г. Чита |
Дело N А78-1494/2011 |
"15" июля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Доржиева Э.П., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубук М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Золотодобывающая компания "Урюм" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 апреля 2011 года по делу N А78-1494/2011 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Золотодобывающая компания "Урюм" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю о признании недействительными решений от 21 сентября 2010 года N 2311 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", N 23 "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" (суд первой инстанции: Сизикова С.М.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Матвеевой У.А., представителя по доверенности от 12.07.2011,
от налогового органа - Савватеевой Н.С., представителя по доверенности от 11.01.2011 N 03.01/1,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Золотодобывающая компания "Урюм", зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1027500624293, ИНН 7512000863, место нахождения: Забайкальский край, Могочинский район, поселок Кислый Ключ (далее - ООО ЗК "Урюм", общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю, зарегистрированной в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1047533001471, ИНН 7527006924, место нахождения: Забайкальский край, г. Шилка, ул. Толстого, д.111, (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 21 сентября 2010 года N 2311 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", N 23 "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 27 апреля 2011 года в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Суд первой инстанции по результатам рассмотрения пришел к выводу о правомерности отказа в принятии налоговых вычетов по оспариваемым решениям инспекции, поскольку налоговый орган в ходе камеральной налоговой проверки не имел возможности оценить документы, которые в силу статей 171 и 172 Налогового кодекса РФ дают право налогоплательщику на применение вычетов по налогу на добавленную стоимость, в связи с их непредставлением обществом.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований, указывая на принятие судебного акта с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя, налоговым органом необоснованно отказано в применения налоговых вычетов и в возмещении налога на добавленную стоимость за июль 2007 года в сумме 461464 руб., поскольку истребованные инспекцией документы в подтверждение налоговых вычетов представлены в полном объеме.
Из положений статей 171, 172, 173 Налогового кодекса РФ следует, что право на применение налогового вычета сумм налога, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, обусловлено уплатой налога в бюджет. При этом судом первой инстанции необоснованно применены положения статьи 172 Налогового кодекса РФ, регламентирующие порядок применения вычетов в отношении налога, предъявленного подрядными организациями.
Налог на добавленную стоимость при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления в сумме 491827 руб. исчислен обществом в налоговой декларации за июнь 2007 года, по которой проведена камеральная налоговая проверка. Кроме того, на момент представления уточненной налоговой декларации за июнь 2007 года инспекцией проведена выездная налоговая проверка, данные налогоплательщика приняты инспекцией. Соответственно, в случае, если налогоплательщик обоснованно исчисляет налог на добавленную стоимость в июне 2007 года, то имеет право на применение налоговых вычетов в июле 2007 года.
Общество также указывает, что оспариваемыми решениями признано обоснованным применение налоговых вычетов в размере 30 363 руб. при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Отзыв на апелляционную жалобу инспекцией не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 06.06.2011.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Представитель Инспекции доводы апелляционной жалобы оспорила, полагала решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании статьи 88 Налогового кодекса РФ инспекцией проведена камеральная проверка уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость за июль 2007 года, представленной в налоговый орган налогоплательщиком 09.03.2010, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки N 6326 от 23.06.2010, в котором отражены установленные инспекцией обстоятельства.
На акт проверки обществом представлены возражения, по результатам рассмотрения материалов проверки и возражений заместителем руководителя инспекции принято решение N 1 от 23.07.2010 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Уведомлением от 23.08.2010 N 10-28/2200 общество извещено о назначении рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля на 21.09.2010 на 11 час. 00 мин. Общество письмом от 20.09.2010 известило о возможности рассмотрения материалов проверки в отсутствие его представителя.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, в отсутствие представителя налогоплательщика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения, заместителем руководителя инспекции приняты решения от 21 сентября 2010 года N 2311 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", N 23 "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", N 33 "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению".
Решением инспекции N 23 от 21.09.2010 обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 461464 руб., решением N 33 от 21.09.2010 возмещен налог в сумме 30363 руб.
Не согласившись с решениями налогового органа от 21 сентября 2010 года N 2311 и N 23, Общество обжаловало их в вышестоящий орган, обратившись с апелляционной жалобой.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю от 26 ноября 2010 года N 2.13-20/467-ЮЛ/12696, решения Инспекции от 21 сентября 2010 года N 2311и N 23 оставлены без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с указанными решениями налогового органа, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Общества подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального права.
Согласно статье 143 Налогового кодекса РФ общество является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Как следует из уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за июль 2007 года и акта проверки, обществом за июль 2007 года сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям по реализации товаров (работ, услуг), исчислена в размере 646084 руб., сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая вычету по данным операциям, заявлена в размере 1787754 руб.
Из заявленной на вычеты суммы налога обжалуемыми решениями в применении вычетов отказано в размере 491827 руб.
Как следует из решения инспекции, в подтверждение правомерности применения налоговых вычетов обществом представлены акты о приемке выполненных работ КС-2, справки о стоимости работ и затрат КС-3, счета-фактуры, предъявленные подрядчиком, книги покупок и главной книги за 2007 год, документы, подтверждающие оплату налога на добавленную стоимость в сумме 766889 руб., в том числе, за июнь 2007 года в сумме 491827 руб.
Основанием для отказа в принятии к вычетам налога на добавленную стоимость, исчисленного при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, и отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 461464 руб. послужило непредставление налогоплательщиком на проверку первичных документов, счетов-фактур на приобретение товарно-материальных ценностей, книг покупок за проверяемый период.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции, признавшего соответствующими закону оспариваемые решения инспекции, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 173 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, либо товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
На основании абзаца 3 пункта 6 данной нормы вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с пунктом 1 статьи 166 настоящего Кодекса при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом в соответствии с настоящей главой, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.
В статье 172 Налогового кодекса РФ определен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 172 Налогового кодекса РФ вычеты сумм налога, указанных в абзаце 3 пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на момент определения налоговой базы, установленный пунктом 10 статьи 167 настоящего Кодекса.
Следовательно, суд первой инстанции правильно исходил из того, что только при соблюдении указанных требований Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении налога на добавленную стоимость.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом положений статьи 172 Налогового кодекса РФ в отношении порядка применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость основаны на ошибочном толковании норм права.
В силу статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ от 21.11.1996 "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы должны подтверждать реальность совершенной сделки и принимаются к учету при условии оформления их в соответствии с требованиями закона.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в марте 2010 года налоговым органом проводилась выездная налоговая проверка деятельности общества по вопросам правильности начисления и уплаты налогов в 2007 году. В ходе проверки была выявлена ошибка при исчислении налога на добавленную стоимость от строительно-монтажных работ для собственного потребления. В связи с данными обстоятельствами обществом были внесены в учет изменения, в частности, оформлены дополнительные листы в книгу продаж за июнь 2007 года и в книгу покупок за июль 2007 года и за указанные налоговые периоды представлены в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за июнь и июль 2007 года.
В ходе камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за июль 2007 года инспекцией требованием от 23.07.2010 N 10-34/08944 у общества запрошены документы в подтверждение суммы налога на добавленную стоимость, заявленной на вычеты, в том числе счета-фактуры, предъявленные подрядчиком, копия книги покупок.
Из пояснения представителей сторон в судебном заседании установлено, что строительно-монтажные работы обществом произведены своими силами без привлечения подрядчиков, что и подтверждается счетом-фактурой от 30.07.2007 N 10.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что исходя из содержания требования о предоставлении документов от 23.07.2010 N 10-34/08944, налогоплательщик должен был представить на камеральную проверку в инспекцию именно этот счет-фактуру и книгу покупок с изменениями, внесенными в установленном порядке.
Между тем факт представления обществом данных документов в инспекцию при проведении камеральной налоговой проверки из материалов дела не усматривается (перечень представленных документов приведен в сопроводительном письме N 108 от 04.08.2010). Данное обстоятельство не оспаривается обществом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно исходил из того, что инспекция в ходе камеральной налоговой проверки не имела возможности оценить документы, которые в силу статей 171 и 172 Налогового кодекса РФ дают право налогоплательщику на применение вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из вышеприведенных норм следует, что проверка законности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов осуществляется арбитражным судом исходя из установленных им обстоятельств на дату принятия соответствующих актов, решений и совершения оспариваемых действий (бездействия) государственных органов, а также из тех документов, сведений, которые представил на проверку в указанные органы налогоплательщик.
Поскольку инспекцией оспариваемые решения приняты исходя из тех документов, которые представлены обществом в подтверждение правомерности применения налоговых вычетов, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на момент принятия решений обществом не подтверждена правомерность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
При этом доводы общества о наличии у него права на применение налоговых вычетов за июль 2007 года в связи с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления за июнь 2007 года не могут быть приняты во внимание, поскольку в ходе камеральной налоговой проверки не представлены все документы в подтверждение правомерности таких вычетов. Признание инспекцией обоснованности применения налоговых вычетов в сумме 30363 руб. не опровергает вышеприведенные выводы суда о не подтверждении правомерности применения налоговых вычетов в спорной сумме.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о соответствии оспариваемых решений инспекции нормам налогового законодательства и о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований общества.
Судом апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы проверены в полном объеме и признаны не опровергающими правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 апреля 2011 года по делу N А78-1494/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 апреля 2011 года по делу N А78-1494/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Э. В. Ткаченко |
Судьи |
Э.П. Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-1494/2011
Истец: ООО "Золотодобывающая компания "Урюм"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Забайкальскому краю, МРИ ФНС N 7 по Забайкальскому краю
Третье лицо: ООО "Золотодобывающая компания "Урюм"