО "Ульяновсккурорт" указанной задолженности.
14 мая 2010 г. на основании исполнительного листа от 11 августа 2009 г. N 097260 судебным приставом-исполнителем в отношении заявителя возбуждено исполнительное производство N 73/40/57234/6/2010, должнику предоставлен срок - 5 дней со дня получения постановления для исполнения требований исполнительного документа в добровольном порядке.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04 марта 2010 г. по делу N А72-161/2010 с заявителя в пользу ОАО "Ульяновсккурорт" взыскано 1 684 507 руб. 30 коп. - задолженность по договору от 01 января 2009 г. N 104 на пользование тепловой энергией в горячей воде, по договору от 01 января 2009 г. N 105 оказания услуг горячего водоснабжения, договору от 01 сентября 2008 г. N 351 на оказание услуг водоснабжения и водоотведения, за период с 11 февраля 2009 г. по 10 декабря 2009 г., а также 19 922 руб. 54 коп. - в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
21 апреля 2010 г. Арбитражным судом Ульяновской области выдан исполнительный лист серии АС N 000899149 о взыскании с заявителя в пользу ОАО "Ульяновсккурорт" задолженности в размере 1 684 507 руб. 30 коп. и 19 922 руб. 54 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
На основании исполнительного листа от 21 апреля 2010 г. серия АС N 000899149 судебным приставом-исполнителем 07 мая 2010 г. в отношении заявителя возбуждено исполнительное производство N 73/40/55852/6/2010, заявителю предоставлен срок - 5 дней со дня получения постановления для исполнения требований исполнительного документа в добровольном порядке.
03 июня 2010 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об объединении исполнительных производств N N 73/40/55852/6/2010 и 73/40/57234/6/2010, возбужденных в отношении заявителя, в сводное исполнительное производство с присвоением регистрационного номера 73/40/55852/6/2010-СД.
25 августа 2010 г. заявитель обратился в Ульяновский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк" с заявлениями об открытии расчетного счета исключительно в рамках Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - закон N 185-ФЗ).
В связи с чем между заявителем и ОАО "Россельхозбанк" оформлен договор от 25 августа 2010 г. N 10.0393 банковского счета. Согласно п. 1.1 договора Банк открывает заявителю расчетный счет в валюте РФ N 40702810065000000746 и осуществляет расчетно-кассовое обслуживание в соответствии с действующим законодательством РФ, нормативными актами Банка России и условиями договора.
25 августа 2010 г. между заявителем и ОАО "Россельхозбанк" заключен договор N 10.0395 банковского счета, согласно п. 1.1 которого Банк открывает заявителю расчетный счет в валюте РФ N 40702810665000000748 и осуществляет расчетно-кассовое обслуживание в соответствии с действующим законодательством РФ, нормативными актами Банка России и условиями договора.
26 августа 2010 г. заявитель уведомил в обычном порядке инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска об открытии банковских счетов N 40702810065000000746 и N 40702810665000000748 в Ульяновском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк".
27 августа 2010 г. заявитель уведомил в обычном порядке УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области об открытии банковского счета N 40702810065000000746 в Ульяновском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк".
07 сентября 2010 г. между заявителем и ОАО "Россельхозбанк" оформлено дополнительное соглашение N 1 к договору банковского счета от 25 августа 2010 г. N 10.0393, которым стороны договорились изложить п. 3.1.2 договора в следующей редакции: "Банк имеет право списывать без распоряжения Клиента (в бесспорном и безакцептном порядке) денежные средства, находящиеся на его счете, по решению суда, а также в случаях, установленных законом".
В этот же день между заявителем и ОАО "Россельхозбанк" заключено аналогичное дополнительное соглашение N 1 к договору банковского счета от 25 августа 2010 г. N 10.0395.
На указанные счета заявителя N N 40702810065000000746 и 40702810665000000748 от МУ администрация МО "Ишеевское городское поселение" поступали денежные средства с назначением платежа - субсидии на капитальный ремонт многоквартирных домов из бюджета Ульяновской области.
14 октября 2010 г. судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства N 73/40/57234/6/2010 вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства заявителя в размере 219 043 руб. 54 коп., находящиеся на счетах N 40702810965000000749, N 40702810665000000748, 40702810365000000747, 40702810065000000746 в Ульяновском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк".
18 октября 2010 г. Ульяновский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк" платежным поручением N 557 со счета заявителя N 40702810065000000746 перечислил на депозитный счет ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска 219 043 руб. 54 коп., указав в назначении платежа - взыскание задолженности на основании постановления от 14 октября 2010 г. по материалам исполнительного производства N 73/40/57234/6/2010, возбужденного 14 мая 2010 г. на основании исполнительного листа 097260 от 11 августа 2008 г. Арбитражного суда Ульяновской области.
21 октября 2010 г. судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства N 73/40/55852/6/2010 вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства заявителя в размере 283 313 руб. 20 коп., находящиеся на счете N 40702810065000000746 в Ульяновском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк".
26 октября 2010 г. Ульяновский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк" платежным поручением N 747 со счета заявителя N 40702810065000000746 перечислил на депозитный счет ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска 283 313 руб. 20 коп., указав в назначении платежа - взыскание задолженности на основании постановления от 21 октября 2010 г. по материалам исполнительного производства N 73/40/55852/6/2010, возбужденного 07 мая 2010 г. на основании исполнительного листа АС 000899149 от 21 апреля 2010 г. Арбитражного суда Ульяновской области.
01 ноября 2010 г. пенсионным фондом оформлена справка N 083 024 10 СН 0034347 о выявлении недоимки у заявителя в сумме 258 054 руб., в том числе 199 967 руб. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемую на страховую часть трудовой пенсии, и 58 087 руб. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемую на накопительную часть трудовой пенсии.
09 ноября 2010 г. пенсионным фондом в отношении заявителя вынесено требование N 08302440023045 об уплате недоимки по страховым взносам и пеням на сумму 262 918 руб. 99 коп.
30 ноября 2010 г. пенсионным фондом вынесено решение N 083 024 10 ВД 0004945 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках. Данное решение принято о взыскании с заявителя страховых взносов на сумму 262 918 руб. 99 коп., в том числе: 199 967 руб. - задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемую на страховую часть трудовой пенсии, 58 087 руб. - задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемую на накопительную часть трудовой пенсии, 3 789 руб. 87 коп. - пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 1 075 руб. 12 коп. - пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии.
30 ноября 2010 г. пенсионным фондом на счет заявителя N 40702810065000000746 в Ульяновском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк" выставлены инкассовые поручения:
N 08302470014665 на сумму 199 967 руб. Основанием для списания денежных средств указано: "взыскание денежных средств в ПФР по Решению УПФР в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области N 083 024 10 ВД 0004945 от 30.11.2010 г.. на основании ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009";
N 08302470014666 на сумму 3 789 руб. 87 коп. Основанием для списания денежных средств указано: "взыскание денежных средств в ПФР по Решению УПФР в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области N 083 024 10 ВД 0004945 от 30.11.2010 г.. на основании ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009";
N 08302470014667 на сумму 58 087 руб. Основанием для списания денежных средств указано: "взыскание денежных средств в ПФР по Решению УПФР в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области N 083 024 10 ВД 0004945 от 30.11.2010 г.. на основании ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009";
N 08302470014668 на сумму 1 075 руб. 12 коп. Основанием для списания денежных средств указано: "взыскание денежных средств в ПФР по Решению УПФР в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области N 083 024 10 ВД 0004945 от 30.11.2010 г.. на основании ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009".
03 декабря 2010 г. инкассовые поручения N N 08302470014665, 08302470014666, 08302470014667, 08302470014668 переданы по реестру от 01 декабря 2010 г. в Ульяновский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк".
По сведениям Ульяновского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк" постановления судебного пристава-исполнителя от 14 октября 2010 г. и от 21 октября 2010 г., а также инкассовые поручения пенсионного фонда от 30 ноября 2010 г. N N 08302470014665, 08302470014666, 08302470014667, 08302470014668 исполнены в полном объеме за счет средств, поступивших на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов.
Считая, что в результате издания указанных ненормативных актов и действий пенсионного фонда и судебного пристава-исполнителя обращено взыскание на денежные средства, являющиеся собственностью Фонда содействия реформированию ЖКХ, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу абзацев 2, 4 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - закон N 118-ФЗ) судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 68 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - закон N 229-ФЗ) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства, является мерой принудительного исполнения.
Пунктом 2 этой же статьи установлено, что меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с законом N 229-ФЗ устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Согласно п. 3 ст. 69 закона N 229-ФЗ взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях.
Порядок наложения ареста на денежные средства, находящиеся в банке или иной кредитной организации, урегулирован ст. 81 закона N 229-ФЗ.
В рассматриваемом случае оспариваемыми постановлениями судебного пристава-исполнителя обращено взыскание именно на денежные средства на счетах, то есть судебный пристав-исполнитель действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законами N 229-ФЗ и N 118-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на момент вынесения судебным приставом-исполнителем оспариваемых постановлений от 14 октября 2010 г. и от 21 октября 2010 г. об обращении взыскания на денежные средства должника срок для добровольного исполнения заявителем требований исполнительных документов истек, задолженность заявителем не погашена.
Таким образом, оспариваемые постановления судебного пристава-исполнителя от 14 октября 2010 г. и 21 октября 2010 г. об обращении взыскания на денежные средства должника не противоречат закону или иному нормативному правовому акту, принципам разумности, обоснованности и не нарушают баланс интересов сторон.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (п. 2 ст. 18 закона N 212-ФЗ).
Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона (п. 3 ст. 18 закона N 212-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 19 закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
В силу п. 2 ст. 19 закона N 212-ФЗ взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
Пунктом 7 ст. 19 закона N 212-ФЗ предусмотрено, что поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление страховых взносов должно содержать указание на те счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление страховых взносов, и сумму, подлежащую перечислению (п. 8 ст. 19 закона N 212-ФЗ).
В п. 11 ст. 19 закона N 212-ФЗ установлено, что не производится взыскание страховых взносов с депозитного счета плательщика страховых взносов, если не истек срок действия депозитного договора.
При вынесении оспариваемого решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах заявителя и совершении действий по обращению взыскания на денежные средства на счетах заявителя пенсионный фонд руководствовался нормами закона N 212-ФЗ.
Нарушений порядка взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов, установленного ст. 19 закона N 212-ФЗ, со стороны пенсионного фонда при вынесении оспариваемого решения и совершении оспариваемых действий не установлено.
Заявитель не указал, какие нормы законодательства нарушены пенсионным фондом при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах заявителя.
В качестве единственного основания для оспаривания указанных ненормативных актов и действий пенсионного фонда и судебного пристава-исполнителя заявитель указал на тот факт, что обращено взыскание на денежные средства, не являющиеся собственностью заявителя, а являющиеся собственностью Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Согласно п. 5 ст. 15 закона N 185-ФЗ направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема, установленного соответственно частью 2 статьи 18 и пунктом 2 части 6 статьи 20 настоящего Федерального закона, могут использоваться только на проведение работ, указанных в части 3 настоящей статьи, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи многоквартирных домов, виды работ по которому установлены частью 3 настоящей статьи, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Пунктом 12 ст. 20 закона N 185-ФЗ предусмотрено, что товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы либо выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах управляющие организации не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за исключением случаев, предусмотренных частями 9 и 11 настоящей статьи.
Следовательно, на счетах N N 40702810065000000746 и 40702810665000000748, открытых в Ульяновском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк" для поступления средств внебюджетного фонда, не могло быть денежных средств, которые могли быть направлены на исполнение обязательств заявителя перед своими собственными кредиторами, поскольку денежные средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, размещаемые на расчетном счете Управляющей компании, специально открытом для достижения целей, указанных законом N 185-ФЗ, не являются имуществом (собственностью) управляющей компании.
Однако, вопреки указанным нормам закона N 212-ФЗ, дополнительными соглашениями N 1 к договорам банковского счета от 25 августа 2010 г. N 10.0393 и N 10.0395, заключенными с Ульяновским региональным филиалом ОАО "Россельхозбанк", заявитель оговорил, что "Банк имеет право списывать без распоряжения Клиента (в бесспорном и безакцептном порядке) денежные средства, находящиеся на его счете, по решению суда, а также в случаях, установленных законом".
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, в текстах решения пенсионного фонда от 30 ноября 2010 г. N 083 024 10 ВД 0004945 и постановлений судебного пристава-исполнителя от 14 октября 2010 г. и от 21 октября 2010 г. отсутствуют сведения и ссылки на тот факт, что взыскание страховых взносов будет производиться за счет средств субсидий на ремонт жилых зданий на счетах плательщика.
Заявитель не представил суду доказательств того, что указанные органы и должностные лица знали о том, что денежные средства на счетах заявителя, на которые обращено взыскание, являются субсидиями на ремонт жилых зданий, поступившими от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение пенсионного фонда и постановления судебного пристава-исполнителя, а также действия должностных лиц вынесены и совершены в соответствии с нормами законов N 212-ФЗ и N 229-ФЗ.
Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, необходимых для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Судом первой инстанции также обоснованно указано на пропуск заявителем срока обжалования постановлений и действий судебного пристава-исполнителя.
Заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных должностных лиц незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Глава 18 Закона N 229-ФЗ определяет сроки и порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, как в порядке подчиненности, так и в суде.
Согласно ст. 122 закона N 229-ФЗ жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановлений и действий судебного пристава-исполнителя 17 января 2011 г., то есть с пропуском установленного срока.
Ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановлений, а также действий судебного пристава-исполнителя заявителем не было подано ни при обращении в суд, ни в ходе судебного разбирательства.
Ссылка подателя жалобы на ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит отклонению с учетом приведенных выше обстоятельств дела и норм действующего законодательства.
Пропуск срока является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 марта 2011 г. по делу N А72-326/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-326/2011
Истец: ООО "ЭкоПроект"
Ответчик: ГУ-Управление ПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска, ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска
Третье лицо: Ишеевское городское поселение, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ульяновской области, МО "Ишеевское городское поселение" в лице администрации МО "Ишеевское городское поселение", МУ Администрация МО "Ишеевское городское поселение", ОАО "Россельхозбанк", ОАО "Ульяновсккурорт", Отделение по Ульяновскому району Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Прокуратура Ульяновской области, СПИ ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска Жильцов А. П., Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области, Ульяновский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк", Ульяновский РФ ОАО "Россельхозбанк", Управление Федерального Казначейства по Ульяновской области, УФССП по Ульяновской области