21 июля 2011 г. |
Дело N А55-26906/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Балашевой В.Т., Туркина К.К.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюмасевой Ю.В.,
при участии:
от истца - представитель Фомин А.С. (доверенность от 07.09.2010),
от ответчиков:
открытое акционерное общество "Российский сельскохозяйственный банк" - представитель Шепталова О.Г. (доверенность от 24.01.2011 N 4),
Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального района Исаклинский Самарской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" в лице Самарского регионального филиала открытого акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 мая 2011 года по делу N А55-26906/2010 (судья Н.В. Шаруева),
по иску заместителя прокурора Самарской области, г. Самара,
к открытому акционерному обществу "Российский сельскохозяйственный банк" (ИНН 7725114488, ОГРН 1027700342890), г. Москва,
Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального района Исаклинский Самарской области (ИНН 6369001414, ОГРН 1026303659700), Самарская область, Исаклинский район, с. Исаклы,
при участии третьего лица: администрации муниципального района Исаклинский Самарской области, Самарская область, Исаклинский район, с. Исаклы,
о признании размещения муниципального заказа и муниципального контракта недействительным и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Самарской области обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском о признании недействительным размещения муниципального заказа в форме открытого аукциона на заключение муниципального контракта на оказание банковских услуг по открытию и ведению счета 40302 "Средства поступающие во временное распоряжение бюджетных организаций" для Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Исаклинский Самарской области, проведенного администрацией муниципального района Исаклинский Самарской области и муниципального контракта от 22.01.2010 N 138, заключенного между открытым акционерным обществом "Российский сельскохозяйственный банк" (далее ОАО "Россельхозбанк") и Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Исаклинский Самарской области.
До принятия судебного акта судом принят отказ истца от иска в части требования о применении последствий недействительности сделки в виде закрытия счета 40302 "Средства поступающие во временное распоряжение бюджетных организаций", мотивированное закрытием указанного счета ОАО "Россельхозбанк".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 мая 2011 года по делу N А55-26906/2010 исковые требования удовлетворены. Суд признал недействительным размещение муниципального заказа в форме открытого аукциона на заключение муниципального контракта на оказание банковских услуг по открытию и ведению счета 40302 "Средства поступающие во временное распоряжение бюджетных организаций" для Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Исаклинский Самарской области, проведенного администрацией муниципального района Исаклинский Самарской области и муниципальный контракт от 22.01.2010 N138, заключенный между ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" и Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Исаклинский Самарской области. С ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2000 руб. (л.д.136-140).
ОАО "Россельхозбанк" с решением суда не согласилось и обратилось в арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Судом не исследованы обстоятельства, позволяющие сделать вывод о возможности или невозможности технически и фактически обслуживать счет Заказчика -Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Исаклинский Самарской области.
Представители администрации муниципального района Исаклинский Самарской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Исаклинский Самарской области, надлежащим образом, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
В судебном заседании представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.
Администрация муниципального района Исаклинский Самарской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального района Исаклинский Самарской области в отзывах на апелляционную жалобу, поддержали изложенные в ней доводы, просили обжалуемое решение отменить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, ознакомившись с возражениями истца, выслушав мнение представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции судебного акта, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 25 мая 2011 года.
Из материалов дела следует, что 12.01.2010 администрацией муниципального района Исаклинский Самарской области проведен открытый конкурс на заключение муниципального контракта с кредитной организацией по открытию и ведению счета 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных организаций" для Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Исаклинский Самарской области, который признан несостоявшимся в связи поступлением лишь одной заявки ОАО "Россельхозбанк".
По результатам конкурса Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Исаклинский Самарской области был заключен муниципальный контракт от 22.01.2010 N 138 с единственным лицом, обратившимся с заявкой на участие в конкурсе - ОАО "Россельхозбанк" на оказание банковских услуг по открытию и ведению текущего счета "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных организаций", согласно которому ОАО "Россельхозбанк" открыло Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области счет в валюте Российской Федерации N 40302810613120000001 и обязалось осуществлять его расчетно-кассовое обслуживание.
Полагая, что конкурс и муниципальный контракт не соответствует требованиям действующего законодательства и подлежат признанию недействительными, заместитель прокурора Самарской области обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации возложено на Федеральное казначейство (часть четвертая); по соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта Российской Федерации необходимого для их осуществления имущества (часть пятая); для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке Российской Федерации с учетом положений статей 156 и 216 данного Кодекса; все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам (часть шестая).
Статьей 75 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)", пунктом 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) на Банк России возложены функции обслуживания бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и все операции со средствами бюджетов, которые Банк России осуществляет без комиссионного вознаграждения.
Как определено статьей 6 БК РФ под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Единый счет бюджета - счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.
Согласно пункту 2 статьи 156 БК РФ в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций кредитные организации осуществляют функции Банка России.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П, указано, что положение "о невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов" в отсутствие нормативной конкретизации его содержания непосредственно в законе, должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из нормативных правовых актов, и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов. При этом под "соответствующей территорией" понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации на территории определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).
Из письма Главного управления Центрального банка России по Самарской области от 30.11.2010 N 37-3-48/812 следует, что Сергиевский РКЦ ГУ Банка России по Самарской области имеет возможность обслуживания счетов администраций муниципальных образований и бюджетных организаций Исаклинского района.
Суд правильно указал, что из вышеназванного документа следует, что входящие в состав Главного управления Банка России по Самарской области расчетно-кассовые центры, расположенные на территории Самарской области обладают возможностями по обслуживанию счетов бюджетов всех уровней, в том числе и счета Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Исаклинский Самарской области.
Учитывая положения ст. 168, п.1 ст. 449, ч.2 ст. 167 ГК РФ, принимая во внимание разъяснения, данные в пункте 32 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый конкурс на заключение муниципального контракта является недействительным, а договор, заключенный ответчиками в нарушение вышеуказанных положений бюджетного законодательства, является ничтожным.
Довод заявителя жалобы о не исследовании обстоятельств, позволяющих сделать вывод о возможности или невозможности технически и фактически обслуживать счет Заказчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Исаклинский Самарской области отклоняется, поскольку указанные обстоятельства судом первой инстанции исследованы и оценены правильно. Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не представлено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 мая 2011 года по делу N А55-26906/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" в лице Самарского регионального филиала открытого акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26906/2010
Истец: Прокуратура Самарской области
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального района Исаклинский Самарской области, ОАО "Россельхозбанк"
Третье лицо: Администрация муниципального района Исаклинский Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7054/11