01 июля 2011 г. |
Дело N А14-2770/2011 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июля 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.
судей Протасова А.И.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Анзельм К.К.,
при участии:
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Маркина Александра Петровича: Бычкова А.Н., представителя по доверенности б/н от 02.04.2011,
от Администрации Бобровского муниципального района Воронежской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Бобровского муниципального района Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.05.2011 по делу N А14-2770/2011 (судья Сорокина Н.В.) по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Маркина Александра Петровича (ОГРН 1023600532163) к Администрации Бобровского муниципального района Воронежской области о признании незаконным отказа Администрации Бобровского муниципального района Воронежской области в предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству главой которого является Маркин А.П., в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения: кадастровый номер 36:02:5400014:47 и 36:02:5400014:48 площадью 128 Га, местоположение Воронежская область, Бобровский район, северо-западная часть кадастрового квартала 36:02:5400014 и обязании Администрацию Бобровского муниципального района Воронежской области заключить с КФХ, главой которого является Маркин А.П., договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения: кадастровый номер 36:02:5400014:47 и 36:02:5400014:48 площадью 128 Га, местоположение Воронежская область, Бобровский район, северо-западная часть кадастрового квартала 36:02:5400014, расположенного в границах участка, сроком на 49 лет,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Маркин Александр Петрович (далее - глава КФХ Маркин А.П.) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Бобровского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация) в предоставлении КФХ, главой которого является Маркин А.П., в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения: кадастровый номер 36:02:5400014:47 и 36:02:5400014:48 площадью 128 Га, местоположение Воронежская область, Бобровский район, северо-западная часть кадастрового квартала 36:02:5400014; и об обязании заключить с КФХ, главой которого является Маркин А.П., договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения: кадастровый номер 36:02:5400014:47 и 36:02:5400014:48 площадью 128 Га, местоположение Воронежская область, Бобровский район, северо-западная часть кадастрового квартала 36:02:5400014, расположенного в границах участка, сроком на 49 лет.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.05.2011 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Бобровского муниципального района Воронежской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное, необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права, а также несоответствием выводов, содержащихся в решении фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Администрация полагает, что в рассматриваемом случае приоритетное значение имеют положения Земельного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". При этом заявитель жалобы указывает на то, что заявителем в Администрацию было подано заявление, в котором указан кадастровый номер и месторасположение земельного участка площадью: 128 га - 36:02:5400014:48, Воронежская область, Бобровский район, северо-западная часть кадастрового квартала 36:02:5400014, однако среди представленных документов кадастровый паспорт на земельный участок с такими характеристиками отсутствует, в то время, как были представлены документы на два вновь образованных земельных участка площадью 278 200 кв.м. с кадастровым номером 36:02:5400014:48 и площадью 1 001 800 кв.м. с кадастровым номером 36:02:5400014:47.
При этом, Администрация полагает, что, поскольку для земельных участков с кадастровыми номерами 36:02:5400014:48 и 36:02:5400014:47 установлено разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, довод главы КФХ о том, что земельный участок должен быть предоставлен в аренду с соблюдением норм Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" является необоснованным в связи с тем, что заявления о предоставлении в аренду земельного участка для создания КФХ и осуществления его деятельности от заявителя не поступало.
Представитель главы крестьянского (фермерского) хозяйства Маркина А.П. в судебном заседании апелляционного суда возражал против доводов апелляционной жалобы, полагая принятое решение неподлежащим отмене.
В заседание апелляционного суда 01.07.2011 заявитель жалобы явку своего представителя не обеспечил. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителя указанного лица в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, заслушав мнение участника процесса, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, Постановлением Администрации Бобровского района Воронежской области N 224 от 17.04.1998 КФХ "Фаворит" Маркину А.П. предоставлен в аренду земельный участок площадью 128 га из земель фонда перераспределения, расположенный в ТОО им. Ленина, для развития крестьянского (фермерского) хозяйства.
Во исполнение указанного Постановления 26.04.1999 между Администрацией и КФХ в лице его главы - Маркина А.П. заключен договор аренды указанного земельного участка сроком на 10 лет для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
15.06.2003 было заключено соглашение о создании КФХ Маркина А.П. между его главой и членами.
В дальнейшем между Администрацией и ИП главой КФХ Маркиным А.П. 01.05.2009 заключен новый договор аренды указанного выше земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 128 га, расположенного с. Коршево, до 31.12.2009.
Названный земельный участок был снова предоставлен Администрацией КФХ Маркину А.П. по договору аренды от 01.02.2010 сроком до 31.12.2010.
ИП глава КФХ Маркин А.П. 28.12.2010 обратился в Администрацию Бобровского муниципального района с заявлением о продлении договора аренды земельного участка площадью 128 га (который используется с 1998 года), находящегося в границах СХА "Коршевская", кадастровый номер 36:02:5400014:5:48 сроком на 49 лет из фонда перераспределения. Из данного заявления следует, что КФХ занимается животноводством.
В связи с тем, что указанный договор не был продлен, глава КФХ Маркин А.П. 18.02.2011 снова обратился в Администрацию с заявлением о продлении аренды (на срок 49 лет) земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 128 га, кадастровый номер 36:02:5400014:48, месторасположение: Воронежская область, Бобровский район, северо-западная часть кадастрового квартала 36:02:5400014, с целью осуществления деятельности фермерского хозяйства и дальнейшего его расширения и развития растениеводства и животноводства.
Письмом N 463 от 15.03.2011 Администрация Бобровского муниципального района Воронежской области сообщила ИП главе КФХ Маркину А.П. о необходимости предоставления следующих документов: копии договора аренды указанного земельного участка, кадастрового паспорта земельного участка, копии постановления администрации N 224 от 17.04.1998.
Во исполнение указанного сообщения Маркин А.П. 16.03.2011 представил в Администрацию копию договора аренды земельного участка от 26.04.1999, кадастровые паспорта земельных участков (площадью 278 200 кв.м. кадастровый номер 36:02:5400014:5:48, площадью 1 001 800 кв.м. кадастровый номер 36:02:5400014:5:47), копию Постановления N 244 от 17.04.1998.
Письмом N 550 от 25.03.2011 Администрация сообщила главе КФХ Маркину А.П. о том, что на момент обращения в Администрацию срок действия договора аренда от 26.04.1999 истек, а также указанный договор подлежал обязательной государственной регистрации, однако из представленных документов установить наличие регистрации не представляется возможным. Кроме того, в данном письме указанно, что среди представленных документов отсутствует кадастровый паспорт с характеристиками земельного участка, указанными в заявлении от 18.02.2011.
Также Администрация сослалась на то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом N 101-ФЗ от 24.07.2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного Кодекса РФ, в случае если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ.
Полагая действия Администрации по направлению письма N 550 от 25.03.2011 направленными на отказ в предоставлении спорного земельного участка и противоречащими закону, глава КФХ Маркина А.П. обратился в суд с рассмотренными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Администрации отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении в аренду КФХ спорного земельного участка, который должен был быть представлен с соблюдением специального порядка, предусмотренного нормами Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", не предусматривающими процедуру проведения торгов.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правильными, а решение правомерным исходя из следующего.
В соответствии с положениями, изложенными в статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном Кодексом порядке.
Согласно требованиям статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований (возражений).
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве квалифицирующих признаков для признания недействительным акта государственного органа или акта органа местного самоуправления законодатель выделил два взаимосвязанных признака - несоответствие такого акта закону или иным правовым актам и нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица (ст.13 Гражданского кодекса РФ, ст.198 АПК РФ).
В соответствии со ст. ст. 34, 29 Земельного кодекса РФ, лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса РФ, гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил право КФХ на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно пункту 1 названной статьи Закона N 74-ФЗ, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 2 статьи 12 Закона N 74-ФЗ определено, что к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 5 Закона N 74-ФЗ).
В целях реализации указанного права глава крестьянского (фермерского) хозяйства или его члены должны обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением и приложенным к нему документом, подтверждающим государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
С учетом изложенного, заключение договора аренды земельного участка возможно после проведения оговоренных выше процедур, в частности, подачи в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления, подготовки кадастрового плана или кадастровой карты испрашиваемого земельного участка.
Суд апелляционной инстанции полагает, что главой КФХ Маркиным А.П. при обращении 18.02.2011 с заявлением в Администрацию о предоставлении спорного по настоящему делу земельного участка площадью 128 га были представлены необходимые документы и соблюдены все вышеуказанные требования ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается Администрацией, к представленному заявлению от 18.02.2011 с сопроводительным письмом от 16.03.2011 главой КФХ были представлены кадастровые паспорта на два вновь образованных земельных участка площадью 278 200 кв.м. с кадастровым номером 36:02:5400014:48 и площадью 1 001 800 кв.м. с кадастровым номером 36:02:5400014:47.
Заявляя о том, что указанные земельные участки образовались путем межевания земельных участков фонда перераспределения общей площадью 128 га, находившихся в аренде ИП главы КФХ Маркина А.П., в границах бывшего ТОО им. Ленина Бобровкого района Воронежской области, заявитель по делу представил суду апелляционной инстанции землеустроительное дело N 5079 и иные документы, подтверждающие данный факт.
Так согласно пояснительной записке к землеустроительному делу N 5079, в соответствии с договором N 39 от 27.12.2008, ИП Уколовой Н.В. были выполнены работы по межеванию земель фонда перераспределения находящихся в аренде ИП главы КФХ Маркина А.П. по договору от 26.04.1999 в границах бывшего ТОО им. Ленина.
В соответствии с утвержденным заданием от 27.11.2008, межеванию подлежал земельный участок 128 га сельскохозяйственных угодий фонда перераспределения.
Из представленных заявителем по делу копий: технического проекта от 27.11.2008, планов земельных участков фонда перераспределения N 1 и N 2, актов согласования границ земельного участка от 27.12.2008, описаний земельных участков, заявления от 23.04.2009 в Бобровский филиал - отдел ОВКОН ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области об осуществлении кадастрового учета земельных участков, в сопоставлении с имеющимися в материалах дела копиями кадастровых паспортов от 30.04.2009 N 02-2/09-1545, N 02-2/09-1545, Постановления N 224 от 17.04.1998 и договора аренды от 24.06.1999 следует, что главой КФХ Маркиным А.П., в соответствии с требованиями статьи 12 Закона N 74-ФЗ, Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", произведено межевание земельного участка площадью 128 га из земель фонда перераспределения, расположенного в ТОО им. Ленина, находившегося в аренде КФХ по договору от 26.04.1999.
По окончания указанных работ по межеванию, участок был разделен на два земельных участка площадью 278 200 кв.м. с кадастровым номером 36:02:5400014:48 и площадью 1 001 800 кв.м. с кадастровым номером 36:02:5400014:47.
При указанных обстоятельствах, не смотря на то, что в заявлении от 18.02.2011 указан земельный участок площадью 128 га с кадастровым номером 36:02:5400014:48, фактически главой КФХ Маркиным А.П. в Администрацию были представлены оба кадастровых паспорта на вновь образованные земельные участки, составляющие в сумме ранее арендованный земельный участок указанной площадью 128 га, в связи с чем, апелляционным судом отклоняется довод жалобы о несоответствии характеристик участка, изложенных в заявлении от 18.02.2011, характеристикам земельных участков, кадастровые паспорта которых были представлены фактически.
Учитывая изложенное, у Администрации отсутствовали основания для отказа в предоставлении испрашиваемого главой КФХ Маркиным А.П. земельного участка для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и дальнейшего его расширения.
Довод администрации о том, что, поскольку от главы КФХ не поступало заявление о предоставлении в аренду земельного участка для создания КФХ, при предоставлении спорного участка необходимо руководствоваться статьей 34 Земельного кодекса РФ и нормами Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", отклоняется судом апелляционной инстанции исходя из следующего.
Согласно статьи 78 Земельного кодекса РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В силу статьи 80 Земельного кодекса РФ, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель, из которого Администрации и надлежало предоставить спорный земельный участок главе КФХ Маркину А.П., с соблюдением специального порядка, предусмотренного нормами Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который не предусматривает процедуру проведения торгов.
При указанных обстоятельствах арбитражным судом первой инстанции заявленные требования удовлетворены правомерно, и в качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов главы КФХ Маркина А.П. обоснованно решено обязать Администрацию заключить с КФХ договор аренды спорного земельного участка сроком на 49 лет.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе фактически повторяют доводы, приведенные Администрацией в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции. Доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих сделать вывод о неправомерности принятого судебного акта апелляционная инстанция не усматривает.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная инстанция находит, что представленные доказательства судом оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.05.2011 по делу N А14-2770/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Бобровского муниципального района Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
В.А. Сергуткина |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2770/2011
Истец: ИП глава Кфх Маркин А. П.
Ответчик: Администрация Бобровского муниципального района Воронежской обл.
Третье лицо: Администрация Бобровского муниципального р-на