6 июня 2011 г. |
Дело N А14-1496/2011 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 июня 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей Осиповой М.Б.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Аришонковой Е.А. ,
при участии в судебном заседании:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже: Лоншаковой С.В. - ведущего специалиста-эксперта юридического отдела, доверенность N 01-32/5513 от 15.03.2011,,
от ОАО "Конструкторское бюро химавтоматики": Шишкиной Н.П. -юрисконсульта по доверенности N юр/23ВР от 12.01.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.03.2011 по делу N А14-1496/2011 (судья Соболева Е.П.) по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300) к открытому акционерному обществу "Конструкторское бюро химавтоматики" (ОГРН 1043600062725, ИНН 3665046177) о взыскании финансовых санкций в размере 10960,23 руб.
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Конструкторское бюро химавтоматики" (далее - ОАО "Конструкторское бюро химавтоматики", Общество. ответчик) финансовых санкций за представление неполных и недостоверных сведений индивидуального персонифицированного учета в размере 10960,23 руб. (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Управление Пенсионного фонда обратилось арбитражный суд с настоящей апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на правомерность привлечения Общества к ответственности за представление недостоверных сведений в отношении Плутахина В.И.
При этом Управление указывает на то, что в ходе проверки представленных индивидуальных сведений персонифицированного учета в отношении Плутахина В.И. не был подтвержден факт льготной работы с 01.01.2002 г. по 31.12.2009 г., в силу чего представленные Обществом индивидуальные сведения за 2002-2009 гг. в отношении данного физического лица не могут быть признаны достоверными.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, решение Хохольского районного суда Воронежской области от 23.12.2010 г.., которым суд обязал Управление Пенсионного фонда включить в специальный трудовой стаж работы Плутахина В.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, в том числе, периоды с 01.01.2002 по 31.12.2009, назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию по старости, не может являться основанием для признания указанных индивидуальных сведений достоверными, поскольку указанное решение было принято исходя из оценки совокупности всех представленных доказательств по делу, в том числе свидетельских показаний, тогда как на момент представления ответчиком сведений за 2002-2009гг. их документальное подтверждение отсутствовало.
ОАО "Конструкторское бюро химавтоматики" возражает против доводов апелляционной жалобы и считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
При этом Общество ссылается на то, что достоверность рассматриваемых сведений подтверждена вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции, в связи с чем привлечение Общества к ответственности является неправомерным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Конструкторское бюро химавтоматики" зарегистрировано в качестве страхователя в органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
В ходе проверки достоверности представленных Обществом сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования за период с 01.01.1998 г.. по 31.12.2009 г.., Управлением Пенсионного фонда был установлен факт представления Обществом недостоверных индивидуальных сведений на застрахованное лицо - Плутахина Владимира Ивановича в части указания в разделе "Стаж работы за отчетный период" на особые условия труда (код 27-2 201000-175) в периоды 2002 г.. -2009 г..
Указанные обстоятельства нашли отражение в акте документальной проверки факта льготной работы и достоверности представленных страхователем индивидуальных сведений застрахованного лица в части специального стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости N 35-86 от 29.03.2010 г..
Учитывая, что индивидуальные сведения, представленные страхователем, были признаны недостоверными, ОАО "Конструкторское бюро химавтоматики" было предложено представить корректирующие формы в ОПУ и ВСЗЛ согласно справке в приложении N 2 к акту.
Поскольку уточненные индивидуальные сведения представлены не были, то специалистом отдела персонифицированного учета, взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами, взыскания недоимки УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже был составлен акт N 10 от 24.06.2010 г.. об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании.
По результатам проверки Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже вынесено решение от 22.07.2010 г.. N 10 о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона от 01.04.1996 г.. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", в виде взыскания с ОАО "Конструкторское бюро химавтоматики" штрафа в сумме 10 960 руб. 23 коп.
На основании указанного решения в адрес Общества было направлено требование N 10 от 22.07.2010 г.., которым ответчику было предложено уплатить сумму штрафа в срок до 23.08.2010 г..
В связи с неисполнением в установленный срок требования об уплате штрафных санкций, Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества штрафных санкций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 г.. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом, представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом.
Статьей 19 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция) утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования".
Согласно п. 27 Инструкции каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица.
Сведения о заработной плате (доходе) и начисленных и уплаченных страховых взносах за застрахованных лиц представляются на основании данных бухгалтерского учета.
Сведения о страховом (трудовом) стаже представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, а также данных бухгалтерского учета о начислении и уплате страховых взносов.
В соответствии с пунктом 35 Инструкции территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями, путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов федерального казначейства.
По требованию территориального органа страхователь представляет дополнительные сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.
Пунктом 36 Инструкции установлено, что страхователь в 2-недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях устраняет их и представляет в территориальный орган уточненные данные (корректирующую или отменяющую форму).
В соответствии с абз. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и(или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон).
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона N 173-ФЗ, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Согласно п. 2 ст. 27 Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства N 537 от 18.07.2002 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" утвержден Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее - Список N 2).
В позиции 21201000-1754а раздела XI "Производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов" Списка N 2 определены рабочие, руководители и специалисты, занятые при подготовке и проведении испытаний на полигонах, испытательных станциях и стендах.
При оценке достоверности индивидуальных сведений в части специального трудового стажа следует руководствоваться Разъяснением Минтруда России от 22.05.1996 г.. N 5.
В соответствии с п.5 Разъяснения от 22.05.1996 г.. N 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.
Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда были признаны недостоверными сведения, представленные ОАО "Конструкторское бюро химавтоматики" на застрахованное лицо - Плутахина Владимира Ивановича за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2009 г.., содержащие указание на особые условия труда (код 27-2 201000-175)
При этом Управлением Пенсионного фонда не был установлен факт льготной работы Плутахина В.И. за данный период в цехе 175 в качестве слесаря-сантехника, монтажника внутренних санитарно-технических систем, занятого при подготовке и проведении испытаний на стендах отделов 121, 127, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет в соответствии с КПС 21201000-1754а раздела XI "Производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов" Списка N 2, поскольку постоянная занятость данного работника на ремонтных работах, являющихся составной частью технологического процесса подготовки и проведения испытаний на испытательных станциях, полигонах и стендах, документально не подтверждена.
Признавая указанную позицию заявителя необоснованной, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Решением Хохольского районного суда Воронежской области от 23.12.2010 г.. по делу N 2-656/2010 по иску Плутахина В.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, возложению обязанностей включить в специальный стаж определенных периодов работы и назначении пенсии с момента обращения исковые требования удовлетворены в полном объеме.
При этом суд обязал ответчика включить в подсчет специального трудового стажа Плутахина В.И. периоды работы с 08.10.1975 по 14.06.1988 - в качестве слесаря-сантехника, с 15.06.1988 по 31.12.2009 - в качестве монтажника внутренних санитарно-технических систем в ОАО "КБХА".
Из данного судебного акта усматривается, что вывод суда о наличии у Плутахина В.И. права на включение в стаж, дающий право на получение пенсии на льготных условиях, оспариваемых периодов, основан на том, что профессия Плутахина В.И. является составной частью технологического процесса подготовки и проведения испытаний на испытательных станциях, полигонах и стендах, выполнялась им на условиях постоянной занятости и включена в вышеуказанный Список N 2.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 10.02.2011 года решение Центрального районного суда г. Воронежа от 23.12.2010 г.. оставлено без изменения, а кассационная жалоба Управления Пенсионного фонда - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 АПК РФ, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Руководствуясь вышеизложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о достоверности сведений о льготном стаже Плутахина В.И. за спорные периоды с 01.01.2002 г. по 31.12.2009 г., представленных ответчиком в орган Пенсионного фонда с указанием кода-позиции 21201000-1754а раздела XI "Производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов" Списка N 2.
При таких обстоятельствах, у Управления Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к ответственности в виде финансовых санкций в размере 10960,23 руб. за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в связи с отсутствием состава данного правонарушения, вследствие чего судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований Управления о взыскании с Общества финансовых санкций, предусмотренных абз.3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
При этом судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы об отсутствии документального подтверждения сведений в отношении льготного стажа Плутахина В.И. на момент представления ответчиком сведений за 2002-2009гг., поскольку данные обстоятельства не опровергают достоверность указанных сведений.
Сам по себе тот факт, что в ходе проверки Управлением не был установлен факт льготной работы Плутахина В.И., не свидетельствует о том, что сведения, представленные Обществом в отношении данного лица, являются недостоверными. Содержание сведений, представленных Обществом в отношении Плутахина В.И., Управлением не опровергнуто.
Более того, правомерность учета соответствующих периодов работы Плутахина В.И. при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии подтверждена вступившим в законную силу судебным актом.
Таким образом, убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что требования Управления о взыскании финансовых санкции за представление страхователем недостоверных сведений индивидуального персонифицированного учета за 2002-2006гг. не подлежат удовлетворению также в связи с тем, что привлечение к ответственности Общества произведено органом Пенсионного фонда за пределами установленного срока давности привлечения к ответственности.
Поскольку специальными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен порядок привлечения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, органы Пенсионного фонда в силу статьи 2 Закона N 167-ФЗ должны руководствоваться правилами, установленными Налоговым кодексом Российской Федерации.
На основании статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 36 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при применении указанного срока давности судам надлежит исходить из того, что в контексте статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) в установленном порядке и сроки решения о привлечении лица к налоговой ответственности.
Исходя из установленных сроков представления страхователем в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений индивидуального персонифицированного учета (не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом), суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что на момент принятия решения N 10 от 22.07.2010 г.. о привлечении ОАО "Конструкторское бюро химавтоматики" к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании Управлением Пенсионного фонда был пропущен установленный статьей 113 НК РФ трехлетний срок (срок давности) привлечения к ответственности в виде взыскания финансовых санкций за 2002 -2006гг.
На основании изложенного, основания для удовлетворения заявленных Управлением Пенсионного фонда требований у суда отсутствуют.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенной значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.03.2011 по делу N А14-1496/2011 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда - без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в силу ст.333.37 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г.. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.03.2011 по делу N А14-1496/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
В.А. Скрынников |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-1496/2011
Истец: УПФ РФ в г. Воронеже
Ответчик: ОАО "КБХА"
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2375/11